Елена Никифорова
Комплекс мер для развития рук и ручной умелости
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы учились писать и красиво рисовать.
Родителей всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе. Ученными доказано, что развитее руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать. У него достаточно развиты память и внимание связанная речь. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Родители и педагоги, уделяющие внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:
Публикация «Комплекс мер для развития рук и ручной умелости» размещена в разделах
1 влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка
2 готовят к овладению навыками письма.
Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании – значит, не заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя тренировки пальцев руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы - свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.
Комплекс мер способствующих развитию рук
и ручной умелости
1. Запускать пальцами мелкие волчки
2. Разминать пальцами пластилин, глину
3. Катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шарики
4. Сжимать и разжимать кулачки (бутончик цветка открылся, закрылся)
5. Делать мягкие кулачки, которые можно разжать и крепкие, которые не разожмешь
6. Двумя пальцами указательным и средним ходить по столу, сначала медленно как будто кто-то крадется, а потом быстро как будто кто-то бежит. Упражнения проводятся сначала правой, а потом левой рукой
7. Показать отдельно сначала один палец – указательный, затем два пальца (указательный и средний)
8. Показать отдельно только один палец – большой.
9. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу
10. Махать в воздухе только пальцами
11. Кистями рук делать фонарики
12. Хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе
13. Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались в месте и разбежались)
14. Нанизывать крупные пуговицы, шарики на нитку
15. наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец
16. Завязывать узлы на тонкой веревке, шнуре
17. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, закручивать крышки, заводить механические игрушки
18. Закручивать шурупы, гайки
19. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками
20. Складывать матрешки игры с песком, водой
21. Рисование в воздухе различными материалами
22. Мять в руках поролоновые шарики губку
23. Шить и вязать на спицах, резать ножницами.
24. Рисовать, раскрашивать, штриховать
25. Выполнять поделки из бумаги, картона природного и бросового материалов.
Упражнения
Для развития мелкой мускулатуры пальцев рук
Меж еловых мягких лап
Дождик кап, кап, кап
Где сучок давно засох
Серый мох, мох, мох
Где листок к листку прилег
Вырос гриб, гриб, гриб.
Кто нашел его друзья?
Это я, я, я! Поглаживание подушечками пальцев колени
Стучать подушечками пальцев по коленям
Подымают руки вверх пальцы прижимают, друг к другу, то расставляют как можно шире
Указательным пальцем правой руки поочередно касаются пальцев левой руки
Сжимают все пальцы, кроме мизинца, и показывают его
Пирожки мы испечем
С разною начинкой:
И с капустой,
И с морковкой,
И с картошкой
И с луком
Из остатков теста кренделя мы слепим
Соединяют ладони рук, хлопают потом разъединяют и соединяют ладони рук
Большие пальцы, указательные пальцы
Средние пальцы
Безымянные пальцы
Мизинцы
Сгибают мизинцы и соединяют их
Не долетела пчелка до своего дома
Упала, шевелит лапками
Взлетела, замахала крылышками
Прилетела и ползет в свой домик Выполняют названные движения
Пальцами.
Поиграем?
Утро настало
Солнышко встало
-эй братец Федя,
Разбуди соседей!
Вставай, большак!
Вставай указка!
Вставай середка!
Вставай сиротка!
И крошка Митрошка!
Привет ладошка
Все потянулись и проснулись Ладони скрещены пальцы растопырены, (солнышко с лучиками)
Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения
Большой и указательный пальцы правой руки по очереди щелкают по кончикам пальцев левой, начиная с большого.
Щелчок в центр ладони
Руки подымают вверх Пальцы вытягиваются и быстро шевелятся
При повторении игры руки поменять.
На блины
Стала Маша гостей собирать:
- и Иван приди,
И Степан приди
Да и Андрей приди
А Митрошечка – ну, пожалуйста!
Стала Маша гостей угощать :
И Ивану блин
И Степану блин
Да Андрею блин
Да и Матвею блин.
А Митрошечке сладкий пряничек!
Стала Маша гостей провожать
Прощай Иван! Прощай Степан! Прощай Андрей! Прощай Матвей! Хлопки в ладоши то правая, то левая рука сверху. Кончик полусогнутого указательного пальца пр. руки зацепляет по очереди полусогнутые пальцы левой руки, начиная с большого и мягко покачивает. Указательный палец пр. руки их настойчиво покачивает мизинец левой руки. Хлопки в ладоши- То правая то левая ладони сверху.
Левую руку развернуть тыльной стороной ладони вверх; большой палец правой руки нажимает на мизинец.. Хлопки в ладоши- То правая то левая ладони сверху. Пальцы пр. руки загибают пальцы левой ладони начиная с большого.