Получи документы

Конспект занятия «Борский стекольный завод»

Светлана Хлюстова
Конспект занятия «Борский стекольный завод»

Конспект «Борский стекольный завод»

Образовательная область: «познание», «коммуникация».

Цель: формирование представлений у детей о создании стекла и стеклянных предметов.

Обучающие задачи:

1. Расширить и систематизировать знания детей об особенностях стекла и стеклянной посуды.

2. Познакомить детей со стекольным заводом и производством стекла.

Развивающие задачи:

1. Развивать умение видеть противоречивость явлений и решать проблемные ситуации.

Публикация «Конспект занятия „Борский стекольный завод“» размещена в разделах

2. Развить у детей познавательный интерес к предметному миру.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать в детях уважительное отношение к людям труда.

2. Бережное отношение ко всему стеклянному.

Обогащение словаря: стекольный завод, мастер – стеклодув, стеклянная, стекло тонкое, прозрачное, цветное, легко бьющееся, хрупкое, разбивается.

Материалы и оборудование: стеклянные изделия, слайды истории создания стекла, мыльная вода и соломинки, презентация об истории создания стекла и о стекольном заводе города Бор, ноутбук, проектор.

Ход занятия.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: отгадайте загадку, что находится в этой коробочке?

Игра «Да – нет» для определения детьми предмета, находящегося в коробочке. Дети задают вопросы, получая только утвердительный или отрицательный ответы.

Алгоритм отгадывания.

Это живое? Нет,

это в доме? Да.

Это на кухне? Да.

Это посуда? Да.

В ней готовят пищу? Нет.

Из нее пьют? Да.

У нее есть ручка? Нет.

Это стакан.

Воспитатель достает стакан.

Воспитатель: Из чего сделан стакан? Какие предметы из стекла вы знаете? (ответы детей) Где можно встретить стекло и стеклянные предметы?

Какими словами вы можете сказать о стекле и стеклянных предметах? ( ответы детей: стеклянная, прозрачная, тонкая, хрупкая, разбивается, легко бьется, бьющееся)

Воспитатель: Подумайте, быть стеклянным - это хорошо или плохо?

Игра «Хорошо – плохо» ( ответы и рассуждения детей: «хорошо» она прозрачная, видно, что пьешь; красивая, легкая, «плохо» стеклянные предметы легко бьются, можно пораниться; нельзя ставить на огонь).

Воспитатель: А вы знаете, как делают стекло? (ответы детей)

Рассказ воспитателя с использованием презентации «История создания стекла».

Тайна эта открылась очень давно. Шли по пустыне путники - финикийские морские купцы. Шли они по пескам и очень устали. Вот решили они отдохнуть, развели костер, а чтобы ветер не задул пламя, они обложили костер мешками природной соли, которую везли продавать. Всю ночь полыхал костер. А в середине него свершилось таинство, - слияние соли с песком. Твердый, как камень, прозрачный, как прохладные воды ручья, сверкающий на солнце слиток лежал утром на обгоревшем кострище. Люди впервые увидели стекло.

Воспитатель:

- Где делают стеклянную посуду? (На заводе) Как называют человека, который создает стеклянные предметы? (стеклодув) произнесите медленно: стеклодув.

- Каким инструментом пользуется мастер – стеклодув? Для выдувания стекла? (трубкой)

- Не хотите ли вы стать мастерами – стеклодувами? (Дети пускают пузыри)

Осторожно - пузыри!

Ой, какие!

Ой, смотри!

Раздуваются!

Блестят!

Отрываются!

Летят!

Мой – со сливу!

Мой – с орех!

Мой не лопнул дольше всех!

Я предлагаю Вам, окунутся в историю появления стекла.

Стекло существовало в Египте уже 6 тысяч лет назад. Древнейшими стеклянными предметами являются кувшины, бусы, кулоны, амулеты. Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно финикийскими морскими купцами.

В последнем веке до нашей эры стеклоделие интенсивно развивалось в Римской империи. Во времена императора Августа изделия из стекла вывозились во Францию, Германию и Швейцарию. Именно римляне первыми начали использовать стекло в архитектурных целях.

Слайд7.

Древние римские украшения из стекла.

Посуда из стекла

Александрия в то время была и центром производства изделий из стекла, всемирно известна Портландская ваза (из двухслойного непрозрачного стекла) – возможно самый известный шедевр александрийских мастеров.

Стекло в архитектуре. (витражи)

Римское стекло отличает от египетского то, что является главным достоинством стекла и сегодня – прозрачность!

Стеклоделие в России развилось в IX–Х вв., т. е. намного раньше, чем в Америке (XVII в.) и ранее, чем во многих других странах Западной Европы (Англии, Швеции, Венеции, Богемии, Лотарингии, Нормандии и др.) .

Витражи Шартрского кафедрального собора.

Чаша из Венецианского стекла. 16 век.

Ваза из венецианского стекла.

В Х–Х1 веках в Киеве уже существовали мастерские для производства стеклянных браслетов, бус, колец и тонких бокалов.

-мозаика из стекла.

- Киевский Софийский собор.

В 1748 М. В. Ломоносов организовал при Петербургской академии наук лабораторию, в которой проводил опыты с окрашиванием стекла.

Мозаика «Пётр 1», выполненная Ломоносовым М. В.

Мозаика «Полтавская битва»

Образ богоматери с картины итальянского художника Солимена.

В 1753 им была построена для производства цветного стекла Усть-Рудицкая фабрика (близ Петербурга, где выпускался бисер, стеклярус и мозаичные составы. Через год появляются различные “галантерейные изделия” : граненые камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы – все из разноцветного стекла, по большей части бирюзового цвета.

Но у нас в городе тоже есть стекольный завод.

Борский стекольный завод

Одно из самых известных в России предприятий, расположенных в городе Бор Нижегородской области, является Борский стекольный завод. Строили завод очень быстро. Первый камень был заложен в 1930 году. А уже 1 февраля 1934 года была выпущена первая лента стекла. С тех пор Борский стекольный завод занял лидирующие позиции в секторе выпуска стекла для автомобилей. С 1997 года поставляет стекла для таких автогигантов как BMW,Honda, Nissan, Volkswagen и других. Таким образом, Борский стекольный завод является одним из самых известных предприятий, производящих листовое и автомобильное стекло.

Физкультминутка «Как живешь?»

- Как живешь? (вот так)

- Как идешь? (вот так)

- Как бежишь? (вот так)

- Как стоишь? (вот так)

- Как шалишь? (вот так)

-Как грозишь? (вот так)

- Как ночью спишь? (вот так)

Воспитатель: из чего же получают стекло?

Слайд 14.

Кварцевый песок

Сода.

Известь.

В настоящее время варка стекла проводится при температуре 1400. 1500°C в течение нескольких часов. Процесс варки стеклоделы делят на три стадии : провар шихты, осветление (удаление «мошки» и «свилей», студка – осторожное охлаждение.

Мошкой стеклоделы называют мелкие пузырьки газа, распределенные по всей массе стекла. Ее наличие в изделиях считается браком.

Охлаждение стекла, а точнее изделия из него проводят медленно, чтобы избежать в нем напряжений. Закаленное стекло обладает высокой механической прочностью. Однако у него есть и недостатки. При нарушении поверхностного слоя (например, нанесение царапины, т. е. при нарушении сжимающих и растягивающих сил, закаленное стекло разлетается вдребезги.

Печь для варки стекла.

Производство листового стекла.

Воспитатель: мы узнали, что нужно для производства стекла, как его «варят», а что же делают из стекла Борского стекольного завода? (предполагаются ответы детей). Вот мы сейчас и узнаем.

Слайд 16.

Стекло для автомобилей

Триплекс состоит из пакета, образованного из двух или более листов обыкновенного стекла, между которыми проложена прозрачная пластичная пленка, прочно соединенная со стеклом склеивающим составом. Благодаря прочной склейке образующиеся при ударе осколки удерживаются на прокладке. Наиболее широко распространенным является трехслойный триплекс.

Автомобильное остекление выполняется в основном двумя видами стё кол: закалённого и триплексного. Закалённое стекло – это боковые и задние стёкла автомобилей. Они позволяют легче выбраться из горящего автомобиля.

Триплексные стёкла используют для изготовления лобовых стёкол. Триплексные стёкла защищают при лобовом столкновении.

Закалённое стекло должно разбиваться на мелкие округлые фрагменты, не способные причинить серьёзных травм.

Сталинит - закаленное стекло подвергнутое специальной термической обработке

Тонированное стекло - теплопоглощающее полированное стекло

Недавно открыли третью очередь стекольного завода ООО «Посуда» крупнейшей турецкой компании «Sisesam» на Бору.

В наше время стекло и изделия из него используют и применяют почти везде. Стекло вставляют в окна, двери, как строительный материал, из сверхпрочного стекла делают столы, столики, посуду. Стекло используют для изготовления лампочек, новогодних шаров, статуэток, украшений интерьера, в том числе стекло используют и в интерьере детского сада. Что с детства прививает детям эстетический вкус.

Работы по золочению пяти куполов старинного храма Успения Пресвятой Богородицы велись на Борском стекольном заводе. 12 апреля 2007 годв

Публикации по теме:

Конспект занятия психологаКонспект занятия психолога Приветствие Педагог обращается к детям: «Здравствуйте, я рада вас видеть! А вы рады видеть друг друга? Скажите об этом». Дети по кругу приветствуют.

Экскурсия в Борский краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Старинный уклад жизни наших предков» (фотоотчет)Экскурсия в Борский краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Старинный уклад жизни наших предков» (фотоотчет) «Экскурсия в Борский краеведческий музей «Знакомство с экспозицией: Старинный уклад жизни наших предков». Фотоотчет. Цель: Посетить музей,.

Конспект занятия «Звуки [Л] — [Л’]» Домашнее задание 1. Назвать характеристику и артикуляцию звука «Л», «Ль». В чем их сходство и в чем их различие? 2. Вспомнить и назвать.

Фотоотчет «Экскурсия в Борский краеведческий музей»Фотоотчет «Экскурсия в Борский краеведческий музей» Мы живем в небольшом городке Бор, расположенном на левом берегу Волги, рядом с городом Нижнем Новгородом. Одной из достопримечательностью.

Фотоотчёт «Экскурсия на завод «Янтарный айсберг»Фотоотчёт «Экскурсия на завод «Янтарный айсберг» Экскурсия на завод "Янтарный Айсберг" Компания «Янтарный Айсберг» 25 сентября 2018 г. провела экскурсию для воспитанников нашего детского.

Фотоотчёт «Экскурсия на завод «Тарусская керамика»Фотоотчёт «Экскурсия на завод «Тарусская керамика» Наш город с каждым годом привлекает все большее количество туристов, которые хотят посетить его самые интересные достопримечательности.

Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группеКонспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.

Конспект занятия «Добро и Зло» Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме: "Добро и Зло". 20 апреля 2016 года Цель: Раскрыть сущность полярных.

Конспект занятия «Матрешка»Конспект занятия «Матрешка» Конспект-занятие «Матрешка». Подготовила:Новикова Наталия Анатольевна Цель: Познакомить детей с игрушкой матрёшкой. Задачи: - Дать доступные.

Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства»Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Борский стекольный завод»
Опубликовано: 15 марта 2022 в 23:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД