Папки-передвижки

Классный час в 4 классе «Нет друга — ищи, а нашёл — береги»

Лариса Лебедева
Классный час в 4 классе «Нет друга — ищи, а нашёл — береги»
▼ Скачать + Заказать документы

Классный час в 4 классе

Тема: Нет друга – ищи, а нашёл, береги.

Цель:

1. Способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и взаимовыручки.

2. Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность.

3. Учить находить у людей, героев и персонажей художественных произведений такие качества личности как доброта, щедрость, отзывчивость.

Подготовительная работа:

Публикация «Классный час в 4 классе „Нет друга — ищи, а нашёл — береги“» размещена в разделах

Попросить ребят: выучить стихи о дружбе; написать сочинение о друге; найти пословицы о дружбе и выучить их; приготовить инсценировку рассказа В. Осеевой «До первого дождя»

Оборудование: аудиозапись с песней «Если с другом вышел в путь», магнитофон, листочки бумаги с фразой «Друг – это тот …»- для работы в группах, ленточка, карточки с проблемными ситуациями; карточки с началом пословицы и с продолжением пословицы

На доске: - слова поэта Руставели: «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг»

- название темы классного часа

- начало пословиц …

Ход классного часа.

1. Вступительное слово.

- Интересно, о чём мы сегодня будем говорить? Точнее, о ком? Кому она знакома, можете подпевать. (Песня «Если с другом вышел в путь» Муз. В. Шаинского, сл. М. Танича)

- Теперь можете определить тему нашего классного часа? (ответы детей)

- Конечно же, сегодня поговорим о друзьях и о дружбе. Действительно, если с другом вышел в путь, то любой путь будет легче и веселее. Как вы думаете, можно ли человеческую жизнь сравнить с дорогой? (ответы детей)

- Сегодня мы пройдём небольшой отрезок нашего жизненного пути вместе.

2. Работа с пословицами.

- Трудно представить жизнь без друзей. Ещё в 12 веке великий грузинский поэт Шота Руставели писал: «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг».

- У каждого народа есть легенды, пословицы, поговорки о дружбе. Может быть вспомните некоторые из них? (ответы детей)

- Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру: «Закончи пословицу» и объяснить значение пословиц. (Работа в парах. На каждой парте окончание пословицы. Дети находят начало пословицы с доски присоединяют окончание, объясняют смысл пословицы)

1. Маленькая дружба, (лучше большой ссоры)

2. Дружба как стекло:(разобьёшь, не сложишь)

3. Одежда хороша новая, друг старый)

4. Не имей сто рублей, (а имей сто друзей)

5. Гору разрушает ветер, людскую дружбу -(слово)

6. Сила птицы в крыльях, сила человека … (в дружбе)

7. Стол богат – тело полнеет, друзей много - (душа полнеет)

8. Человек без друга, что земля (без воды)

9. Жить без друзей, что есть пищу (без соли)

10. Человек без друзей, что дерево (без корней)

-На жизненном пути человек встречается с разными людьми: добрыми и злыми, щедрыми и жадными, мужественными и трусливыми, весёлыми и угрюмыми. Как же среди них найти друга? Нужно знать, кого искать.

3. Творческая работа «Друг – это…»

- Предлагаю, всем вместе подумать, кто такой друг. Какого человека мы можем назвать другом?

(Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает лист, на котором написано начало фразы «Друг – это тот …». Дети дописывают фразу и читают, что у них получилось)

- Можно ли сказать, что у нас получился коллективный портрет друга. (Подытоживает ответы детей, затем читает стихотворение У. Шекспира)

Настоящий друг везде

Верен в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всём без дальних слов

Он помочь тебе готов.

4. Беседа «Зорко лишь сердце»

а) - Как вы думаете, ребята, друзей у человека может быть много? (ответы детей)

- Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг – это более личное, дорогое, близкое, чем товарищ или одноклассник.

Послушайте рассказ В. Осеевой «До первого дождя»(Инсценирование)

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

-Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

-Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, -сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, -сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Вопросы для обсуждения:

• О настоящей дружбе этот рассказ или нет?

• Как вам кажется, осознала Маша свой проступок?

• Можно ли спасти их дружбу?

• Если да, то как?

б) - Скажите, ребята, пожалуйста, за что вы любите своего друга? (ответы детей)

-Оказывается, друзей выбирают не по внешним качествам: не по красоте или по одежде, в которой он одет. Вы сейчас перечислили больше всего душевные качества человека. Правильно. Нужно уметь разглядеть редкие душевные качества человека, внутреннюю красоту. Это можно почувствовать сердцем. Я хочу вам рассказать одну историю о том, как бабушка помогла девочке поверить в себя, а окружающих заставила задуматься над собственными словами и поступками. Послушайте, и скажите о чём заставил задуматься рассказ.

Во дворе играли дети, а в отдалении от них стояла косоглазенькая девочка в очках. Она ковыряла землю носком ботинка, упрямо поглядывала на других детей. И тут подошла к ней старушка и говорит:

- Да та пошто, дева, отделилась ото всех? Видно, плохо тебе, дак ты поплачься.

Девочка ответила:

- Дразнятся: «косая», «уродина».

- Вот оно как! Дак это они ещё глупые. А ты вот послушай-ка. Красота-то всем поровну дана, у всех она есть. И у тебя тоже она есть! Только у всех по-разному. У той вон кудри какие – в кудрях краса. А вот у этой смех какой, краса, значит, в смехе. А вон та – в лице у неё краса. А у тебя самая краса в душе, в сердечке, вот тут!

И старушка положила руку девочке на сердце.

- Вот тут, в сердце, главная красота и есть! Ты полюбуйся на чужую красу, и тебе красы прибавится. И тебя будут любить, к сердцу твоему льнуть будут. Иди-ка к ним. Гляди на всех без зла, без обиды!

И повела она девочку к детям.

- Деточки, а я вашу потерю нашла. Вы подружку свою боле не теряйте. Глазки у неё слабенькие, так ей одной и вовсе нельзя. Вот и доглядайте, чтоб с вами была. Она вас всех любит, сердце у неё доброе, красивое. А что глазик косой, так и дождик косой, а без него трава не растёт! И солнышко, бывает, косо смотрит, а с ним нам радость! И косы плетут косо, а хорошо. Если кто про это не знает, начнут дразнить вашу подружку, вы не давайте её в обиду, растолкуйте тому. Вот и берегите её. Ведь вы же добрые.

- На какие мысли натолкнул вас этот рассказ? О чём заставил задуматься? (ответы детей)

5. Обсуждение и решение проблемных ситуаций

- Настоящей дружбе, как и всему на свете, надо учиться. Давайте попробуем разрешить несколько житейских проблем и поразмыслим, как бы поступил в этих случаях настоящий друг.

• Твой друг не смог решить домашнее задание и просит у тебя списать.

• Во время «Весёлых стартов» твой друг упал на бегу и подвёл команду.

• Твой друг предлагает тебе прогулять урок. И предупреждает, что если ты не согласишься, то он с тобой дружить не будет.

• Родители узнали, что твой друг плохо учится, и запрещают тебе дружить с ним.

• Твой друг плохо относиться к остальным ребятам.

6. Обзор сочинений

- Поднимите руку те, у кого есть друзья. (Дети поднимают руки). Дома вы писали сочинения о друге. Было много интересных работ. Отрывки некоторых сочинений я зачитаю сама. А двоих попрошу прочитать самих. (Максим Чехонин прочитает о своём друге и Даша Матвеева о своей подружке)

Послушайте отрывки сочинений:

* Находит со всеми общий язык. Хорошая у меня подруга, но живёт далеко от меня. (Лиза)

* Максим неплохо учится. Помогает мне в сложных делах. Вот за это мне он нравится. Я уважаю своего друга (Никита)

* Она делится со мной секретами. И никогда не рассказывает мои секреты другим… (Лиза)

* Она очень весёлая, никогда меня не обманывает, старается мне помочь. Она в любую минуту может меня защитить (Маша)

* Летом мы катались на велосипедах наперегонки, ходили на рыбалку, собирали ягоды, купались в пруду (Антон)

* Иногда мы ссоримся, но только на два, три дня (Катя)

* Мы не обзываемся, не дерёмся, а играем дружно…»(Саша)

А сейчас свои рассказы прочитают Максим и Даша.

-Вот такими должны быть настоящие друзья.

Я очень рада, что у вас есть друзья, которые могут прийти к вам на помощь, выслушают вас в трудную минуту, принимают вас такими, какие вы есть.

7. Заключительное слово

Я предлагаю, в завершении нашего классного часа выйти всех и завязать по одному узелку на ленточке и назвать одно качество, которым по-вашему мнению, должен обладать друг? (терпеливый, внимательный, умный, добрый, справедливый, заботливый, интересный, весёлый, верный, честный, отзывчивый, правдивый….)

- Посмотрите, какая получилась крепкая лента. Её очень трудно разорвать. - -- Впереди у вас длинная дорога жизни. Пусть на вашем жизненном пути встречаются люди с такими качествами, которые вы перечислили, и станут они вашими друзьями.

-А теперь возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент.

- Попрошу ребят рассказать стихи о дружбе, которые они выучили.

МОНОЛОГ О ДРУЖБЕ

1. Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

2. Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать.

3. Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять

А спросила мама: «Вы не в школе?»-

Оба дружно начинают врать.

4. Дружба – это если друг твой болен

И не может в школу приходить,-

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год…

5. Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Всем на память о классном часе дарю 13 заповедей дружбы. Старайтесь их соблюдать, и у вас будет самый лучший друг.

13 заповедей:

1. Будь всегда рядом ненавязчиво, даже если тебя об этом не просят.

2. Будь мудрым отойти на время, если есть такая необходимость.

3. Не завидуй.

4. Не кради.

5. Не злословь.

6. Будь отзывчивым не только в горе, но и в радости.

7. Соблюдай правила личных границ друга, но помни о своих.

8. Каждый имеет право на ошибку и друг тоже

9. Не будь жадным.

10. Там, где ирония и сарказм, скрыта враждебность. Там нет дружбы.

11. Не поступай с другом так, как хочешь, чтобы он поступал с тобой.

12. Дружба любит чистоту и не терпит грязи.

13. Старайся быть искренним.

-Спасибо всем за работу.

МУЗЫКА

Публикации по теме:

Дидактические игры для формирования нравственных качеств и этической культуры дошкольниковДидактические игры для формирования нравственных качеств и этической культуры дошкольников Хочу предложить несколько дидактических игр, направленных на формирование нравственности и этической культуры дошкольников. Через данные.

Краткосрочный проект «Защитники Отечества» Цель проекта : • закреплять знания детей о защитниках Отечества; • воспитывать патриотические чувства. Задачи проекта: • воспитывать в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классный час в 4 классе «Нет друга — ищи, а нашёл — береги»
Опубликовано: 21 октября 2014 в 16:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Классный час в 4 классе «Нет друга — ищи, а нашёл — береги»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Лебедева (УИ 257777) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД