Наталья Коковина
Комлекс диагностических методик для обследования познавательных процессов детей от 3 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ.
Методы диагностики.
• Цветные коврики (цвет) – зрительное восприятие;
Материал: 6 цветных карточек. Ребенку предлогается выбрать поочередно карточки называемых цветов. Затем ребенок должен сам назвать цвет.
• Пирамида – выявление уровня восприятия отношений предметов по величене и овладение предметными действиями (величина, наглядно-действенное мышление.
Материал: детская пиромидка 5-7 элементов. Ребенку предъявляется разобранная пиромидка в случайном порядке и просят собрать пиромидку.
• Коробка форм (форма) – пространственные отнашения.
Публикация «Комлекс диагностических методик для обследования познавательных процессов детей от 3 до 7 лет» размещена в разделах
Материал: магический кубик с прорезами и объемными вкладышами: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, многогранник.
Ребенку предлогается поместить вкладыши в ящик.
• Тест для детей 4 лет на интелектуальное развитие. (Шалаева Г. П.).
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 3-лет.
ЦЕЛЬ: выявление детей с низким уровнем развития познавательных процессов и оказания им помощи.
Методы диагностики
.
• “Коврики” – восприятие цвета (см. 4г). Материал: 6 цветных карточек. Ребенку предлогают выбрать поочередно карточки – “коврики” называемых цветов. Достаточно назвать 2-3 карточки правильно.
• “Кружки” – выявление особенностей восприятиея отношений предметов по велечине. Ребенку предлогают 3 кружка одного цвета, но разны, просят выбрать “самый маленький” кружок и назвать его. (“большой”, “маленький”).
• “Фигуры” – выявление особенностей восприятия формы предмета. Материал: 2 набора картонных геометрических фигур одинакового цвета-круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.
Перед ребенком выкладывают две любые из пяти фигур. Затем предлогают еще одну из своей пары ту, которая такая же, выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем – квадрат из второго набора и т. д.
• “Конструирование по образцу” – определение особенностей развития пространственного восприятия и наглядно действенного мышления.
Материал: три детали разной формы из строительного набора в двух экземплярах.
Взрослый перед ребенком создает конструкцию из стороительных деталей, затем просит его построить точно такую.
[b
]ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 5-ТИ
ЛЕТ[/b].
Методы диагностики
.
• “Бусы” (цвет) – особенности восприятия цвета. Перед ребенком 9 кружков разного цвета. Он должен вылажить их по мере названия, а потом и сам назвать цвета.
•“Назови фигуры”- исследование зрительного восприятия.
Зрительное восприятие детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение материала, считываемого с доски, а так же с учебника и других пособий. Поэтому важно определить и развивать уровень зрительноговосприятия дошкольника.
Задание: Ребенку показываются таблички с изображением предметов.
Инструкция: «Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?»
Фигуры представлены по степени сложности.
Оценка результатов:
Задание считается выполненым, оценивается знаком «плюс» (+, если ребенок правильно нашел и назвал все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или допустил 1-2 ошибки (1 уровень).
Задание считается выполненным, оценивается знаком «плюс» (+, если ребенок допустил 3-4 ошибки (2-й уровень)., оценивается знаком «плюс» (+, если ребенок допустил 3-4 ошибки (2-й уровень). Задание считается
невыполненным, оценивается знаком «минус» (-, если ребенок допустил 5 и более ошибок (3-й уровень).
Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.
• “Включение в ряд” (величина) – умение устанавливатьотношение между предметами по величине. Материал: 7-10 мисочек разных по величине. Инструкция: “Ты закроешь глаза, а я выну одну из мисочек. Когда ты откроешь глаза, найди ее место и поставь снова в ряд”.
• “Разрезные картинки” (зрительный синтез) – объединение элементов в зрительный образ. Материалы: картинки, состояние из нескольких частей. (2 до 6). Инструкция: “Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?” Картинки предъявляют до 6-ти составной.
• Дорисование фигур (воображение) – определение уровня развития воображения, способности создания, образы. Материалы: 10 карточек (А5, на каждой нарисована фигурка неопределенной формы, набор карандашей.
Инструкция: “Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. И должна получиться какая-нибудь картинка. Как называется картинка? Что это?“. Ответ заеписывается и дается следующий листок.
Оценка: КО (коэффицент оригинальности) – колличество неповторяющихся изображений у ребенка и у всей группы детей.
Затем КО каждого ребенка сложить и разделить на колличество детей в группе.
• Рыбка (наглядно образное мышление) – по В. В. Холмовской.
Материалы: набор строительных элементов из которых ребенок должен построить рыбку. Инструкция: “Построй из кубиков такую же рыбку”.
ОЦЕНКА: Низ. уровень – не выполнение задания.
Ср. уровень – допускаются ошибки со сложными фигурами и элементами схемы (рот, плавник).
Выс. уровень – сомостоятельное выполнение.
•
Тесты на интеллектуальное развитие детей 5-ти лет
.
Рыбка:
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 6-ТИ ЛЕТ.
Методы диагностики.
• “Дорисование фигур” – воображение. Проводится так же, как с детьми 5 лет.
• “Эталоны” - восприятие. (по О. М. Дьяченко). Проводится одновремнно с 6-ю, 10-ю детьми. Эталоны – особенности овладения действиями отношения свойств предметов к заданным эталонам.
Материалы: тетрадь из восьми листов, на каждом из них расположены восемь картинок, изображающих различные предметы (пирамидку, сопог, грушу, собачку, кружку, матрешку, лампочку, гриб, неваляшку,морковь, шотку, машинку, желудь, корзинку, каляску, гитару).Под картинками изображена фигура – эталон для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.
Инструкция: “Расмотрим внимательно на этой странице все картинки, строку за строкой и фигурки под ними. Выбери те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставь под такими картинками крестики. Когда ты отметишь все картинки, похожие на фигурку, переверни страницу и на следующей странице тоже отметь картинки, которые похожи уже на другую фигуру, ту, которая нарисована под ними. Так ты должен отметить фигурки на всех 8-ми страницах”.
“Внимательно смотри на фигурки под картинками”.
Правельное решение:
1 лист – ботинок, собака, машина, каляска;
2 лист – чашка, гриб, шапка, корзинка;
3 лист – груша, лампочка, матрешка, гитара;
4 лист – пирамидка, кукла, морковь, желудь.
Оценка результатов.
Максимальный балл по всем восьми страницам – 48 очков. За каждую правельно отмеченную картинку – 3 балла. За неверно отмеченную – 1 штрафной балл. Реальный балл будет равен: правельные баллы минус штрафные.
• “Классификация по заданному принципу” (проводится индивидуально с каждым ребенком) - логическое мышление (автор Е. Л. Агаева)
Материал: 2 комплекта предметных картинок (по 6 штук). Две карточки – с условными обозначениями множества (например три треугольника) и единицы (один треугольник).
Инструкция: посмотри эти картинки можно разделить на 2 группы: одни картинки подходят к этой картинке (множество, а другие – к этой (показывает карточку с условными обозначениями единицы). Разложи картинки на две группы.
• “Рыбка” – проводится индивидуально с каждым ребенком (так же как с детьми 5 лет). Уровень развития наглядно образного мышления.
• “10 слов” (по А. Р. Лурия) – особенности памяти, выявление органических поражений мозга, а так же других откланений в психическом статусе (истощаемости, утомляемости, неустойчевости внимания).
Инструкция: называется 10 слов, дом, лес, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол. «Слушай внимательно, а затем повтори, сколько запомнишь».
Задание дается в несколько этапов. «Ссейчас я снова прочту, те же словаЭ и ты опять должен повторить их: те, которые ты называл, и те, которые еще запомнишь». Опыт повторяют 3, 4, 5 и более раз, пока ребенок не назовет все слова. Проверка памяти должна проводиться в тишине, не должно быть никаких посторонних звуков.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 7-МИ ЛЕТ.
Методы диагностики.
• “Эталоны” – восприятие (по О. М. Дьяченко). Смотреть в обследовании детей 6 лет.
• “Систематизация” – логическое мышление – проводится одновременно с 6-ю, 10-ю детьми. Автор Н. Б. Венгер. Выявляется уровень развития действий логического мышления на материале систематизации объектов по виличене и форме.
Материал: тетрадь из 9-ти страниц, на каждой квадратная таблица из 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен убывающими по величине треугольниками, нижний – убывающими по величине кругами; левоя колонка заполнена геометрическими фигурками: треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг (все фигуры самые крупные, правая колонка заполнена теме же фигурками, но самыми мелкими. Внутренние клетки не заполнены (см. рисунок).
Оценка результатов:
За каждую правельно отмеченную клеточку начисляется одно очко. Максимальное количество очков за выполнение задания – 24.
• “Схематизация” - наглядно образное мышление. Проводится с 6-10 детьми. Автор Р. И. Бардина.
Цель: выявления уровня развития наглядно-образного мышления.
Материалы: тетрадь из 12 страниц, на которых изображены полянки с разветленными дорожками и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков. Первые две страницы содержат вводные задачи, а остальные- основные (с1 по 10).
Инструкция:
1. Для одной вводной задачи. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно правельно найти этот домик, надо смотреть для этого на «письмо». В «письме» нарисовано, то что надо идти от травки, мимо елок, а потом мимо грипка, тогда найдете домик».
2. Для второй вводной задачи. «Здесь тоже два домика и к ним ведут дорожки. Опять нужно найти нужный домик по «письму». Но «письмо» здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки рпямо, потом повернуть в сторону».
3. К задачи 1 и 2. В «письме» нарисовано, как надо идти, в какую сторону повернуть. Начинать двигаться надо от травки. Найдите нужный домик и отметье его».
4. К задачам 3 и 4. «Посмотрите на «письмо». Надо идти от травки, сначало мимо (перечисляются ориентиры). Найдите нужный домик».
5. К задачи 5-6. «Будьте очень внимательны. Смотрите на «письмо», отметьте на полянке нужный домик.
6. К задачам 7-10. «Смотрите на «письмо», в нем нарисовано, как нужно идти, около каждого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте очень внимательны – отыщите нужный домик и отметье его.
Инструкция: Перед вводной задачей детям говорят:
«Расмотрите внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в
определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место свою тклеточку (дети расматривают таблицу). А теперь давайте расмотрим середину таблици. Здесь много пустых клеточек. А внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице. Клеточки в которых их нужно поставить, отмечены крестиками (см. рисунок).
Посмотрите внимательно, для каждой фигурки поставлен каждый крестик. Покажите, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку».
После выполнение вводного задания, дается инструкция к основным заданиям: «На следующих страницах нарисованы другие три фигурки.
Найдите их места в таблице и отметьте те клеточки, куда их надо поставить. На каждом листоке у вас будет отмечено по три клеточки».