Анна Полякова
Комплексное занятие по развитию речи и экологии в старшей группе «Зима глазами поэта, композитора, художника»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима глазами поэта, композитора, художника»
П\ з: уточнить представления детей о зиме как сезоне; развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы; познакомить с образом русской зимы, переданным в различных произведениях искусства (в поэзии, музыки, живописи); вызвать чувство любви к родной природе.
Материал: репродукция картины о зиме И. И. Шишкина «Зима», диск с записями мелодий зимний природы, магнитофон, колокольчики для подвижной игры, бубен.
Публикация «Комплексное занятие по развитию речи и экологии в старшей группе „Зима глазами поэта, композитора, художника“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Предварительная работа: беседы о времени года, рисование зимних пейзажей, разучивание стихотворений о зиме, наблюдения в природе.
Ход занятия:
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, почему в народе говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает».
-Ответы детей.
- Правильно. Начинает зиму декабрь. В народе его прозвали «студень». Погода в декабре переменчива: снег, который выпал смывается дождем и вот опять уже идет снег. Когда выпавший снег полежит-полежит, порадует нас своей белизной и красотой и вдруг растает, бывает грустно, тоскливо. Но вот опять заснежело и повалил густой, пушистый снег. И нам становится радостно, весело, празднично.
Скажите, пожалуйста, а почему говорят «Январь году начало – зиме середина?»
- Ответы детей.
- Правильно. С января месяца год начинается, а у зимы это самая середина. В это время зима бывает морозная, суровая. А объясните, почему в народе говорят «В феврале зима с весной встречается впервой»?
- Ответы детей.
- Совершенно верно. Февраль – это последний месяц зимы, а зимой следует весна.
Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах. Какие вы знаете стихи о зиме? (Дети читают 2-3 стих.)
Композиторы пытаются нам передать красоту зимы в звуках, мелодиях. Давайте прослушаем несколько композиций. Закройте глаза и попытайтесь представить, что может происходить в этот момент. (Прослушивание двух мелодий). Не замерзли после вьюги. Давайте поиграем. Становитесь в круг.
(Проводится игра с колокольчиками).
Поиграли! Согрелись! Присаживайтесь.
Значит поэты рисуют зиму словами, композиторы передают красоты зимы в звуках, а художники – в красках. Давайте-ка и мы попробуем разгадать некоторые напевы зимушки-зимы. Но сначала послушайте отрывок из рассказа писателя Г. Скребицкого о волшебстве зимы.
«Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река и притихла, уснула, как в сказке. Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит. Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!» Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела. Раздвинуло солнышко сизую тучку…А под его ласковым взглядом все еще краше становится. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах. А подул ветерок… в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь! Любуется солнышко картиной Зимы – глаз оторвать не может…»
Вот такую прелестную картину нарисовала зимушка-зима. А сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин.
- Так о чем же нам рассказал художник? (о зиме в лесу).
- Что покорило, удивило и порадовало его (красота зимнего леса, укутанного толстым слоем пушистого снега).
- Какой же это лес? Давайте помогу. Это старый, дремучий лес. Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они? (огромные, с мощными стволами, ветви начинаются высоко наверху. Это лесные богатыри).
- А что мы видим на земле? Что лежит под снегом? (огромные стволы опавших деревьев)
- А есть ли тут маленькие елочки и кусты? (да, они чуть виднеются из-под снежных шубок).
- Обратите внимание на снег. Какой он? (белый, серый, голубой). Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерзло.
- А видите ли вы живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? (это птица на ветке; кажется, что она тоже заснула).
- Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или неспокойная, громкая или нет?
- Давайте еще раз полюбуемся картиной и послушаем мелодию, как падает снег. (2-3 минуты под мелодию рассмотреть картину)
- Сегодня мы увидели, услышали, почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, писатель, композиторы, художник о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы.