Получи документы

Коллективно творческое дело, как один из эффективных способов формирования и развития коллектива

Марина Семаева
Коллективно творческое дело, как один из эффективных способов формирования и развития коллектива

План

Индивидуальной самообразовательной работы Семаевой М. С. Образование: Высшее.

Общешкольная проблема: Сплочение детского коллектива через коллективно-творческие дела.

Тема: Коллективно творческое дело как один из эффективных способов формирования и развития коллектива.

Введение

1. Этапы реализации программы самообразования

2. Стадии КТД

3. Целеполагания стадий КТД

4. Основные направления и действия для повышения КТД

Публикация «Коллективно творческое дело, как один из эффективных способов формирования и развития коллектива» размещена в разделах

5. Способ демонстрации проделанной работы

6. Выводы по окончанию работ

Список литературы

Ведение:

Понятие "Коллективно творческое дело" было введено Ивановым Игорем Петровичем, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). Причем неважно, был ли если этот или похожий продукт уже когда-либо создан, главное, чтобы детская группа создавала его впервые. Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей, предполагающий совместную деятельность, направленную сплочение коллектива.

Остановимся более подробно на КТД в работе педагога, желающего видеть свой детский коллектив сплоченным. Организация воспитательного процесса построена на следующих основополагающих принципах:

принцип сознательности и активности обучающихся;

принцип доступности и посильности обучения и воспитания личности;

каждый ребёнок талантлив;

принцип связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью;

принцип толерантности.

Коллективно творческое дело и является наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе реализацию этих принципов.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в группах, делить успех и с другими, брать на себя ответственность, узнают друг о друге много нового. Таким образом, происходят одновременно два важных процесса:

- формирование личности школьника;

- формирование и сплочение классного коллектива.

Существуют различные виды КТД: трудовые, интеллектуальные, художественные, экологические и спортивные. Для всестороннего развития коллектива желательно реализовывать КТД различного вида, но при этом все же учитывать направленность класса и интересы учащихся.

Актуальность темы: Данная тема предполагает широкое участие каждого члена коллектива в выборе, разработке, реализации и анализе коллективных дел. Каждому учащемуся предоставляется возможность определить для себя долю своего участия и ответственности.

Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. При раскрытии этапов будем опираться на работы И. П. Иванова как родоначальника этой методики.

Цель: Создание сплочённого, дружного коллектива через творческое самоопределение и самореализацию ребёнка.

Задачи:

сформировать навыки культурного поведение в школе, дома, на улице, в общественных местах;

• создать условия для возможности самовыражения каждого члена коллектива, возможности комфортно чувствовать себя в коллективе;

• привить интерес к здоровому образу жизни, соблюдению гигиенических правил;

• воспитать уважительное отношение к своему Отечеству;

• создать условия все необходимые условия для сплочения коллектива;

• создать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования детского коллектива и развития личности ребенка в нем.

• Диагностика склонностей и познавательных интересов учеников.

Предполагаемый результат:

1. Воспитанники должны получить опыт работы в коллективе, опыт принятия коллективного решения в процессе учёбы и совместной деятельности.

2. Должны быть выявлены явные лидеры, способные разрешать общие вопросы, которые впоследствии становятся помощниками воспиателя

3. Научить детей коллективной трудовой деятельности.

4. Разработать программу по сплочению КДТ

5. Провести совместные общешкольные мероприятия

6. Личная методическая страница на сайте

7. Узнать и сравнить уровень воспитанности детей на начало и конец учебного года

8. Подаю личный пример воспитанникам, участвуя в различных общешкольных мероприятиях

9. Организация досуга детей

10. Доклады и выступления на пед. советах и МО

11. Разработка и проведение внеклассных занятий

12. Игры для сплочения детского коллектива

1. Этапы реализации программы самообразования

Реализация программы самообразования запланирована мною в срок от 3 до 5 лет с разбивкой по годам.

1) 2019-2020 учебный год

2) 2020-2021 учебный год

3) 2021-2022 учебный год

4) 2022-2023 учебный год

2. Стадии коллективно творческого дела

Первая стадия - предварительная работа.

На этой стадии педагог составляет модель будущего КТД, осмысливает воспитательные цели и задачи. Учитель анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе, определяет место КТД в общей системе воспитательной работы.

В конце данной стадии учитель и проводит стартовую беседу, суть которой заинтересовать будущей работой.

На данной стадии педагог ставит перед собой следующие задачи: С какой целью? Что лучше сделать? Для чего, с кем? Кто может помочь? Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором?

Вторая стадия - коллективное планирование.

Составляется общий план работы коллектива и планируется конкретное КТД.

На данной стадии педагог ставит перед собой следующие задачи: Какое дело проведем? На радость и пользу кому? Где его провести? Как лучше провести? С кем вместе провести? Кто будет ответственным? Кто будет ведущим?

Третья стадия - коллективная подготовка КТД.

Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения коллективно творческого дела создается инициативная группа, которая разрабатывает план действий и планирует работу.

На данной стадии педагог ставит перед собой следующие задачи: Как развить положительные качества детей? Как преодолеть отрицательные качества? Как включить всех в активный творческий поиск? Как научить детей преодолевать трудности и не поддаваться соблазнам?

Четвертая стадия - проведение КТД.

Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.

На данной стадии педагог ставит перед собой следующие задачи: Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном КТД? Как увлечь воспитанников личным примером? Как создать радостную перспективу близкого успеха? Как научить ребят выходить из затруднительного положения?

Пятая стадия - подведение итогов КТД.

Подведение итогов происходит на общем собрании, на котором рассматриваются вопросы:

Что было хорошо и почему?

Что не удалось осуществить и почему?

Что предлагаем на будущее?

Анализ проходит сразу после проведения КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента:

отметить все положительное и его должно быть больше, чем негативного.

обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела.

наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

На данной стадии педагог ставит перед собой следующие задачи: Как научить ребят коллективно подводить итоги своей работы? Как помочь воспитанникам анализировать и оценивать проделанную работу? Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?

Шестая стадия - последействие.

На этой стадии в исходных направляющих действиях педагога непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

На данной стадии педагог ставит перед собой следующие задачи: Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? Как научить осуществлять собственные решения? Как убедить в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?

В современной школе данная педагогическая технология просто необходима, так как Коллективно творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью и в то же время, является одним из основных воспитательных средств. В КТД любой школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как инициативность, ответственность, организованность, исполнительность, общительность - свои лидерские качества.

3 Целеполагания стадий КТД

Стадии Педагогические целеполагания

Предварительная работа воспитания (1 стадия). С какой целью? Что лучше сделать? Для чего, с кем? Кто может помочь? Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором?

Коллективное планирование (2 стадия). Какое дело проведем? На радость и пользу кому? Где его провести? Как лучше провести? С кем вместе провести? Кто будет ответственным? Кто будет ведущим?

Подготовка дела (3 стадия). Как развить положительные качества детей? Как преодолеть отрицательные качества? Как включить всех в активный творческий поиск? Как научить детей преодолевать трудности и не поддаваться соблазнам?

Проведение дела (4 стадия). Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном КТД? Как увлечь воспитанников личным примером? Как создать радостную перспективу близкого успеха? Как научить ребят выходить из затруднительного положения?

Подведение итогов (5 стадия). Как научить ребят коллективно подводить итоги своей работы?

Как помочь воспитанникам анализировать и оценивать проделанную работу? Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?

Подведение итогов Ближайшее последействие (6 стадия). Как научить ребят реализовывать выводы и предложения?

Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? Как научить осуществлять собственные решения? Как убедить в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?

4 Основные направления и действия для повышения КТД

Почему именно КТД?

воспитательные задачи, которые ставит воспитатель, в процессе КТД решаются незаметно для участников;

в процессе КТД развиваются все стороны личности: познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы, эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности, действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера);

в процессе КТД осуществляется взаимное воспитание его участников, а также самовоспитание;

и наконец, процессе КТД происходит сплочение детского коллектива.

Работая над становлением детского коллектива воспитатель осуществляет повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся, проводит индивидуальные и групповые диагностические беседы, посещает проводит общешкольные мероприятия. Все это помогает делать обобщающие выводы по вопросам отношения учащихся к учебной деятельности, выявлять черты характера, культуру поведения, отношения с одноклассниками и т. д.

Личность – это человек в его социальных связях и взаимных отношениях, формирование личности протекает, как движение, вызываемое причинами проходящее свои этапы. Это движение длительное. В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться правила : «Недостаток ребенка – это такое достоинство, которому мы не нашли применения» А, значит, нет у детей недостатков, с которыми нужно бороться, тратя нервы детей и свои собственные. Большую роль для ребенка играет психологическая поддержка Для ребенка важно услышать от воспитателя высказывания типа: «Я тобой горжусь», «я рада, что ты попытался это сделать» и т. п. Поэтому сегодня для меня, как воспитателя, одним из приоритетных направлений в работе является задача создания единой системы воспитания гармонично – развитой личности ребенка.

Формируя детский коллектив использую следующие направления в воспитательной работе:

• Традиционные дела;

• Духовно-нравственное и патриотическое воспитание

• Здоровье;

• Учение;

• Профилактика правонарушений обучающихся;

• Экология.

5 Способ демонстрации проделанной работы

В работе с коллективом использую следующие методы, приемы, формы работы : объяснение, беседа, диспут, пример. поощрение.

Очень важной считаю индивидуальную работу с учащимися : психологическая диагностика,

индивидуальные беседы, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.

Важное место отвожу регулярным контактам с учителями предметниками, провожу индивидуальные беседы с учащимися.

Особое место в деятельности воспитателя занимают внеклассные занятия. Внеклассное занятие – форма организации процесса непосредственного общения воспитателя и воспитанников, в ходе которого поднимаются важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Учащиеся класса принимали участие в школьных конкурсах рисунков «Мама-главное слово», «День народного единства». Изготавливают поделки для общешкольной выставки. Также воспитанники стараются жить в коллективе дружно, весело, интересно. Готовим совместные номера для общешкольных праздников.

В условиях современного мира воспитатель должен быть на шаг впереди тех кого он воспитывает. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, увлекаться театром, живописью, литературой, разбираться в моде, владеть информацией из сети интернет и быть просто культурным человеком.

Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т. д. Всякая деятельность является объективным фактором формирования коллектива.

Вот примеры некоторых игр проводимых мной для сплочения детского коллектива.

1. Игра «За что меня должны уважать»

Цель: данная игра формирует у участников правильное и адекватное отношение к самому себе, позволяет выявить проблемы, которые могут быть у участников.

Правила игры:

заставлять участвовать нельзя;

мешать высказываниям водящего запрещается.

Ход игры: Ход упражнения: все ребята сидят в кругу. В центре стоит стул, куда садятся все желающие по очереди. Сидящему в центре дается задание: ему необходимо сказать ребятам, за что должны уважать его окружающие.

2. Сценарий ролевой игры «Театр - экспромт»

Цель: игра направлена на работу в коллективе, помогает разрешить трудности, связанные с застенчивостью. Развивает творческие способности, воображение и фантазию участников. Удовлетворяет потребности детей в отдыхе. Игра является не только ролевой, но и творческой и развлекательной.

Задание: необходимо выбрать роль и без репетиции по ходу чтения текста выполнять действия. В итоге должна получиться небольшая сценка.

Роли: котенок, солнце, две сороки, ветерок, петух, бумажка, щенок, ведущий.

Ведущий читает текст, а участники исполняют свои роли.

Текст: «Сегодня котенок впервые вышел из дому. Было теплое летнее утро, солнце раскидывало свои лучи во все стороны. Котенок уселся на крылечко и стал щуриться на солнце. Вдруг его внимание привлекли две сороки, которые прилетели и сели на забор. Котенок медленно сполз с крыльца и стал подкрадываться к птицам. Сороки стрекотали не умолкая. Котенок высоко подпрыгнул, но сороки улетели. Ничего не вышло. Котенок стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений. Дул легкий ветерок и гнал по земле бумажку. Бумажка громко шуршала. Котенок схватил ее, поцарапал немного, покусал и, не найдя в ней ничего интересного, отпустил. Бумажка улетела, подгоняемая ветром. И тут котенок увидел петуха. Высоко поднимая ноги, тот важно шел по двору. Затем остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со всех сторон к петуху бросились куры. Недолго думая котенок бросился в стаю и схватил одну курицу за хвост. Но та так больно клюнула котенка, что он заорал истошным криком и побежал обратно на крыльцо. Тут его ожидала новая опасность. Соседский щенок, припадая на передние лапы, громко залаял на котенка, а потом попытался его укусить. Котенок в ответ громко зашипел, выпустил когти и ударил щенка по носу. Щенок убежал, жалобно поскуливая. Котенок почувствовал себя победителем. Он начал зализывать рану, нанесенную курицей. Потом он почесал задней лапой за ухом, растянулся на крылечке во весь свой рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем, но он почему-то все время дергал лапой и шевелил усами во сне. Так закончилось первое знакомство котенка с улицей».

3. «Мамино ожерелье»

Участники стоят в кругу и держатся за руки.

Инструкция. Давайте представим, что это большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас – бусинка. Ожерелье находится на шее мамы, переливается разными цветами, а бусинки двигаются быстро по шее (дети ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались (все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет бусинки вместе. (Ювелир ловит одного из участников за руку, второй, не отпуская руки, ловит третьего и т. д. Образуется цепочка. Ювелир соединяет бусинки в ожерелье.) Все бусинки собрались! Как хорошо, когда мы вместе!

4.«Слепой – Поводырь»

Цель: Развитие сплоченности, невербальных способов общения.

Проведение: Класс делится на две команды – «поводырей» и «слепых». Задача «слепого» – закрыть глаза и найти в классе «поводыря». Для этого необходимо двигаться по помещению с закрытыми глазами в полной тишине. Первый, с кем столкнется «слепой», и станет его «поводырем». Главное – невербальное взаимодействие. Отметим, что выбор может быть сознательным, если все участники разделяются на пары по обоюдному желанию. Однако для сравнения ощущений полезно повторить упражнение со случайно найденными «поводырями».

После смены ролей и повторения упражнения в различных вариантах участники сначала в парах, а затем в группе обсуждают происходившее.

5. Узел

Каждый из группы держится за веревку Задача — завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

Вариант 1: потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами.

Вариант 2: развязать узел, завязанный ведущим.

6 Выводы по окончанию работ

В коллективной творческой деятельности любой школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества личности как: ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, а значит и свои лидерские качества. Коллективное творческое дело позволяет каждому проявить, развивать и совершенствовать лучшие человеческие качества, задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Таким образом, в детском коллективе в процессе организации совместной деятельности, в том числе и коллективных творческих дел, осуществляется обмен информацией, согласование общих целей и задач, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояние и мотивы поступков других и адекватно на них реагировать. Именно в опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

Ко всему вышесказанному можно добавить, что КТД один из эффективных способов формирования и развития коллектива. В то же время нельзя забывать, что КТД не является единственной группой комплексных средств воспитательной работы. Существует множество других видов и форм коллективной организаторской деятельности, различные виды и формы творческих игр и творческие праздники – как традиционные, так и неповторяющиеся.

Список литература

Иванов, И. П. Коллективное Творческое воспитание / И. П. Иванов журнал «Семья и школа», 1989 год, № 8

Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко: Кн. для учителя / – М. : Просвещение, 1987. – 159с.

Кузнецова Э. С. Методика воспитательной работы в школе / М., «Просвещение», 1967.

В. В. Воронов. Технология воспитания. М., «Школьная пресса», 2000.

Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащихся и учебных коллективов. М., 1988.

Справочник классного руководителя. /МЦФЭР,№2,3,8 2010г.

Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под. ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991.

Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. /И. П. Иванов - М., 1984.

Кабуш В. Т. Открытые воспитательные системы, проблемы и пути решения. - Минск, 1995.

Каменская Е. Н. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. - М., 2008.

Каракоеский В. А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996.

Капотов В. М. Введение в общую теорию развития личности. - М., 1991.

Макаренко А. С. Трудовое воспитание. - М., 1977.

Мухина В. С. Возрастная психология. - Москва: Академия, 1997.

Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу. - М., 1998.

Публикации по теме:

Консультация «13 эффективных способов успокоить капризного ребенка» До трехлетнего возраста дети не умеют мыслить рационально. Ими движут только потребности и эмоции. Им требуется ваша поддержка, чтобы справиться.

Коллективное творческое дело «Разноцветные змейки»Коллективное творческое дело «Разноцветные змейки» Лето -самое незабываемое время для каждого ребенка. Нам взрослым хочется сделать его интересным,веселым,задорным. К большому сожалению,наше.

Логопедические «пятиминутки», как один из эффективных способов взаимодействия с родителями Овладение правильной речью у ребенка успешно идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Успехи.

Методическая разработка «Лыжная подготовка старших дошкольников как один из способов физического развития в ДОУ» Методическая разработка на тему: «Лыжная подготовка старших дошкольников как один из способов физического развития в ДОУ» Составила:.

Нетрадиционное рисование как один из способов адаптации дошкольников в ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №5 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.

Обобщенный педагогический опыт работы «Креативное рисование как один из способов развития творческого потенциала дошкольника»Обобщенный педагогический опыт работы «Креативное рисование как один из способов развития творческого потенциала дошкольника» «Креативное рисование как один из способов развития творческого потенциала личности дошкольника» Определение темы опыта. Постановка целей.

Обучение музыкальной грамоте как один из способов развития звуковысотного слуха Обучение музыкальной грамоте, как один из способов развития звуковысотного слуха. (В рамках дополнительной общеобразовательной программы.

Пескотерапия — игра с песком как один из способов развития ребенкаПескотерапия — игра с песком как один из способов развития ребенка ПЕСКОТЕРАПИЯ. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» писал В. А. Сухомлинский. В связи с этим высказыванием, я уделила большое внимание.

Танец как один из главных способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста Танец как один из главных способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста. В настоящее время культурное наследие утратило.

Гармонизация детско-родительских отношений как один из способов формирования развития двигательной деятельности из опыта работы «ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ - КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коллективно творческое дело, как один из эффективных способов формирования и развития коллектива
Опубликовано: 1 октября 2019 в 08:28
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД