Анна Климова
Комплекс гимнастических упражнений в стихах для детей от 1 года до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Всем малышам необходима физкультура. Предлагаю гимнастические упражнения, которые нравятся и подходят всем детям. Сочетание стихов и движений имеет удивительное свойство дарить радость и наполнять энергией. Гимнастика развивает малышей не только физически, но и раскрывает их эмоциональные, интеллектуальные и творческие способности. Она сближает детей с природой, которая учит их быть чуткими, добрыми, сильными.
Начинать можно хоть и с одной строчки, и по нарастающей. Главное - не торопиться и не делать сверх возможностей ребенка, учитывать возраст ребенка.
Публикация «Комплекс гимнастических упражнений в стихах для детей от 1 года до 7 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Подготовительная группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. В небе солнышко плывет.
Стоя прямо, поднять ручки вверх и слегка развести их в стороны, как будто обхватывая солнышко. Идти по кругу в течение 1-2 мин.
Это упражнение способствует уравновешиванию нервной системы и настраивает на радостное восприятие мира.
2. Сильный ветер травку мнет.
Поставить одну ножку вперед, ручки поднять вверх. Наклониться вперед, слегка согнув впереди стоящую ножку в колене. Делать движения ручками и туловищем вперед-назад 5-10 раз, имитируя, как ветер мнет травку.
Это упражнение настраивает на проявление силы и осознание невидимого, например, ветра.
3. В ручейке журчит водичка.
Ножки поставить врозь, руки согнуть в локтях. Двигать вперед-назад ручками с поворотами таза в течение 0,5-2 мин.
Это упражнение способствует расслаблению и раскрепощению мышц и суставов. Желательно, чтобы при выполнении этого упражнения мышцы вибрировали, как водичка в ручейке.
4. Машет хвостиком лисичка.
Стать на четвереньки, вращать тазом во всех направлениях в течение 0,5-2 мин. Нужно сделать акцент на поднятии копчика, как хвостика у лисички.
Это упражнение способствует нормализации многих жизненных процессов. Образ лисички развивает сообразительность и способность быстро выходить из трудных ситуаций.
5. По листу ползет улитка.
Встать одной ножкой на колено. Шагать другой ножкой, подтягивая согнутую в колене 5-10 раз. Затем поменять ножки и повторить.
Это упражнение укрепляет голеностопные и коленные суставы, развивает трудолюбие и терпение.
6. Лезет ящерица прытко.
Встать на четвереньки и быстро – быстро передвигаться 0,5-2 мин.
Это упражнение укрепляет и разгружает позвоночник, раскрепощает эмоционально, учит быстро реагировать на изменяющиеся условия жизни.
7. Слон кивает головой.
Стоя на четвереньках, медленно и важно кивать головой в разные стороны 5-10 раз. Это упражнение способствует укреплению шейного и грудного отделов позвоночника, предотвращает нарушение осанки, способствует нормализации внутричерепного давления. Образ слона развивает силу, стабильность и уравновешенность характера.
8. Ловит белка хвостик свой.
Присесть. Ручками опереться о пол. Прыжком переместить ножки вокруг ручек. Переставить ручки. Снова прыжком переместить ножки и т. д. 5-15 раз.
Упражнение укрепляет равномерно все мышцы и суставы, развивает ловкость и прыгучесть. Образ белки развивает быстроту и находчивость в принятии решений.
9. Корешки медведь копает.
Присесть. Делать загребающие движения ручками по полу, имитируя копание медведем корешков 0,5-2 мин.
Упражнение развивает сосредоточенность и устойчивое спокойствие.
10. Квочка листья разгребает.
Стоя делать разгребающие движения ножками 0,5-2 мин. Надо стремится делать как можно более широкие движения ножкой, сохраняя равновесие.
Упражнение развивает способность держатся на ногах, что наиболее актуально для самых маленьких.
11. Рыбку ловит дикий кот:
12. Лапкой цап – и сразу в рот.
Резко присесть, сделать хватательное движение ручкой, встать, сымитировать поедание пищи. Повторить 5-10 раз.
Упражнение резко переключает работу крупных мышц на мелкие, что весьма актуально для развития речи.
13. В речке уточка плывет.
Лечь на животик, согнуть ножки в коленях, взяться ручками за ножки у голеностопных суставов, поднять головку, прогнуться и покачаться вперед-назад 5-10 раз.
Упражнение развивает силу и гибкость спины, предотвращает и исправляет нарушение осанки. Образ уточки в речке развивает восприятие красоты и гармонии.
14. А в траве змея ползет.
а) Лечь на животик, ручки поставить ладошками вниз у плечей перед собой. Разогнуть ручки, прогнуться, посмотреть вправо – влево. Находиться в этом положении 1-2 мин.
б) То же, но ручки соединены за спиной. Удерживать это положение как можно дольше. Повторить 2-3 раза.
Упражнение развивает силу и гибкость спины, улучшает кровообращение позвоночника, гармонизирует все функции организма. Предотвращает и исправляет нарушения осанки, развивает гибкость характера, решительность и стремительность, характерные для образа змеи.
15. Быстро прыгает лягушка.
Присесть. Прыгнуть вперед, разогнув ножки в коленях и приземлиться снова в положении приседа. Снова прыгнуть и т. д. 5-10 раз или по желанию.
Упражнение оказывает мощное укрепляющее действие на мышцы ног и стимулирующее воздействие на весь организм. Развивает прыгучесть, тренирует сердечно-сосудистую систему. По мере повышения подготовленности ребенка количество прыжков можно увеличить до 20-30 раз по желанию ребенка или выполнять сериями по 5-10 раз. Упражнение концентрирует энергию положительных эмоций, направленных на достижение цели, как в прыжке лягушки.
16. Навострил зайчишка ушки.
Сесть на колени, имитировать ладошками ушки на голове 1-2 мин.
Это упражнение – отдых после нагрузки предыдущего упражнения. Быстро переключает внимание и способствует насыщению крови кислородом, вследствие расширения грудной клетки при поднятых руках. Нежный и мягкий образ зайчика помогает расслабиться.
17. Тихо бабочка сидит.
Сесть, стопы соединить у промежности. Развести колени, стараясь коснуться ими пола. Выполнять в течении 0,5-2 мин.
Упражнение развивает гибкость тазобедренных суставов и эластичность мышц ног, улучшает кровообращение органов малого таза, предотвращает возникновение и способствует излечению заболеваний мочеполовой сферы, толстого и тонкого кишечника. Раскрывает восприятие утонченной красоты, характерной для образа бабочки.
18. Под водою рыбка спит.
а) Сесть на колени, затем медленно лечь на спину.
б) Сесть на бедра, согнув ножки в коленях, стопы приблизить к ягодицам. Медленно лечь на спину. Выполнять 0,5-2 мин.
Упражнение развивает эластичность четырех главой мышцы бедра, что способствует формированию красивой формы ног, улучшает кровообращение всех органов брюшной полости, особенно – области малого таза. Образ спящей под водой рыбки активизирует и раскрывает подсознание, бессознательные механизмы регуляции движений и управления жизненными ситуациями.
19. Воробьишка прыгает, весело чирикает.
Присесть, прыгать в положении приседа, имитируя ручками махание крылышек воробья, 5-10 раз.
Упражнение оказывает мощное укрепляющее воздействие на все мышцы ног, связки голеностопных, коленных и тазобедренных суставов, стимулирует все функции организма, особенно сердечно – сосудистую и нервную системы. Раскрывает способность к быстрым, импульсивным реакциям на быстроменяющиеся жизненные обстоятельства.
20. А ворона ходит, что-нибудь находит.
Встать, ручки за спину. Шагать вперед прямыми ножками с наклонами на каждый шаг. При наклонах сгибается только область таза, поясничной и грудной отделы позвоночника остаются прямыми. Выполнить 10-15 шагов с наклонами.
Упражнение способствует закреплению навыков правильной осанки и создает основы вдумчивого, размеренного поведения.
21. В синем-синем море плавает дельфин.
Идти, делая волнообразные движения ручками и туловищем 0,5-2 мин.
Упражнение улучшает подвижность позвоночника, кровообращение в межпозвоночных суставах. Предотвращает развитие патологий позвоночника и нарушения церебрального кровообращения. Образ плавающего дельфина учит плавно и гибко достигать своих целей.
22. А по снегу ходит маленький пингвин.
Идти маленькими шагами, ставя стопы врозь и не сгибая ножки в коленях. Ручки держать прямыми вдоль туловища, кисти отвести в стороны.
Упражнение оказывает стимулирующее воздействие на органы брюшной полости за счет статического напряжения мышц таза и бедер, учит кропотливости в работе.
23. Прыгает и скачет зайка молодой.
Присесть. Опереться ручками впереди о пол. Прыжком подтянуть ножки к ручкам. Переставить ручки вперед. Снова прыжком подтянуть ножки. Повторять 5-10 раз.
Упражнение комплексно и равномерно укрепляет все мышцы и функции организма. Развивает координационные способности, осторожность и чувствительность.
24. Чешется собачка заднею ногой.
Сесть. Взять ручкой стопу и почесать ею за ушком или любое другое место на голове. Повторить другой ножкой. Выполнять 0,5-1 мин каждой ножкой.
Упражнение развивает гибкость позвоночника и тазобедренных суставов одновременно с массажем головы и ушей, что оказывает стимулирующее и гармонизирующее влияние на весь организм. Развивает дружелюбие и чувство юмора.
25. Серенькая мышка в норочке сидит.
Сесть на колени, затем лечь животиком на бедра, головой на пол. Ручки вдоль туловища. Находится в таком положении 0,5-2 мин.
Это поза эмбриона, поза отдыха, уравновешивания эмоций и приведения всех функций организма в изначальное экономичное состояние покоя и единства с природой. Не случайно животные и дети любят спать в этой позе.
26. А медведь в берлоге до весны храпит.
Лечь на бок. Имитировать храп 0,5-2 мин.
Упражнение – отдых для крупных мышц и тренировка дыхательных мышц. Развивает артистизм и способность к глубокому расслаблению.
27. Кошечка проснулась, спинку выгибает.
Встать на колени, упереться прямыми ручками в пол. Согнуть спинку, опустить головку. Затем прогнуть спинку, головку поднять. Повторить 5-10 раз.
Упражнение усиливает кровообращение позвоночника, предотвращает развитие грудного кифоза и поясничного лордоза. Может применяться при любых нарушениях осанки. Развивает мягкость и гибкость характера.
28. Маленький котеночек ушко умывает.
Сесть на колени, делать массаж ушек 0,5-2мин.
Простой прием самомассажа ушей. Стимулирует все функции организма. Приучает ребенка к чистоте.
29. На дерево лезет хитрющий медведь.
Стоя, поднять ручки вверх. Присесть, сгибая ручки в локтях. Повторить 5-10 раз.
30. Меду наелся и начал реветь.
Имитировать поедание меда, высовывая язык, и рев медведя 0,5-1 мин.
Упражнения 29-30 укрепляют мышцы ног, рук. Развивают мышцы языка и гортани, что способствует улучшению их речевых функций. Развивают координацию и артистизм.
31. Наша собачка любит играться.
32. Бегать и прыгать, кусаться, лизаться.
Выполнять бег и прыжки 0,5-2 мин, имитировать кусание и лизание.
В этих упражнениях надо дать ребенку вдоволь набегаться и напрыгаться. Это самое лучшее средство для укрепления сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем. Следующее после бега и прыжков имитационные движения кусания и лизания стимулируют рече – двигательные центры. Развивают мимику и пластику лица.
33. С неба огромный орел опустился.
Стать прямо, ручки – в стороны. Медленно присесть, опустив ручки вниз.
34. Утром чудесный цветок распустился.
В приседе соединить ладони перед собой. Медленно встать, поднимая ручки вверх, и затем развести их в стороны.
Упражнения 33 и 34 выполняются непосредственно друг за другом. При желании их можно повторить 5-10 раз. Упражнения развивают мышцы ног, координацию движений и способствуют развитию чувства гармонии и красоты.
35. Деревья красиво ветками машут.
Взмахивать ручками вверх и в стороны 0,5-1 мин.
36. Чукчи на Севере весело пляшут.
Взмахивать ручками, перепрыгивая с ножки на ножку 0,5-1 мин.
Упражнения 35 и 36 комплексно воздействуют на весь организм и укрепляют все мышцы. Развивают артистизм, чувство ритма, эмоционально раскрепощают. Способствуют глубокому слиянию с природой и развивают понимание природы и людей.
37. Беленький козленок рожками бодается.
Стоя выполнять резкие наклоны головы, имитируя бодание козленка 5-10 раз.
Упражнение укрепляет мышцы шеи, развивает решительность.
38. Рыжий жеребенок ножками брыкается.
Выполнять махи ножками, имитируя брыкание жеребенка.
Упражнение укрепляет мышцы ног и спины, улучшает равновесие и координацию. Является простейшим приемом самозащиты.
39. Бурый медвежонок в травке кувыркается.
Выполнять кувырки вперед и назад. Повторить 2-5 раз.
Упражнение комплексно воздействует на весь организм, при его освоении вызывает массу положительных эмоций. В самом начале обучения ребенка необходимо поддерживать под голову и слегка подталкивать под ягодицы, позже – следить, чтобы он убирал голову подальше к ногам, сгибая шею. Упражнение развивает вестибулярный аппарат и помогает воспитать смелость.
40. Пушистый котенок в песочке копается.
Присесть. Выполнять мелкие загребающие движения ручками 0,5-1 мин.
Это упражнение – отдых после кувырков. Стимулирует кровообращение в кистях и координацию рук, что актуально для освоения различных навыков работы руками.
41. Спинку выгнул червячок.
Лечь на спинку. Ножки согнуть в коленях, ручки – у плечей ладонями вниз, пальцами назад. Поднять таз, спинку, плечи, голову, прогнуться («Мостик»). Держать 20-30 сек.
Упражнение сильно стимулирующего и укрепляющего воздействия на позвоночник, мышцы спины, брюшного пресса, рук и ног, все системы и функции организма. Учит добиваться своих целей.
42. Надул щечки хомячок.
Сесть на колени, ручки согнуть в локтях, кисти у груди пальцами вниз. Надувать и сдувать щечки.
Упражнение – отдых после «мостика». При надувании щек автоматически происходит массаж лица и укрепление лицевых мышц. Предотвращает появление ранних морщин у взрослых, способствует стимуляции речевых центров у детей.
43. Уж ползет среди камней.
Выполнять перекаты с ножки на ножку, соединив ладони у груди, ладонями вместе и поворачивая пальцы в сторону движения. Повторять 5-10 раз.
Упражнение укрепляет мышцы ног и развивает координацию. Образ ползущего ужа учит тихо, незаметно, но неуклонно продвигаться к намеченной цели.
44. Ястреб молнии быстрей.
Из приседа выполнить прыжок вверх, сгибая одну ножку в колене и подтягивая ее к животику. При этом ручки быстро поднять в стороны. Повторить 2-5 раз.
Упражнение развивает координацию и создает образ, зовущий к свободе и полету.
45. Еж свернулся – круглым стал.
Сесть на колени, наклониться вперед, головой коснуться пола.
46. Развернулся – побежал.
Встать, наклониться и упереться ручками в пол. Передвигаться в такой позе 0,5-2 мин.
Упражнение комплексно воздействует на весь организм, гармонирует все функции. Способствует развитию чувства «заземленности» и защищенности.
47. Тихо облака плывут.
Выполнять плавные движения слегка согнутыми ручками вверх и вниз.
Упражнение успокаивает нервную систему и развивает способность к созерцанию и наблюдению.
48. Все здоровыми растут.
Выполнять массаж животика, поглаживая его по часовой стрелке 0,5-2 мин.
Это упражнение снимает излишнее напряжение. Слегка расслабляет. Улучшает функцию пищеварительной системы. Несет положительный эмоциональный заряд и стимулирует к здоровому образу жизни.
Желаю всем гармонии тела и духа!