Получи документы

Конспект интегрированного занятия «Солнце-источник жизни на земле»

Анжелика Сторожева
Конспект интегрированного занятия «Солнце-источник жизни на земле»

Конспект занятия для детей старшей группы.

Тема: Солнце – источник жизни на земле.

Интеграция образовательных областей: познание, развитие речи, художественно-творческая деятельность.

Цель: Познакомить детей с образом солнца в разных видах народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Солнце-источник жизни на земле“» размещена в разделах

1. Вызвать интерес к образу солнца в различных видах декоративно-прикладного искусства и устного народного творчества (потешки, поговорки).

2. Объяснить символику декоративных элементов (точка, круг, волнистая линия, завиток, трилистник).

3. Развивать самостоятельность и инициативу в экспериментальном освоении цвета: разделить солнечный луч на семь цветов; путем смешивания красок получить «солнечные» оттенки.

4. Активизировать словарь качественными прилагательными, обозначающими цвета и оттенки.

5. Показать варианты изображения солнечных лучей (точки, круги, пятнышки, треугольники, волнистые линии, завитки, спирали, трилистники).

6. Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.

Материалы, инструменты, оборудование: Предметы декоративно-прикладного искусства с солярными элементами декора, таблица с вариантами солнечных, декоративных элементов и других природных объектов, игрушка-солнышко, зеркала и ёмкости с водой на двоих детей, палитры, краски, кисти, баночки с водой, бумага для рисования разного формата и цвета, карточки с различными изображения солнца.

Предварительная работа: Знакомство с предметами народно-прикладного искусства, рисование элементов росписи (каргапольская, дымковская, семеновская, хохломская, гжельская); смешивание акварельных красок для получения сложных оттенков, чтение и разучивание потешек и поговорок о солнце, беседа о солнце как источнике жизни для всех живущих на земле.

Содержание занятия.

Дети входят в группу и оглядываются по сторонам.

– Ребята! Посмотрите вокруг. Появилось ли в нашей группе что-нибудь необычное? (В группе расставлены и разложены предметы декоративно-прикладного искусства и их изображения.) Что же это за предметы? (Ответы).

– А по какому признаку их можно объединить в одну группу? Здесь посуда, игрушки, одежда. (Ответы).

– Правильно! Предметы народного искусства, декоративного искусства, народного творчества.

–Понравились вам эти предметы? Чем? (Очень красивые, нарядные, яркие, праздничные, узорчатые и т. д.) (Дети садятся на стульчики вокруг мольберта.)

–Очень давно, в стародавние времена, наши предки, бабушки наших бабушек и дедушки наших дедушек верили в то, что изображения природы, животных, растений защитят их от болезней и всяческих напастей; привлекут удачу, счастье, богатый урожай, хорошую погоду. Поэтому они украшали игрушки, посуду, одежду, мебель и даже свои дома различными узорами – символами. Я вам принесла показать некоторые из них. (Таблица символов природных явлений и объектов.)

– Давайте вместе подумаем на что из того, что есть в природе похожи изображения (Ответы)

1. Волнистая линия – дорога, вода, река.

2. Ромб, ромб с точками – поле, засеянное поле.

3. Зеленые штрихи, скрещенные линии – растения.

4. Треугольники с полукругом – голова животного.

5. Разнообразные круги – солнце.

Больше всего во все времена все народы любили и любят солнышко. Они посвящают ему стихи, песни, рисунки, украшают предметы быта и даже в честь солнца танцуют. (Наш любимый танец хоровод – это знак солнечного круга).

– А как вы думаете, почему люди так любят солнышко? (Ответы.)

– Правильно вы говорите. Солнце – это источник жизни на земле. Не растения, не животные, не люди не могут жить без солнечного света и тепла. В далекие времена люди выходили весной на улицу, на пригорки, в поле и звали в гости солнышко-колоколнышко. За долгую, холодную, пасмурную зиму мы с вами тоже соскучились по теплому ласковому солнышку. Давайте тоже позовём его к нам в гости. Встанем в хоровод, споём о солнце, расскажем потешки и заклички о солнышке.

Игра – хоровод «Выйди солнышко»

(Под музыку Раймонда Паулса).

Дети идут по кругу и поют песенку:

Выйди солнышко.

Выйди красное.

Полно спать тебе

Лежебокой быть.

Не к лицу тебе привередничать.

Внутри хоровода навстречу детям идет водящий с игрушкой – солнышком в руках. По окончании песни он останавливается около одного из детей и передает ему игрушку. Выбранный ребенок выходит в центр и рассказывает потешку о солнце. Игра продолжается с новым водящим. (3-5 раз)

Дети остаются в кругу.

– Какими словами говорят о солнце? (Ответы).

– Правильно. Яркое, горячее, красное, жаркое, золотое, лучистое, радостное, тёплое, ласковое и т. д.

– А почему о солнце говорят : «Красное», если оно чаще всего бывает «желтое»? (Ответы)

– С давних времён люди называли «красным» всё самое красивое и доброе. Праздник – «красный день календаря», «красное слово» – доброе слово, «красна девица» – пригожая добрая девушка. Даже пословицы сложили: «Красна птица пером, а человек умом»; «Не красна изба углами, а красна пирогами». «Красный» значит красивый, самый любимый и дорогой.

– Как вы думаете, ребята, а какого цвета луч солнца? (Ответы) Давайте проверим? Подходите к столам.

Опыт с зеркалом и водой

Дети подходят к тазикам с водой, у каждого зеркальце.

– Опускаем зеркальце в воду, наклоняем его и ловим солнечный луч.

– Что вы увидели на потолке? (Небольшую радугу)

– Какой мы можем сделать вывод? (Ответы)

– Вывод: из одного лучика солнце можно сделать радугу, а в радуге семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Вот мы и узнаем, что лучик солнца семицветный, когда он проходит через воду и отражается на чем-нибудь.

– А каким цветом мы можем нарисовать солнце, солнечный свет, солнечный луч? (Ответы)

– Желтый, золотой, алый, оранжевый, рыжий, красный, розовый, багровый – вот сколько цветов и оттенков цвета существуют для изображения нашего солнышка. Чтобы оно почаще к нам заглядывало, предлагаю вам нарисовать портрет солнышка. Солнце круглое, а вот его лучи можно изобразить по-разному. Предлагайте, как можно нарисовать солнечные лучи. (Ответы)

– Хорошо! Я вам хочу показать, как ещё можно изобразить солнечные лучи. Посмотрите на карточки и расскажите каким способом они нарисованы (Ответы. Точки, круги, пятнышки треугольники, волнистые линии, завитки, спирали, трилистники)

– А теперь подумайте каким цветом вы хотите нарисовать своё солнышко и какой формы у него будут лучики и приступайте к рисованию. (Дети берут листы разного цвета и формата, садятся за столы с принадлежностями для рисования, смешивают на палитре два цвета для получения нужного оттенка и рисуют солнце, раскладывают свои работы на свободном столе; любуются, обсуждают рисунки.)

– Ребята! Какие необыкновенные портреты у вас получились. Солнце обязательно заглянет к нам в гости полюбоваться на ваши рисунки. А что вы сегодня нового узнали, запомнили, может быть чему-то удивились? (Ответы) Правильно! Молодцы! Запомним главное. Солнце – Источник жизни на земле для всего живого, источник радости, света и хорошего настроения!

Приложение 1.

ПОТЕШКИ.

Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше разбуди!

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать!

Солнышко, выгляни!

Красное высвети!

На шелковую травушку,

На аленький цветочек,

На кругленький лужочек!

Солнышко, солнышко,

Колоколнышко!

Не пеки за реку, пеки к нам в окно.

Будет нам тепло.

Солнышко – солнышко,

Солнышко – ядрышко,

Высвети – выгляни!

Воробьи чирикают

Весну-красну кликают.

Солнышко, покажись

Красное, нарядись!

Выйди поскорее

Будь к нам подобрее.

Сядь на пенёк

Посвети нам денёк.

Лей щедрее, солнышко,

Золото в оконышко.

Деточки играют.

Тебя ожидают.

Приложение 2.

Список литературы.

1. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ : Методическое пособие. –М. : ТЦ Сфера, 2008.

2. Современные технологии обучения дошкольников / авт. -сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2014.

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М. : Карапуз –Дидактика, 2008.

4. Истоки русской народной культуры в детском саду / авт. -сост. И. Г. Гаврилова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

5. Н. Бордюг. Детский музыкальный фольклор. – Нижний Новгород, 1993.

Публикации по теме:

Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании детей в подготовительной группе Цель:Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство, знакомство детей с дымковской.

Выставка семейного творчества «Красота России»Выставка семейного творчества «Красота России» Это не просто выставка, это конкурс. Цели конкурса: - Знакомство воспитанников с лучшими образцами народного декоративно-прикладного искусства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Солнце-источник жизни на земле»
Опубликовано: 23 января 2015 в 14:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД