Елена Дергаева
Конфликты между детьми в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Конфликты между детьми в детском саду – это неизбежное событие, которое рано или поздно возникнет в любой возрастной группе. Особенности характера и общее самочувствие может повлиять на отношение конкретного ребенка к социуму в конкретный период времени. Основополагающим является привитие понимания своего состояния в этот момент. Воспитатель дает понять, что если ребенку плохо, то в этом нет вины других детей. Прививается сдержанность в любых ситуациях, умение избегать конфликты и вымещение негативной энергии в другом русле. Например, активные игры, групповое пение, свободные танцы могут помочь ребенку выплеснуть энергию. Но иногда конфликты имеют другую природу появления.
Публикация «Конфликты между детьми в детском саду» размещена в разделах
Правила решения конфликтов
Несовпадение личных предпочтений, зависть, общая цель или общий раздражитель могут стать серьезными причинами для ссор в детском саду. Нельзя сказать со 100% уверенность, что послужило развитию конфликта, но проанализировать конкретные случаи можно и даже полезно для воспитателя. Чтобы избежать ссор в дальнейшем важно замечать и анализировать все конфликты. Это поможет подобрать правильные темы для бесед, или систему индивидуальной работы с конфликтным ребенком. Чтобы наладить отношения между детьми, защитить интересы каждого можно вводить такие правила в группе:
1. Каждый ребенок сам решает нужна ли ему помощь коллектива, хочет ли он работать в паре, или играть с другими.
2. В рамках занятия дети работают с одинаковыми материалами, или использует тот, кто первый их принес к себе на стол (по очереди). Также и с игрушками в свободное время (кто первый взял).
3. Дети должны относиться уважительно ко всему социуму (дети в группе, работники сада).
4. Соблюдается свобода действий в проблемной ситуации, пока не понадобиться помощь воспитателя (педагог наблюдает и корректирует конфликт).
5. Детям запрещается приносить игрушки и еду из дома, чтобы не провоцировать конфликты на почве желаний и возможностей семей.
6. Конфликты не нужно избегать, их нужно эффективно решать (при условии соблюдения всех правил). Если правила не соблюдены, то основное внимание в решении ссоры притягивается к нарушению.
Правила могут дополняться исходя из конкретной группы детей. Педагог должен понимать, что постоянные избегания конфликта, желание заступиться за ребенка – эти действия могут навредить. Если кажется, что ребенка обижают, нужно проанализировать ситуацию, посмотреть на реакцию сторон и только при негативной динамике помочь решить вопрос. Задача воспитателя научить детей сосуществовать, уметь решать конфликты разных масштабов, признавать свои ошибки, общаться и узнавать информацию без агрессии.
Примеры конфликтов в детском саду
Чаще всего ссоры возникают на такой почве:
игровая деятельность в свободное время – вторжение в игру другого ребенка;
доминирование через задирание детей, отказ делиться своим, или даже отбирание чужой игрушки;
конфликты на почве распределения ролей в играх;
споры о правильности действий детей в определенных сюжетах.
В разных возрастных группах возникают разные типы ссор. В младшей группе чаще проявляются споры об игрушках, они часто ломаются или отбираются другими детьми. В старшей и средней группе конфликты приобретают социальный подтекст (ссоры при выборе совместных игр и действий по сюжету).