Елена Колпакова
Комплекс сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Цель создания данной картотеки сюжетно-ролевых игр – оказание помощи родителям и воспитателям дошкольных образовательных организаций в решении практической проблемы развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
В сборнике представлены различные варианты и необходимое оборудование для организации и проведению сюжетно – ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Комплекс сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Организация сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, и педагог не может заранее предвидеть все приемы руководства ею, как это делается при подготовке к проведению занятий, игр с правилами.
Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте ещё более усложняется. Содержанием детских игр становится не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.
Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания на основе углубления знаний.
Игра «Супермаркет»
Цель: побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
Задачи:
Обучающая: учить словесно обозначать тему игры, свою роль и роли детей, выполняемые игровые действия.
Развивающая: развивать умение использовать предметы-заместители, вести ролевой диалог, вступать в ролевое взаимодействие.
Воспитательная: формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения; вызвать у детей интерес к профессии продавца,
Примерные игровые действия: водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы раскладывают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин вовремя завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.
Оборудование: касса; наборы продуктов; спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров; сувениры; чеки, сумки, кошельки, деньги; наборы мелких игрушек; журналы, газеты; одежда, обувь, головные уборы и др. ; учетные книги, ценники, указатели, названия отделов; телефоны, рации, микрофоны; упаковка, тележки для продуктов.
Игровые ситуации: «Овощной магазин», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Книги», «Спорттовары», «Мебельный магазин», «Магазин игрушек», «Зоомагазин», «Головные уборы», «Цветочный магазин», «Булочная» и др.
Игра «Больница»
Цель: побуждать детей отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.
Задачи:
Обучающая: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.
Развивающая: развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре).
Воспитательная: воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
Примерные игровые действия: больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т. д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.
Оборудование: халаты, шапочки врачей; карточки больных; рецепты; направления; наборы «Маленький доктор»; «лекарства»; телефон; компьютер; носилки.
Игровые ситуации: «На приёме у лор-врача», «На приёме у хирурга», «На приёме у окулиста» и др.
Игра «Школа»
Цель: расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей (учитель - ученик - директор школы).
Задачи:
Обучающая: помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты).
Развивающая: способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры, самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
Воспитательная: воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе, самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.
Примерные игровые действия: учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (воспитатель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы, завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк, правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.
Оборудование: школьные принадлежности: дневники. портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя, доски.
Игра «Почта»
Цель: продолжать ознакомление с трудом работников связи, формировать уважительное отношение к работникам почты.
Задачи:
Обучающая: расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции.
Развивающая: развивать умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих.
Воспитательная: воспитать уважение к труду работников почты, умение внимательно выслушать клиента, в вежливой форме обращаться друг с другом.
Примерные игровые действия: люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы, открытки, поздравляют с праздником. Письма и открытки люди несут на почту и бросают в большой почтовый ящик.
Телеграммы и письма разносит почтальон. У него большая сумка с письмами и газетами. Письма и газеты разносятся по адресам, адрес написан на конверте: название улицы, номер дома, квартиры и фамилия. Почтальон бросает письма в почтовый ящик каждого дома или квартиры.
Конверты покупают на почте, в киоске. На почте можно отослать посылку в другой город. Почтовый работник взвешивает посылку, ставит на ней печать, отправляет на железнодорожную станцию.
Оборудование: кепка почтальона, сумка почтальона, газеты, письма, открытки, бланки разные, посылочки маленькие из коробок, почтовый штамп, весы, почтовый ящик из коробки, карандаш для записей.
Игра «Водители»
Цель: продолжать знакомство детей с работой транспорта, трудом транспортников, их общественной значимостью.
Задачи:
Обучающая: отражать взаимоотношения между играющими, расширить представления детей о труде транспортников.
Развивающая: развивать умения детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.
Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения.
Примерные игровые действия: на машинах возят кукол, строительный материал. Водитель ведет машину осторожно, чтобы не наехать на людей. Машины заправляют бензином, едут на стройку, сгружают строительный материал, засыпают песок. Водитель едет на зеленый свет светофора, на красный - стоит.
Водитель такси - возит людей на работу, в театр, в кино.
Водитель грузовой машины - перевозит различный груз, наливает бензин в машину, моет ее, ставит в гараж.
Водитель автобуса - ведет машину осторожно, аккуратно, кондуктор продает билеты. Автобус развозит людей, куда им надо: в гости, на работу, домой.
На перекрестке стоит милиционер - регулирует движение.
Пешеходы идут по тротуару. Дорогу переходят на зеленый свет.
Для пешеходов специальный переход - «зебра». Соблюдаем правила дорожного движения.
Водитель пожарной машины - привозит пожарных на пожар, помогает выдвигать лестницу, разворачивать пожарный рукав.
Водитель «Скорой помощи» - помогает загружать больных в машину, подает носилки, едет осторожно.
Оборудование: планы, карты, схемы дорог; различные документы (права, технические паспорта автомобилей); наборы инструментов для ремонта автомобилей; дорожные знаки, светофор; страховые карточки; автомобильные аптечки; телефоны, кепки с трафаретами «такси», «молоко», «хлеб», «грузы», «стройка», «скорая помощь», «пожарная», рули разного диаметра - 5-10 шт., силуэты разных машин для одевания на шею, жезлы милицейские, автозаправочная станция из коробок, игрушки-заменители.
Игра «Строительство»
Цель: продолжать формировать конкретные представления о строительстве, его этапах.
Задачи:
Обучающая: закреплять знания о рабочих профессиях
Развивающая: развивать умение детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры.
Воспитательная: воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Примерные игровые действия: выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.
Оборудование: планы строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы-заместители.
Игра «ГИБДД»
Цель: продолжать знакомство детей с работой ГИБДД, трудом работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города
Задачи:
Обучающая: продолжать знакомить с правилами дорожного движения, расширить представления детей о деятельности сотрудников ГИБДД.
Развивающая: развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формировать умение придумывать сюжет игры.
Воспитательная: воспитывать уважение к работникам инспекции безопасного движения, умение быть вежливым, внимательным.
Примерные игровые действия: пешеходы идут по тротуару, ведут детей в детский сад, в школу, заходят в кафе, заправляют машины на заправочных станциях, а сотрудники ГИБДД регулируют движение машин и пешеходов, проверяет документы на посту у водителей.
Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД - полицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.
Игра «Детское кафе»
Цель: продолжать знакомить детей с работой кафе и сотрудников общественного питания.
Задачи:
Обучающая: учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
Развивающая: развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
Воспитательная: воспитывать умение стремиться к согласованным действиям и желаниям других детей, закреплять навыки поведения в общественных местах и за столом.
Примерные игровые действия: клиенты приходят в кафе, выбирают столик, официант приветствует их и приносит меню. Клиенты изучают меню, делают выбор. Официант принимает заказ. Заказ сообщается на кухню, приготовление заказа. Заказ готов, официант приносит заказ клиентам, работа с менеджером при необходимости (жалоба, благодарность, приём пищи. Официант приносит счёт, клиент оплачивает, кассир пробивает на кассе и сдаёт сдачу. Уборка столика, мытьё посуды.
Оборудование: столики для посетителей, скатерти для столиков, салфетки, посуда для сервировки, вазочки с цветами, папки-меню, блокнот и карандаш для официантов, фартуки для официантов, одежда для поваров, фуражка и рация для охранника, рабочее место для администратора кафе, атрибуты для уборщицы - ведерко и щетка, касса для кассира, разносы, игрушечные угощения, кошельки, деньги для персонала и посетителей.
Игра «Исследователи космоса»
Цель: расширять и закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей.
Задачи:
Обучающая: расширить знания детей о профессии космонавт, его трудовых процессах, предметах - помощниках, смежных профессиях, закрепить знания детей по теме «космос».
Развивающая: развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гордости за страну, первой проложившей путь в космос.
Примерные игровые действия: тренировка космонавтов, полеты в космос для изучения звезд, других планет.
Врачи «проверяют здоровье» космонавтов перед полетом.
Построили космическую ракету, космонавты полетели на Луну изучать лунный грунт. На Луне есть впадины и горы. Высадка на Луне, ходим в невесомости, фотографируем лунные пейзажи, звезды, солнце. По Луне передвигаемся на луноходе.
Полетели на другие планеты: Марс, Сатурн. Изучаем пробы грунта с других планет.
В космосе используем космическую еду, скафандры для защиты. Общаемся с инопланетянами. Обмениваемся сувенирами. Выходим в открытый космос.
Держим связь с землей, используем видеосвязь, компьютеры, фотоаппараты.
На земле встречаем космонавтов после полетов. Врачи проверяют здоровье после полета, измеряют давление. Идет тренировка других космонавтов на тренажерах.
Оборудование: Российский флаг, аппарат для передачи сведений из
космоса, фотоаппарат, макеты планет, костюмы для космонавтов,
баллоны с кислородом, пульт управления, наушники, строительный
материал, большой модульный конструктор, микрофоны,
Игра «Служба спасения»
Цель: продолжать знакомить детей с трудной и почетной профессией спасателя, расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
Обучающая: формировать представление об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них, закреплять знания о том, что в случае необходимости звонить по телефону «01», «02», «03», напоминать детям, какие действия нельзя совершать, чтобы не сложилась опасная ситуация.
Развивающая: развивать творческое воображение, умение совместно разворачивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
Воспитательная: воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.
Примерные игровые действия: организовать спасательную экспедицию для оказания помощи пострадавшим; обогащать опыт детей: на месте «работы спасателей» приходится строить новые дома для жителей, спасать животных из-под завалов, тушить загоревшие здания, оказывать медицинскую помощь, кормить.
Поступил сигнал SOS; сообщение по телевизору; письмо из выловленной бутылки в море. Перед детьми ставится проблемная ситуация: больше не кому спасти людей и животных с далекого острова после пожара, землетрясения, извержения вулкана, наводнения и т. п.
1. Определение места нахождения острова на карте.
2. Определение пути до острова и вида транспорта, на котором можно добраться до нужного места.
3. Распределение ролей: спасатели, пожарные, врачи, строители, капитан, матросы и т. д.
4. Постройка «корабля» («самолета» и т. д.)
5. Сбор необходимых вещей.
6. Путь до острова.
7. Спасательные мероприятия:
• моряки ремонтируют «корабль»;
• пожарные тушат загоревшиеся здания; спасатели расчищают завалы;
• строители строят новые дома;
• врачи оказывают медицинскую помощь.
8. Возвращение домой.
Оборудование: крупный строительный материал, костюмы (капитанская фуражка, воротники для матросов, экипировка для пожарных, белые шапочки для врачей, медицинские сумки); оборудование для больницы; продукты; одеяла; предметы-заменители.
Игра «Редакция»
Цель: расширять знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни.
Задачи:
Обучающая: закреплять ролевые действия работников редакции, показать, что их труд - коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива
Развивающая: развивать способность к поисково-исследовательской деятельности; познавательные процессы, включающие в себя: умение наблюдать и сравнивать, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий; раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности.
Воспитательная: воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.
Примерные игровые действия: начало рабочего дня, журналисты сидят за своими рабочими столами. Главный редактор вызывает всех на планёрку. Журналисты показывают подготовленный материал. Фотографы отдают отснятый материал. Изготавливается макет газеты/журнала. Распределяются задания и сроки их выполнения (написать статью, отредактировать статью, фотографирование, придумать заголовок).
Оборудование: ноутбуки, микрофоны, принтер, фотоаппараты, блокноты, ручки, карандаши, фломастеры, листы для изготовления репортажей; иллюстрации, картинки, фотографии; атрибуты для буфета.
Игра «Музей»
Цель: расширять и систематизировать знания детей о видах музеев, о музейных экспонатах и работниках музея.
Задачи:
Обучающая: учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, побуждать детей отображать в игре события общественной жизни, нормы общественной жизни, поведения в культурных местах.
Развивающая: продолжать формировать устойчивый интерес к освоению искусства (к произведениям искусства разных видов и жанров)
Воспитательная: воспитывать уважение к труду работников музея, закреплять правила поведения в общественных местах.
Примерные игровые действия: директор принимает на работу музейных работников. Организует работу, контролирует. Экскурсовод встречает экскурсантов, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты. Реставратор проводит осмотр выставки, отбирает экспонаты для реставрации, работает над экспонатами. Архивариус учитывает весь музейный фонд, вносит новые работы, списывает убывшие из экспозиции, создаёт перечень работ в выставках. Эксперт-оценщик оценивает работу, проводит экспертизу её подлинности, выясняет, из чего создан экспонат. Художники, скульпторы создают свои работы, передают их в музей на выставку. Экскурсанты приходят на выставку в музей, слушают экскурсовода, задают вопросы об экспозиции, фотографируют экспонаты, делятся впечатлениями от увиденного. Хранители музея принимают на хранение экспонаты, не участвующие в выставке, хранят их, создают каталоги работ, выдают работы для создания новой экспозиции. Билетёр продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий. Гардеробщик забирает одежду, выдает номерок и бахилы.
Оборудование: коллекции предметов декоративно-прикладного искусства, фотографии, репродукции, рисунки детей - экспонаты, лупа, краски, кисти, мольберт, нож, ножницы, холст, пробирки, атрибуты художника (берет, шарф, глина, стеки, чашка с водой, таблички и подписи для обозначения разделов выставки, схемы музея, указка для экскурсовода, детский фотоаппарат, альбомы по искусству, путеводители по музеям различной направленности, паспорта на экспонаты, инструменты для реставраторов, спецодежда.
Игра «Химчистка»
Цель: расширять и закреплять представления детей о сфере обслуживания, а также о служащих химчистки и их профессиональных обязанностях.
Задачи:
Обучающая: познакомить детей с такими действиями как: замачивать, стирать, намыливать, полоскать, отжимать, развешивать, сушить, снимать, гладить, складывать.
Развивающая: развивать общую и мелкую моторику за счет работы с прищепками координацию движений обеих рук.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к вещам, чужому труду.
Примерные игровые действия: администратор принимает заказ, оформляет заказ. Клиент оплачивает заказ. Прачка производит чистку одежды. При трудно выводимых пятнах происходит использование лаборатории для поиска новых средств. Выполнение заказа и доставка заказа.
Оборудование: бланки приема, чехлы для одежды, одежда, набор для лаборатории, стиральная машинка, утюг.
Игра «Модельное агентство»
Цель: расширять и закреплять знания детей о работе модельного агентства и специалистов, работающих в нём.
Задачи:
Обучающая: расширить знания о труде специалистов модельного агентства: швеи, художника - модельера, закройщика, дизайнера, визажиста, фотографа, модели и закреплять представление о том, что их труд коллективный.
Развивающая: развивать умение моделировать ролевой диалог, диалогическую речь, отображать в игре явления общественной жизни.
Воспитательная: воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки.
Примерные игровые действия: девочки и мальчики проходят кастинг в новое модельное агентство, поступают. С новыми моделями проходит обучение: сценическая речь, сценодвижение и др. Приходит новый клиент: модельер и выбирает моделей, которые будут участвовать в показе его новой коллекции. Работа с модельерами, закройщиками, дизайнерами и визажистами. Составление портфолио, фотографирование, показ мод.
Оборудование: швейная машинка, сантиметр, готовые модели одежды, ткани и материалы; цветная бумага, картон для изготовления рекламы, ножницы, карандаши; наборы визажистов; фотоаппарат, декорации в стиле агентства, музыкальное сопровождение; коллекция аксессуаров.
Игра «Телевидение»
Цель: закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.
Задачи:
Обучающая: расширять знания детей о ролевых действиях работников телевидения, показать, что их труд - коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива.
Развивающая: формировать умение развивать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, согласовывать тему игры: распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий.
Воспитательная: воспитывать уважение к труду работников средств массовой информации.
Примерные игровые действия: выбор программы, составление программы редакторами; составление текстов для новостей, других программ; подготовка ведущих, зрителей; оформление студии; работа осветителей и звукооператоров; показ программы.
Оборудование: видеокамера, наушники, фотоаппарат, телевизор, микрофон, столы, стулья, планшет с текстом для ведущего, бейджи с ролями для участников игры, компьютеры, рации, «хлопушка», программы (тексты); символика различных программ; элементы костюмов; грим, косметические наборы; элементы интерьера, декорации; сценарии, фотографии.