ольга зубкова
Концепция гражданско-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция гражданского и патриотического воспитания
В настоящее время актуальная проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в нормативных документах. Так, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751, система образования призвана обеспечить:
• историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
Публикация «Концепция гражданско-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Среди задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утв. указом Президента РФ от 01.06.2012 №761, - формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Такое патриотическое воспитание должно носить характер системного целенаправленного воздействия.
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой народ. Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту. Гражданское и патриотическое воспитание можно назвать одним из сложных направлений в дошкольном воспитании
В современных условиях пробуждение интереса детей к историческому и культурному наследию России, гражданское и патриотическое воспитание относятся к задачам дошкольного образования. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, одна из образовательных областей «Познавательное развитие», в частности, предполагает формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
В нашем детском саду сложилась целая система гражданского и патриотического воспитания детей, она определяется целями дошкольного образования Российской Федерации и соответствует Закону «Об образовании в Российской Федерации». Цель данной системы заключается в развитии личности гражданина и патриота России, осознающего себя личностью в социуме, толерантно относящегося к окружающим, знающего историю своего города и страны, способного отстаивать свои интересы и интересы Родины.
Основные задачи:
• Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родному городу.
• Формирование бережного отношения к родной природе.
• Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
• Формирование элементарных знаний о правах человека.
• Расширение представлений о России, о столице своей Родины.
• Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном станы, нашего города и района.
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
• Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.
Решение поставленных задач позволяет педагогам достичь планируемого результата:
* родители активные участники образовательного процесса;
* ребенок имеет определенные знания о родной стране, крае, городе знает флаг, герб, историю, испытывает уважение, любовь к стране, городу, родителям, близким ему людям;
* ребенок проявляет желание трудиться на благо семьи, детского сада, города.
Основные принципы концепции системы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста :
* «От близкого к далекому» (мой дом – моя улица – мой город – моя страна – моя планета);
* «От общего к частному», где каждое честное выступает перед ребенком как проявление чего-то общего;
* Опора на опыт самих детей, реальные их дела, события в семье, в детском саду, городе, стране;
* взаимодействие с семьей.
Отношения, складывающиеся между субъектами воспитательной системы
Важным условием успешной педагогической деятельности в воспитании гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста является взаимодействие с родителями воспитанников. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению семейных связей.
По словам А. С. Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов должно приходить к детям. Воспитатели нашего ДОУ придерживаются этих рекомендаций в ходе работы с дошкольниками и взаимодействия с их родителями.
В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
В основе взаимодействия с родителями в нашем ДОУ лежит структурно – функциональная модель, которая состоит из трех блоков:
I – информационно – аналитический блок. Обзор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их личностно – ориентированное общение на основе общего дела.
II – практический блок. Решение конкретных задач, связанных с патриотическим воспитанием детей.
Формы сотрудничества с родителями:
• «Познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии, библиотека «Воспитываем гражданина вместе»).
• Сотрудничество в рамках проведения досугов, экскурсий, трудовой деятельности;
III – контрольно – оценочный. Анализ эффективности мероприятий: презентация проектов, анкетирование, участие родителей в мероприятиях детского сада.
В решении поиска эффективных методов взаимодействия между субъектами воспитательного процесса в ДОУ используется проектный метод. Этот метод позволит сочетать интересы всех субъектов, организовать поэтапно и последовательно процесс воспитания и обучения детей : от выявления их опыта – к совместному планированию и реализации намеченного.
Особенности управления образовательной деятельностью
Основной целью системы управления гражданско-патриотическим воспитанием ДОУ является совершенствование образовательной деятельности, организация работы и ее координация, а также повышение педагогического мастерства каждого педагога.
Система руководства гражданским и патриотическим воспитанием в ДОУ сочетает интересы всех субъектов воспитательной системы :
Педагог – имеет возможность самореализоваться, проявить творчество в работе;
Родитель – имеет возможность активно участвовать в процессе патриотического воспитания своего ребенка и группы в целом;
Ребенок – его деятельность организована в соответствии с его интересами, желаниями и потребностями.
Руководство работой по патриотическому воспитанию в ДОУ осуществляется по этапам:
I – диагностический.
а) изучение литературы (психолого-педагогической, научно-популярной, нормативно-правовой);
б) изучение уровня готовности педагогов к взаимодействию с семьей и детьми;
в) изучение уровня готовности родителей, их отношение к данной проблеме;
г) изучение предметно – развивающей среды групп, дошкольного учреждения.
II – практический (создание условий)
а) издание приказов;
б) разработка положений;
в) определение методов работы, планирование работы, сроков выполнения;
в) проведение тематического контроля;
г) внесение изменений в рабочие программы воспитателей.
III – аналитический (итоговый)
а) анализ анкет;
б) сбор отзывов;
в) анализ работы педагогов;
г) презентация проектов.
Формы активизации педагогов:
• Традиционные: семинары, семинары-практикумы, творческие группы, обмен опытом, педагогические советы, тренинги, деловая игра и др.
• Инновационные: проектная деятельность, мастер – классы, создание банка инновационных идей, участие в творческих конкурсах, издательская деятельность.
Система по гражданскому и патриотическому воспитанию в ДОУ строится последовательно, начиная с младшего возраста с поэтапным усложнением в соответствии с опытом детей, с учетом принципа развивающего обучения и состоит из нескольких направлений:
Первое направление: Я и моя семья
Второе направление: Мир людей
Четвертое направление: Экология
Пятое направление: “Родина моя – Россия”
Шестое направление: Культура
Седьмое направление: История
Выше перечисленные задачи и направления решаются во всех видах детской деятельности:
• во время организованных образовательных ситуаций;
• в играх;
• на целевых прогулках по улицам города и к памятникам;
• на экскурсиях;
• в труде, в быту;
• во взаимодействии с социумом;
• в проектной деятельности;
• в приобщении детей к духовному наследию народа;
• в приобщении детей к традициям большого спорта.