Папки-передвижки

Компьютерные игры и психологическая готовность дошкольника к школе

Оксана Петровна Кащеева
Компьютерные игры и психологическая готовность дошкольника к школе

Актуальность нашего исследования обосновывается утверждением и введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в котором установлен принципиально иной способ взаимодействия на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу.

Публикация «Компьютерные игры и психологическая готовность дошкольника к школе» размещена в разделах

Для большинства родителей остается неясным представление о том, какое же влияние оказывают компьютерные игры на психологическую готовность дошкольника к школе. Стремление найти ответ на наиболее актуальный в наше время вопрос: «Какое же влияние оказывают компьютерные игры на психологическую готовность дошкольников?», - обусловило и выбор темы.

Цель исследования: выявить влияние компьютерных игр на психологическую готовность старшего дошкольника.

Объект исследования: Психологическая готовность старшего дошкольника к школьному обучению.

Предмет исследования: Компьютерные игры, как один из факторов, влияющих на уровень психологической готовности к школе.

Перед началом работы, в соответствии с поставленной целью была выдвинута гипотеза, в которой мы предположили, что определенные компьютерные игры в которые играют дети, могут положительно влиять на такие показатели, как мыслительная деятельность, образная память, устойчивость и концентрация внимания, развитие мелкой моторики руки

Мы использовали следующие методы исследования: анализ литературных источников, диагностические методы, анкетирование, наблюдение, беседы с детьми и родителями, методы математической статистики, анализ полученных результатов.

Проанализировав литературные источники было установлено, что:

1. Психологическая готовность к школе – это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Методологической основой нашего исследования явились труды таких психологов, как Л. И. Божович Л. С., Выготский, Е. Е. Кравцова, Н. Г. Салмина, Д. Б. Эльконин и др.

В психологической готовности ученые выделяют два основных компонента :

интеллектуальная готовность, личностно - мотивационная готовность, на которые и была опора в исследовании.

2. На процесс формирования психологической готовности ребенка большое влияние оказывают компьютерные игры

Мы опирались на такие методики как: Комплекс методик «Определение готовности ребенка к обучению в школе» (Готов ли ребенок к обучению в первом классе? Под редакцией Т. В. Белова, В. А. Солнцева).

3. Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Р. С. Немов, которые нами были подобраны с учётом стоящих перед нами задач исследования, а также индивидуально – психологических особенностей детей, принимавших участие в эксперименте.

Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 13 «Родничок», в котором принимали участие дети, поступающие в первый класс БСШ № 4, БСШ №3, БСШ № 1. В эксперименте принимало участие 50 человек в возрасте 6-7 лет, среди них 23 девочки и 27 мальчиков. Детей с ОВЗ и с заключениями, связанные с нарушениями интеллекта и эмоциональной сферы в группе не было.

Наше исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе была проведена анкета «Как Ваш ребенок проводит свободное время», с целью определения контрольной и экспериментальной групп по таким показателям как: время, проводимое детьми за компьютером, типа игр, в которые играют дети.

Среди детей старшего дошкольного возраста были выявлены как дети, играющие в компьютерные игры, так и не играющие. Дети, играющие в компьютерные игры, и определенные в экспериментальную группу играют в приключенческие игры обучающего характера. При этом старшие дошкольники проводят разное количество времени за компьютерной игрой, а именно от 30 мин, до нескольких часов, что не является нормой для данной возрастной группы. Для более точного анализа это временное разграничение позволило нам разделить экспериментальную группу на две подгруппы: 1.1 – дети, играющие ограниченное время за игрой, 1.2 – дети, играющие без временного ограничения.

На втором этапе нашего исследования проводилось диагностирование детей. Школьная готовность ребенка оценивалась в процессе собеседования, которое включало ряд заданий и вопросов, соответствующих возрастным особенностям ребенка 6-7 лет. Готовность к школе оценивалась, как правило, по следующим блокам: интеллектуальная, личностно-мотивационная готовность и физиологическая.

Практические исследования позволили сделать следующие выводы:

Было замечено, что дети старшего дошкольного возраста играющие дозировано в обучающие компьютерные игры, более готовы к обучению в школе по всем показателям, по сравнению группой 1.2 и с контрольной группой. Было выявлено, что у них выше развита устойчивость и концентрация внимания, образная память, мышление, мелкая моторика руки.

Дети, которые занимаются компьютерной игрой без ограничения во времени, показали низкие результаты по всем трем параметрам школьной готовности. А именно у них это недостаточный словарный запас; низкий уровень слуховой памяти; не сформирована мотивация к школьному обучению; слабо развита крупная моторика.

В контрольной группе детей результаты диагностики ниже по всем трем параметрам психологической готовности, чем в группе 1.1, где дети играют в компьютерные игры не большое количество времени.

С помощью статистического анализа (коэффициента ассоциации двух качественных переменных по Юлу и однофакторного дисперсионного анализа) было доказали, что компьютерные игры влияют на подготовленность старшего дошкольника к обучению в школе.

На основе полученных результатов были разработаны рекомендации для родителей, имеющих детей старшего дошкольного возраста по проблеме психологической готовности ребенка к школе, используя компьютерные игры.

В результате проделанной работы все поставленные задачи решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена. Наше эмпирическое исследование не претендует на полноту исследования.

Данная дипломная работа будет полезна людям, занимающимся воспитанием подрастающего поколения: а именно, педагогам, воспитателям, социальным педагогам для ознакомления с видами компьютерных игр с целью использования в работе с детьми.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Психологическая готовность ребенка к школе ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Уровень готовности малыша к школе складывается из нескольких одинаково важных компонентов: физическая.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Психологическая готовность детей к обучению в школе Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимость и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения.

Психологическая готовность к обучению ребенка в школе Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для.

Психологическая готовность к обучению в школе Психологическая готовность к обучению в школе. Дети по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в первый месяц. У других – может.

Психологическая готовность к школе Современная действительность предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь:.

Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации «Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации». Содержание: • Теоретические подходы к изучению гендерных различий.

Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе Аннотация: В данной статье представлены особенности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста; рассматриваются аспекты психологической.

Рекомендации для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе» Ну, вот ваш ребенок и закончил детский сад, закончилось его дошкольное детство. Вы уже думаете о том, как ваш ребенок пойдет в школу. И.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Психологическая готовность детей к школе»Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Психологическая готовность детей к школе» Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я бы хотела поговорить с вами о психологической готовности ребёнка к школе, ведь, к сожалению,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Компьютерные игры и психологическая готовность дошкольника к школе
Опубликовано: 19 ноября 2017 в 18:30
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД