Ольга Николаевна Андреева
Кого мы наказываем? Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Кого мы наказываем? Консультация для родителей
Самая большая обида - детская. Это потому, что она продолжает расти и после того, как уже высохли слезы, и на лице ребенка играет улыбка. Грубое слово, несправедливый упрек, хуже того – удар, незримо, неслышно долго живут в детской душе.
Через много лет, набрав тяжелый вес, приобретая ранящую остроту, она бумерангом вернется к нам. Простая, неоспоримая, горькая истина… .
Публикация «Кого мы наказываем? Консультация для родителей» размещена в разделах
Если малыш совершит плохой поступок, его накажут. Строго или не очень – это решит не он, а взрослый. Что ж, все прощать нельзя…. И все таки наверное, лучше девяносто девять раз простить, чем всего один раз незаслуженно наказать. Ничто так не восстанавливает против всего и всех на свете, как незаслуженное наказание.
Чем может защитить себя малыш? Если ему страшно он закрывает глаза и тогда, страшное исчезает. Чтобы не слушать страшную сказку, он затыкает уши. А против нас он безоружен. Ни капельки не согласен с нами, а подчиняется. Не чувствует себя виноватым, а просит прощения. У мальчишки постарше есть что противопоставить нашему диктату, упрямство. Вызов в каждом слове, каждом поступке. Взрослых при одном его виде трясет. И он чрезвычайно доволен этим, весело улыбается,а внутри у него рушатся миры, на душе тоска и растерянность.
Равнодушным ко всему, не верящим ни во что человеком. В лучшем случае, не заметным до поры до времени. Такой унизиться может рабски и другого унизить как раба. Смелым гордым, великодушным вырастает тот, чье достоинство взрослые охраняют, как свое собственное.
Если бы люди сразу рождались взрослыми, как бы тогда интересно выглядела наша планета? Были бы синими моря, высокими горы? Летали бы над лужайками яркокрылые бабочки. Шли бы летом шумные благодатные дожди, повсюду образуя голубые лужи? Земля без детей…мыслимо ли такое?
Не для того ли и сверкают на солнце дождевые лужи, чтобы малыши могли бесстрашно топать по ним? Не потому ли природа и сотворила бабочку нарядной, чтобы дети, гоняясь за ней по лужайке, учились быстро бегать? Не для того ли зимой озябшие птицы и заглядывают в стылые окна, чтобы пробуждать в детях сочувствие к живому и слабому? На все эти вопросы легче легкого ответить : «Не для того, не потому.» И будут эти ответы скучными, как земля без детей!
Человек происходит из детства. И кроме стран отмеченных на географических картах, существует также великая, густонаселенная Страна Детства, страна откуда вытекает могучая река человеческой жизни, где все начинается: мысли, характер, призвание Человек! Про некоторых людей говорят: большие дети! И это, как правило, умные, добрые, чистые люди, хотя и чуточку наивные. Но ведь все взрослые-дети, которые стали большими. И чтобы их,больших, лучше понять, хорошо бы вначале научиться понимать маленьких … .
Никогда не настанет такого времени, когда мы сможем сказать себе, что знаем о детях,о законах их роста все. Ведь если в бесконечном атоме, то и дело находят «белые пятна», сколько неизвестного в личности ребенка. До недавнего времени считалось, что появившись на свет, мы видим мир в опрокинутом состоянии, теперь это утверждение оспаривается. А как узнать истину? Сам ребенок нам ничего не скажет. И поэтому остается одно: с напряженным вниманием, неутомимым интересом, наблюдать за его жизнью и ростом. Ребенок видит мир не так как мы, недаром на его рисунках солнце, деревья, дома, люди раскрашены в такие цвета, каких на наш взгляд, не существует в природе. Он и понимает многое не так как мы: в восторге, от того, к чему мы уже давно равнодушны, горько плачет над тем, над чем мы уже лишь посмеиваемся,но чем-то отличаться,не значит в чем-то уступать. Жизнь детей также многогранна, неповторима, как наша взрослая. Если было бы возможно заглянуть в душу ребенка, мы увидели бы, что в ней происходят сложнейшие духовные процессы, совершаются такие же жизненные драмы что и у нас взрослых, только поострее…
Читайте лица детей - вы лучше поймете, что в играх и шалостях детей много серьезного! Понимайте детей! Сокровенная мечта каждого человека - чтобы его понимали… В добрый путь,в страну, где все начинается!
Всегда ли нужны наказания?
Как правило, результат можно быстрее получить, применив наказание физическое. Но психологи единодушно отрицают этот метод.
Во-первых, это наказание не пригодно для сознательного формирования морали ребенка.
Во-вторых, телесные наказания развивают в детях нежелательные свойства характера.
Систематическое применение сильного физического наказания может надломить волю ребенка, превратив его в покорную, изворотливую личность, неспособную выработать собственную независимую позицию и принять собственное самостоятельное решение.
Наказание детей страхом утраты родительской любви можно сравнить с атомной энергией. В случае неправильного применения, наказание может нанести большой вред, и наоборот, разумное его использование бывает результативным.
Достичь желаемого можно при соблюдении важнейших условий: наказывая ребенка взрослый всякий раз должен дать почувствовать ему, что он любит ребенка даже тогда, когда наказывает за какую-либо серьезную провинность
Второе условие, подкрепляющее действие первого, состоит в том, что наказание должно относиться не ко всей личности ребенка в целом, а только к тому отдельному случаю поведения, за которое он наказан.
Известно, что в раннем возрасте наказание будет эффективным, если еще применяется не после совершения проступка, а совпадает с ним или на мгновение опережает его. В этом случае правильно говорить даже не о наказании, а о запрете.
Психологи считают, что наказание следующее за совершенными детьми проступками, играет очень серьезную роль в формировании комплекса неполноценности личности.
Старайтесь мудро и деликатно наказывать свое драгоценное чадо! И никогда не наказывайте за то, что случилось не по его вине, произошло случайно. Известный римский философ и писатель Сенека-младший говорил: «Невольная вина не виновата».