МААМ-картинки

Конспект доминантного занятия «День рождения Музыки»

Елена Орешонкова
Конспект доминантного занятия «День рождения Музыки»
▼ Скачать + Заказать документы

«День рождения музыки»

(доминантное занятие)

Воспитатель: Ребята, я хочу поделиться с вами радостной новостью.

Сегодня утром почтальон принес нам в группу письмо от Таинственной незнакомки, которая приглашает нас к себе на День рождения (чтение текста письма). В конверте я нашла вот такой необычный экспонат (показывает скрипичный ключ). Что это? Может он поможет нам разгадать секрет Таинственной незнакомки? Кто же она, наша именинница?

Рассуждения и ответы детей.

Публикация «Конспект доминантного занятия „День рождения Музыки“» размещена в разделах

Воспитатель: Итак, мы с вами отправляемся на День рожденья Феи Музыки, которая живет в Музыкальном королевстве. Я верю, что наше путешествие будет еще более интересным, если мы возьмем с собой примерное поведение и отличное настроение. Вы со мной согласны? Ну, тогда в путь!

Дети подходят к двери музыкального зала, на котором висит замок.

Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка, у нас проблема. Видимо кто-то решил над нами пошутить, и запер дверь к Фее Музыки на огромный замок. Что же нам делать? Давайте вместе подумаем, как мы сможем открыть эту музыкальную дверь.

Предположения детей, поиск решения проблемы.

Взрослый открывает дверь скрипичным ключом. Звучит музыка Д. Д. Шостаковича «Прелюдия №5».

Воспитатель: Вы слышите, Фея Музыки встречает нас в своем Королевстве.

Музыкальный руководитель приветствует детей, дети отвечают музыкальной импровизацией.

Музыкальный руководитель : Дорогие ребята, сегодня, первого октября у нашей Феи Музыки День рожденья.

И наша именинница рада приветствовать вас у себя на балу.

На свой День рожденья Фея Музыки пригласила к себе лучших друзей (показ портретов композиторов, музыкантов, иллюстрации к произведениям). Вы узнаете их? Какие их произведения вам знакомы?

Дети рассматривают портреты, называют знакомых композиторов, их произведения.

-Давайте вспомним некоторые из них и попробуем передать характер музыки движениями, мимикой и жестами.

Прослушивание отрывков из знакомых произведений (П. И. Чайковский «Осенняя песнь», А. Вивальди «Осень», беседа о характере, содержании музыкальных произведений, средствах музыкальной выразительности, используемых композиторами для передачи музыкальных образов; обобщение музыкального опыта детей, уточнения музыкальным руководителем некоторых особенностей музыки в прослушанных произведениях.

-Ребята, а задумывался ли кто из вас, что такое Музыка?

Предположения детей.

-Вот видите, как много вами высказано предположений о том, что такое музыка, и все они разные. Это очень непростой вопрос, но ответ на него все же есть. Давайте послушаем про это песню Г. Струве «Музыка» может быть, она нам подскажет, что такое Музыка.

Прослушивание песни Г. Струве «Музыка»

-О чем поведала вам песня, что такое музыка?

Ответы детей.

-Верно, Музыка-это вид искусства, который живет в звуках. Вслушайтесь- весь мир поет: шорох листьев под ногами, шум дождя и пенье птиц, снега скрип и песня вьюги и многое другое. Мир музыки волшебен.

Чтение стихотворения на фоне музыки Э. Грига «Утро» с показом слайдовой презентации.

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада –

Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав, в шуме дубрав,

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода –

Это мелодией вечно своей

Мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои ива роняет у брода…

Только приветствуют ночь соловьи

Звоном ветвей, песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт,

Только прислушаться надо.

А вы знаете, дети, что звуки окружающего мира созвучны какому-либо музыкальному инструменту? Давайте поэкспериментируем со звуками. Я буду включать вам звуки окружающего мира, а вы попробуете найти соответствующий музыкальный инструмент.

Дети экспериментируют со звуками.

Музыкальный руководитель :

Однажды литовский композитор Балис Дварионас, прислушиваясь к звукам окружающего мира, написал свое известное произведение «Деревянная лошадка». Давайте его послушаем и попробуем определить, что за инструмент звучит? Что он изображает?

-Какой инструмент звучал? На что он похож?

Ответы детей.

-Да, это звучал музыкальный инструмент- ксилофон. Подумайте, на какой инструмент похож ксилофон, и что в нем является источником звука?

Ответы детей.

-Верно, ксилофон напоминает нам музыкальный инструмент- металлофон. Звук извлекается ударом палочки по пластинкам разной длины. Только у металлофона пластинки сделаны из металла, а у ксилофона они деревянные, поэтому и звук напоминает нам цокот копыт. Как скачет лошадка в музыке Б. Дварионаса?

Ответы детей: Лошадка скачет быстро, весело, игриво, звонка стуча копытцами.

-Мы с вами послушали музыку Б. Дварионаса, который рассказал нам историю об игрушечной деревянной лошадке.

А теперь давайте попробуем определить, что хотел изобразить в своей музыке «Танец Феи драже» из балета «Щелкунчик» знакомый нам композитор –Петр Ильич Чайковский?

Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Танец Феи драже»

Что хотел изобразить композитор?

Ответы детей.

-Для того, чтобы изобразить Фею драже и ее танцующих подружек –горошинок, в этой музыке Чайковский использовал музыкальный инструмент-челеста (показ изображения инструмента). Какой по виду музыкальный инструмент напоминает вам челеста? Как она звучит? Со звучанием какого детского музыкального инструмента можно сравнить звук челесты?

Ответы детей.

-Вы правы, по виду этот инструмент напоминает фортепьяно, только он немного меньше размером. Челеста звучит отрывисто, изящно, легко, словно волшебные горошины Феи драже рассыпались по паркету и превратились в танцующих маленьких фарфоровых кукол. Звук челесты напоминает нам звук треугольника, металлофона.

Давайте проведем динамическую паузу. Для этого мы разделимся на 2 группы: группа мальчиков придумает танец игрушечных деревянных лошадок, а группа девочек будет подыгрывать им на музыкальных инструментах. Потом группа девочек изобразит нам танцующих горошинок, а мальчики подыграют нам на соответствующих музыкальных инструментах.

Творческие задания детей (по подгруппам).

-Ребята, вы уже знаете, что композиторы сочиняют прекрасную, удивительную музыку и записывают ее при помощи музыкальных знаков. Давайте вспомним, как эти знаки называются?

Ответы детей.

-Правильно, музыку записывают при помощи нот, а вы, ребята, их помните?

Ответы детей.

-Скажите, а где живут нотки, как называется их домик?

Дети отвечают

Музыкальный руководитель (показывает детям пособие «Нотный домик») :

Нотный домик открываю, нотки в гости приглашаю!

Раз, два, три- нотку весело бери!

Нотки дружно называй,

Сколько их? Смотри, считай!

Дети называют ноты, считают их.

Дети по –очереди (по подгруппам) играют с нотками в игру «Построй звукоряд», затем пропевают их).

-Ноты выстроились в ряд,

Образуя…

Ответ детей: ЗВУКОРЯД.

-Правильно, ребята, без нот композиторы бы не смогли записать свои замечательные произведения. Но вот, смотрите, нотные сборники опубликованы, но музыка из них не звучит. Для того чтобы музыка была услышана, необходимы еще, как минимум, два человека. Кто они?

Ответы детей.

-А как вы думаете, легко ли быть музыкантами?

Это мы сейчас проверим.

Ну-ка, глазки закрывайте, инструменты отгадайте. Кто на чём будет играть?

Ответы детей.

Исполнение на детских музыкальных инструментах отрывка из произведения В. А. Моцарта «Турецкий марш»

Воспитатель: Да, непростое это дело играть в оркестре, так как нужно внимательно следить за дирижером, да еще и слушать темы других музыкальных инструментов.

Музыкальный руководитель :

Я вижу, что после такой бодрой, торжественной музыки ваше настроение улучшилось. И это неслучайно.

Мы с вами уже знаем, что музыка обладает огромной силой и энергией. Она может заставить нас радоваться, злиться, грустить, быть мужественными и смелыми, Музыка даже обладает целительной силой- она лечит различные болезни.

Великий отечественный композитор Дмитрий Борисович Кабалевский говорил такие слова: «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».

Музыка… Какое красивое слово.

Что с музыкой сравнится по звучанью?

Шум леса? Пенье соловья?

Грозы раскаты? Ручейка журчанье?

Сравнения найти не в силах я.

Но всякий раз, когда в душе смятенье, —

Любовь иль грусть, веселье иль печаль.

В любом природой данном настроении.

Вдруг начинает музыка звучать :

В душе, звучит на струнах подсознанья,

Гремит в литавры и в цимбалы бьет, —

Передавая радость иль страданье –

Сама душа, казалось бы, поет!

Музыкальный руководитель : Ребята, а как называется слитное, гармоничное звучание в музыке?

Ответы детей (ансамбль).

-А еще ансамблем называется небольшой коллектив исполнителей. И я хочу, чтобы на сегодня вы послушали Гимн Музыке в исполнении квинтета (ансамбль из пяти человек) «До-ми-солька», который приготовил ее специально в подарок для нашей именинницы

Звучание в исполнении квинтета «До-ми-солька» песни «Гимн музыке».

-Итак, мы с вами выяснили, что композитор пишет музыку, музыкант ее исполняет. Но для кого они это делают?

Ответы детей.

-Правильно, для нас с вами- для слушателей. Быть настоящим слушателем тоже очень непросто. Для этого нужно научиться любить и понимать музыку.

-Фея музыки летает,

Звуки счастья рассыпает

Над безмолвною землей,

Бередя ее покой

Поднимая крылья веры.

И в неведомые сферы

Устремляется душа,

Жизнелюбием дыша.

Наша встреча с музыкой подходит к концу, но, как известно, никакой бал не обходится без танца.

Вы друг друга приглашайте,

В пары поскорее вставайте.

Дети приглашают друг друга на танец, выполняя реверанс.

Музыкальный руководитель :

Нынче модным вышел в свет.

Бальный танец –менуэт

Дети исполняют танец «Менуэт» муз. Моцарта

Музыкальный руководитель :

Сегодня мы узнали и услышали о музыке много нового и интересного.

Я хочу произнести пожелание словами русского композитора Д. Д. Шостаковича:

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Наш бал кончать уже пора,

Приходит время расставаться,

Но все, о чем узнали здесь,

Прошу припомнить постараться.

Ответы детей.

Вам понравилось в гостях у Феи Музыки? Что понравилось больше всего? Что нового узнали?

Дети делятся своими эмоциями, впечатлениями.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с доброй, прекрасной Феей Музыки, которая подарила нам столько радостных, незабываемых впечатлений.

Дети прощаются песенной импровизацией.

Воспитатель: А сейчас, когда мы вернемся в группу, мы возьмем краски, карандаши и сделаем подарок для нашей именинницы. Мы нарисуем Прекрасную Фею Музыки, у которой мы сегодня побывали в гостях, и

Дети уходят в группу, где рисуют Фей, после чего создается коллаж «В гостях у Феи музыки».

Публикации по теме:

«Открытка для Чебурашки». Конспект интегрированного занятия в средней группе Цели: вызывать интерес к окружающему миру, формировать представления об открытке, ее назначении, способствовать развитию речи, обогащению.

Поздравляем с Днём рождения!Поздравляем с Днём рождения! Девочки!Хочу поделиться с Вами опять хорошей новостью. У Леночки Щедровой 6 ноября-ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!Да день рождения не простой,а юбилейное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект доминантного занятия «День рождения Музыки»
Опубликовано: 13 октября 2014 в 19:52
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект доминантного занятия «День рождения Музыки»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Орешонкова (УИ 57811) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД