Лучший педагог года

Коллекционирование как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Юлия Барловская
Коллекционирование как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Работая с детьми, все мы сталкиваемся с тем, что дети приносят в детский сад игрушки. Но бывают не просто игрушки, а игрушки, объединённые какой-то тематикой. Огромную ценность для детей представляют игрушки из шоколадных яиц, «монстры», лошадки «PONY VILLE». Количество и разнообразие таких игрушек придают их обладателю особый вес: дети собирают игрушки, хранят их в особых коробочках, с гордостью демонстрируют свои собрания, обмениваются друг с другом, называя при этом их коллекцией.

Публикация «Коллекционирование как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах

Для того чтобы поддержать эту детскую инициативу и с целью развития познавательно-исследовательской деятельности, мы решили в группе создать свои коллекции : весной собирали красивые, необычные камни; дети, возвращаясь из отпусков, привозили разнообразные ракушки. В этом году мы пополнили свои имеющиеся коллекции ещё одной - коллекцией игрушек из шоколадных яиц.

В процессе создания и пополнения коллекций нами решаются следующие задачи: знакомим детей с понятиями «коллекция», «коллекционер»; привлекаем взрослых к совместному с детьми коллекционированию; показываем разнообразный мир коллекций.

Дети из всего разнообразия игрушек будут искать именно ту, которой у него ещё нет, и родители зачастую поддерживают детскую «собирательность», что способствует расширению кругозора детей, развивает их познавательную активность. А когда дети и взрослые занимаются одним делом, исчезают многие проблемы в их взаимоотношениях, а также во взаимоотношениях между детьми. [2, с. 124] Дети с удовольствием играют своими коллекциями, используя их в сюжетно - ролевых играх, с упоением рассказывают о новых приобретениях. Дети знают всю историю игрушек, которых они собирают, рассказывают удивительные истории из «жизни» своих экспонатов. Эмоциональная привязанность детей к тому или иному предмету коллекции объясняется не его объективной ценностью или редкостью, а историей его приобретения, сильным желанием иметь такую игрушку, чувствами к человеку, подарившему данный предмет.

Чтобы такое увлечение дошкольников не было бессмысленным сбором, а способствовало развитию исследовательских умений, процессом коллекционирования необходимо управлять. Здесь неоценима помощь родителей. Если родители поддерживают интересы ребёнка, направляют его познавательную деятельность, то это способствует формированию таких качеств, как любознательность, пытливость и наблюдательность, что развивает активность детей и чёткую познавательную направленность.

У дошкольников нужно воспитывать бережное отношение к коллекции. Они должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты, которые надо рассматривать, любоваться ими, в то же время их нельзя делать неприкасаемыми, тогда дети теряют к ним интерес. Они должны иметь возможность не только рассматривать, но и перебирать вещи, располагая их по-своему.

Истинное и полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, даёт навыки исследовательской деятельности. Стойкость к коллекционированию у дошкольников во многом зависит от того, культивируют ли взрослые его собирательство или гасят желание своим пренебрежительным отношением. [3]

Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции можно использовать в различных видах детской деятельности :

познавательная : развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация); развитие математических представлений – временные представления, счетные операции; ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;

• игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры, театрализованные игры, игры – драматизации (сказки, цирк);

• продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых, опытно-экспериментальная деятельность, На занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы сравнивали и проводили эксперименты с имеющимися у нас коллекциями камней и ракушек, нами были проведены такие опыты как «тонет — не тонет», «тяжёлый — лёгкий», «хрупкий — прочный» и т. д. А также оформление выставок коллекций.

• коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми в рамках работы с коллекцией;

• трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;

• чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;

• художественная - изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.) [4]

Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность с занятиями по математическому развитию, изодеятельности, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приема, во время минут ожидания, в вечернее время); в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты); в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды). [4]

Составной частью нашей работы было формирование у детей представления о значимости коллекций. Поэтому мы рассказывали о том, что все музеи в основе своей представляют собой большие коллекции, а начинались они с обычного собрания редкостей одного человека. [1, с. 9] В нашем саду несколько лет назад был создан музей журавлей, где были представлены журавли разнообразных видов из различного рода материалов. Но для создания дополнительной группы в детском саду, музей пришлось расформировать.

Стойкость пытливого отношения детей к созданию коллекции зависит от того, культивируют ли взрослые такое отношение к собирательству; следовательно, помощь родителей просто необходима. [2, с. 125] Папы и мамы нас поддержали, и мы организовали выставку коллекций в нашем саду, куда родителями были принесены разнообразные виды коллекций : от детских игрушек, разного вида ёжиков, статуэток, до систематизированных коллекций этикеток от спичечных коробков и календариков 40-летней давности.

На основе проделанной нами работы можно сделать следующие выводы: значение коллекционирования в образовательном процессе очень велико:

• это новое направление работы с детьми, расширяющей сенсорный опыт;

• особая форма дополнительного образования, развивающая кругозор детей;

• использование экспонатов коллекции помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для наблюдения, где важная особенность экспонатов — их статичность, дающая возможность рассмотреть и подробно описать их, установить между ними связи;

• рациональное и интересное с точки зрения творческого подхода использование образовательного пространства, позволяющего разнообразить детскую деятельность. Эффективный способ приобщения к неживой природе;

• в процессе коллекционирования у детей развиваются процессы и умения, являющиеся ступеньками к творчеству, познавательные, психические процессы (внимание, нестандартное мышление, умение наблюдать, выделять главное, устанавливать аналогию и комбинировать.

Список литературы:

1. В. Миленко, В. Лепетюха. Коллекционирование. Форма организации познавательной деятельности старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2011. - №10, - с. 9.

2. Л. Султанова. В мире детских коллекций // Дошкольное воспитание. - 2010. - №4, - с. 124

3. МКДОУ «Солнышко», с. Амурзет [ электронный ресурс ]. - https://mdou-solnihko.ucoz.ru . - (дата обращения 18.03.2015).

4. МБДОУ Детский сад №29 «Журавушка» [ электронный ресурс ]. - https://ds29.detkin-club.ru/editor/1877/files/a4be5009d7e1a4ad9b0f9ec42c23f5ad.pdf. - дата обращения (18.03.2015).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников» Закружится мой день неугомонный, И я люблю всю эту чехарду. В нём колокольчик радости бездонной В нём детский смех, вопросы «Почему? Зачем.

Из обобщения опыта «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников» «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников» Автор: воспитатель старшей группы.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.

Мастер-класс «Детское экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Мастер – класс «Детское экспериментирование в познавательно – исследовательской деятельности дошкольников». А у нас в саду дела – эксперименты.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у младших дошкольников через экспериментирование Цель: Повышение своего теоретического уровня и компетентности с целью расширения представлений о развитии познавательно - исследовательской.

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Предметно-развивающая среда, как условие развития познавательно-исследовательской деятельности Специально организованная предметная среда позволяет педагогам решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания.

Презентация «Решение проблемных ситуаций как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности» Актуальность: В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Ребёнок дошкольного.

Экологические акции как часть познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ Взаимодействие дошкольников с природой очень важно в современном мире. Примеры использования ресурсов, последствия этих положительных и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коллекционирование как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Опубликовано: 17 ноября 2018 в 17:21
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД