Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР «Звуки [Х], [Х’] и буква Х»

Инна Бирагова
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР «Звуки [Х], [Х’] и буква Х»

Цель: познакомить детей со звуком «Х -Хь», его правильной артикуляцией.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Закрепление знаний о звуках Х — Хь, знакомство с буквой Х.

-Закрепление умения соотносить звук с буквой.

- Закрепление зрительного образа буквы.

Коррекционно-развивающие:

- Закрепление понятия: согласный, глухой.

- Упражнять в определении места звука в словах.

- Продолжать развивать фонематическое восприятие.

- Развитие внимания, мышления, памяти.

- Закрепление понятий буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.

- Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывание из мозаики.

- Развитие зрительного внимания.

- Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитание волевых качеств личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность).

- Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Оборудование: карточки камня и подушки; непрозрачный мешочек; объемные буквы Х, О, У, С; презентация.

Ход НОД

1. Орг. момент.

- С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране Буквария. В этой стане живут буквы и звуки.

Произнесем волшебные слова:

«Глазки дружно закрываем,

В страну Буквария попадаем…»

2. Основная часть.

Фонематическое восприятие: (2 слайд)

- А сейчас я хочу вам рассказать веселый стишок об одном жителе страны «Буквария:

Жил на свете старичок маленького роста,

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

«Ха-ха-ха да хе-хе-хе!

Хи-хи-хи да бух-бух!

Хо-хо-хо да хе-хе-хе!

Хинь-хинь-хинь да трюх-трюх!»

- Ребята, вы запомнили, как смеялся старичок? Какие звуки вы слышали чаще всего, когда старичок смеялся (Звуки [х — х']).

- Давайте их охарактеризуем (3 слайд)

- Звук [Х] — какой он? (Согласный потому, что воздушная струя встречает преграду в виде языка. Корень языка отодвигается назад, к горлышку и мешает воздушной струе проходить легко) Какой еще этот звук? (Твердый, глухой – когда мы его произносим, горлышко наше спит и не вибрирует. Этот звук обозначается синим кружочком);

- Звук [Х'] — давайте произнесем его вместе. Воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? Что мешает воздушной струе выходить изо рта? Значит звук [Хь] какой? Согласный. Он звонкий или глухой? Каким кружочком мы его обозначим?

- Ребята, а вы заметили, что звук в смехе старичка звучал по-разному? Давайте на слух определим твердый и мягкий звук [х — х'].

(раздать карточки с изображением камня и подушки)

- Послушайте еще раз смех старичка, когда услышите в его смехе твердый звук [Х] поднимайте «камень», а когда услышите мягкий звук [Хь] поднимайте подушку.

Фонематическая разминка (4 слайд)

Хи-хи-хи – читаем мы …стихи.

Ха-ха-ха – мама кормит …. петуха.

Ах-ах-ах – это слышится в …горах.

Ух-ух-ух – Саша с горки в ямку …бух.

Ох-ох-ох – Ваня вырастил …горох.

Найди слова на звук [Х] (5 слайд)

Халат, художник, хомяк, хлеб, хорек.

Отгадывание загадок. Развитие фонематического восприятия и анализа. (6 слайд)

Ходит по лесу зверек — Хитрый маленький…. (хорек).

- Сколько слогов в слове хорек? (В этом слове два слога: хо-рек.)

Носит домик на себе

И на суше и в воде.

Домик крепкий, без калитки

Ходит чуть быстрей улитки. (черепаха).

- А вот еще одно животное (демонстрация картинка с изображением черепахи).

- Дети определяют на слух, какой в слове черепахи звук [х] — твердый или мягкий?

- А это что за насекомое?

Жужжит она у уха. Летает всюду…. (муха).

- Давайте проведем слоговой анализ слова «МУХА». Сколько в нем слогов? Какой первый слог? Какой второй слог? В какой части слова стоит звук [Х]? Звук [Х] твердый или мягкий? Кружочком, какого цвета мы его обозначим?

Физминутка

Хомка-хомка хомячок (надуваем щеки как хомяк)

Полосатенький бочок (гладим себя по бокам)

Хомка рано встает (потягиваемся)

Щечки моет, глазки трет (делаем соответствующие действия)

Подметает хомка хатку (наклоняемся и делаем вид что подметаем)

И выходит на зарядку.

Раз два три четыре пять

Хомка сильным хочет стать (показывываем сильный).

Игра: Какое слово лишнее? (9 слайд)

Орех, хлеб, хижина.

Знакомство с буквой Х. Связь звука и буквы. (12 слайд)

- У звуков [х — х'] — один образ-буква. (Буква Х появляется на экране. Логопед читает четверостишие):

«X» на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь — порешь, хочешь — шьешь,

Хочешь — сам себя стрижешь.

(В. Степанов.)

Закрепление образа буквы.

- На что похожа буква Х?

- Ребята, давайте пальчиком нарисуем букву Х в воздухе.

- А кто мне скажет, чем звук отличается от буквы?

Чтение слогов «Слоговой аукцион». (14 слайд)

Закрепление кинестетического образа буквы Х.

Игра «Волшебный мешочек»

Предложить детям опустить руку волшебный мешочек и на ощупь определить букву Х.

3. Итог занятия.

- Наше путешествие подошло к концу.

-А теперь закроем глазки и представим весь путь, который мы проделали.

- Откройте глаза. Мы снова в детском саду.

Жители страны Букварии прощаются с вами и желают счастливого пути. Давайте вспомним, где мы побывали?

- С какими звуками мы познакомились в этой стране?

- Чем звуки [Х] и [Х`] отличаются?

- Что вам запомнилось?

- Какие задания были трудными для вас?

- Ребята, на сегодня наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться назад в детский сад.

Произносим волшебные слова: «Глазки дружно закрываем,

В детский сад мы попадаем…

А чтобы вернуться домой короткой дорогой,давайте ответим на вопросы:

- Где мы с вами сегодня побывали?

- В чем отличие звуков от буквы?

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Солнечный лучик в поле чудес. Звук [Ч] и буква Ч» .

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы на тему «Звук [У]» Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы Тема: Звук «У» Цель: Закрепление правильного произношения звука.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [а], буква А» Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [а], буква А.» Задачи: Коррекционно.

Конспект фронтального логопедического занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуки [а], [у]» Стрельникова Анастасия. Конспект фронтального логопедического занятия по звуковой культуре речи в средней группе. Звуки "А", "У". Задачи:.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [К], [К’], буква К» Тема: звуки [К], [К’]. Буква К. Цель: знакомство с буквой К и звуками [К], [К’]. Задачи: 1. Закрепление навыка четкого произношения звуков.

Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква З» Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква З» Тема: «Звуки З, ЗЬ и буква З». Составила: Шебалина Татьяна Владимировна, учитель-логопед.

Конспект подгруппового логопедического занятия по преодолению ОНР у детей старшей группы «Звук [Н], буква Н» Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с ОНР Фонетическая тема: Звук [Н], буква Н. Лексическая тема: Фрукты.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Буква Р. Звуки [Р]-[Р’]» Тема: Буква Р. Звуки [Р-Р’] Цели: 1. Способствовать усвоению знаний детей о механизме образования звука и его акустических особенностях.

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста с ОНР «Звуки [М], [М’]» Тема: Звуки М,Мь. Цель: Закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков М, Мь в слогах, словах, фразах; развивать фонематический.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Буква «П», звуки [П] и [П’]» Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке «П»; 2. Познакомить детей со звуком «Пь»; 3. Познакомить детей с буквой П; 4. Развитие фонематического.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР «Звуки [Х], [Х’] и буква Х»
Опубликовано: 31 марта 2019 в 19:43
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Международный день без бумаги

Очередной тематический день посвящен международной акции, которая ежегодно проходит под девизом «Научимся использовать бумагу рационально!». Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

22 октября. День белых журавлей

Всем нам хорошо знакома песня «Журавли», созданная в 1969 году Яном Френкелем на стихи Расула Гамзатова. Песня стала последней работой легендарного певца Марка Бернеса и была высоко оценена ветеранами....

Викторина по ПДД «Веселый светофор»
Цель: Закрепление знаний детей о правилах дорожного движения. Задачи:. -Закреплять знания о ПДД -Развивать внимание, сосредоточенность, устную связную...
Проведение недели пожарной безопасности «Юные пожарные» в подготовительной...
Незнание дошкольниками элементарных правил пожарной безопасности – одна из основных причин пожаров, в которых виновными остаются дети. В нашей группе с 21 по...
Дорожные знаки из подручных материалов
Для детского творчества подходят весьма неожиданные материалы. Можно изготовить из шпажек и нескольких деталей мозаики, картинок - дорожные знаки....