Алена Белова
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Тема: Звук [Т]. Буква «Т».
Цель: Познакомить детей с буквой «Т» «т». Научить находить букву и звук в слогах, словах, фразах и предложениях.
Задачи:
• Повторение уже изученного материала;
Публикация «Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте „Звук [Т] и буква Т“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
• Знакомство с буквой «Т», соотнесение буквы и звука;
• Работа над поиском звука (в слове, фразе);
• Совершенствование общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха, памяти, внимания;
• Дальнейшая работа по формированию и поддержанию «+» интереса к обучению, воспитание доброжелательности, умения слушать мнения одноклассников.
Оборудование:
Схемы слов, Изображение букв, картинки, прописи, цветные карандаши.
Этапы Ход занятия
1. Организа- циооный У. : Здравствуйте! Ребята, проверьте, все ли необходимые принадлежности у вас на партах.
Д. : проверяют.
У. : Ребята давайте вспомним, какие буквы мы с вами уже знаем? По порядку называйте уже знакомые вам буквы и слова, в которых этот звук будет стоять в начале. Тот, кто скажет верно, может занять свое место.
Д. : отвечают, занимают места.
А – акула, У – утка, М – мама, Х – хлеб, О – очки, оса, С – сом, П – поезд, К – кот, Н – нос, В – ветер.
У. : Молодцы, назвали все звуки, с которыми мы уже познакомились и заняли свои места. Ребята, мы уже говорили на какие группы делятся все буквы и звуки?
Д. : гласные и согласные.
У. : верно, а каким цветом мы их обозначаем в схемах?
Д. : отвечают.
У. : Ребята, к нам снова на урок пришел наш друг – Карандаш, вы рады его видеть?
Д. : отвечают.
У. : Карандаш решил с нами немного поиграть. Он спрятал слова в схемы, давайте подберем слова к каждой схеме?
1 2 3 4 5
Д. : поднимают руку, отвечают.
У. : хорошо, молодцы.
2. Основной У. : Молодцы ребята, мы вспомнили то, что уже узнали на наших уроках!
Карандашу очень нравится с вами играть, и он приготовил для вас интересные загадки. Давайте сейчас отгадаем их! Ребята, не забываем про правила поведения на уроке, покажите Карандашу, какие вы воспитанные. Если вы хотите ответить – поднимайте руку.
1. Поверну волшебный круг,
И меня услышит друг. (Телефон) (Маша отвечай, что это)
2. Чудо-ящик – в нем окно,
В том окошечке – кино. (Телевизор)
3. В огороде - желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена (Тыква)
4. Две кожаные лодочки
Соревнуются в походочке (Туфли)
5. Меня испекут
На твой День рожденья,
С орехами, кремом
И даже вареньем (Торт)
6. Белое Покрывало
На дома упало.
И теряется народ,
Только выйдет из ворот! (Туман)
7. Нахмурится, насупится,
В слезы ударится - ничего не останется. (Туча)
Д. : дети отгадывают
У. : Ребята, что общего в словах-отгадках?
Д. : Это предметы, слова…
У. : Ребята, а какой звук встречается в этих словах чаще всего, какой звук стоит в начале?
Д. : отвечают
У. : Хорошо, ребята, вы ответили правильно. А какие слова вы знаете еще со звуком [т]?
Д. : Отвечают
У. : Вы уже знакомы со [т], а сегодня мы познакомимся с буквой «т». Это согласная и в схемах она обозначается синим цветом.
У. : Ребята, а [т] можно написать, с помощью буквы «Т». Посмотрите на доску, здесь написана печатная большая буква «Т», а рядом печатная маленькая буква «т», (на доске нарисовано контурное изображение большой и маленькой буквы «т»). Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат такие же буквы. Возьмите цветные карандаши и закрасьте букву синим цветом. Ребята, а почему мы рисуем синим карандашом?
Д. : Буква «Т» - согласная
У. : Молодцы, давайте все вместе – хором прочитаем нашу букву.
Д. : читают
У. : Ребята, а посмотрите внимательно на что похожа буква «Т»?
Д. : на молоточек, телефон…
У. : (учитель вывешивает на доску изображение буквы в виде молоточка, телефона) молодцы, вот какая красивая и интересная буква «Т» Поднимите правую руку, указательным пальчиком правой руки в воздухе напишите букву «Т». А теперь, поднимите левую руку, указательным пальчиком левой руки напишите букву «Т». А теперь двумя руками одновременно. Вот какие красивые молоточки у всех получились! (выполняют)
Физкультминутка: Часы
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так:
Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.
Чтоб совсем проснуться
Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Спину тоже разминаем,
Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)
У. : Ребята, ну как вы немного отдохнули?
Д. : отвечают!
У. : А Карандаш снова решил с нами поиграть и приготовил для вас интересное задание. Работать вы будете в парах (как сидят за партами). Посмотрите, у вас на партах есть листы, где изображена змейка, но змейка не обычная, а на ней написаны буквы. Посмотрите внимательно и найдите все буквы «т» и закрасьте эти клеточки.
Д. : ищут
У. : хорошо, а теперь давайте посчитаем, сколько букв вы нашли?
Д. : отвечают.
У. : Ребята, давайте подружим нашу букву с другими буквами, читайте слоги на доске по цепочке.
АТ-ОТ-УТ-ЫТ
ОТ-УТ-ЫТ-АТ
ТА-ТО-ТУ-ТЫ
УТ-ЫТ-АТ-ОТ
ТО_ТУ_ТЫ_ТА
ЫТ-АТ-ОТ-УТ
ТЫ_ТА_ТО_ТУ
ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТИТ
ТАМ-ТУТ-ТОС-ТОП
Ребята откройте кассу букв и составьте слова с буквой «Т», чтобы она стояла:
- в начале
- в середине
- в конце
У. : Ребята, кто уже составил слова поднимите руку.
Д. : поднимают
У. : Маша, какие слова у тебя получились? прочитай
Саша, какие слова получились у тебя? прочитай
Катя, а что составила ты? прочитай
Д. : отвечают.
Пальчиковая гимнастика:
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
У. : Ребята открываем ваши прописи на стр…. Карандаш предлагает нам научиться писать прописную заглавную букву «Т» и маленькую «т». Посмотрите внимательно, в верхнем правом углу написаны прописные буквы «т», скажите, из каких элементов состоит заглавная буква «Т»
Д. : крючки, палочка
У. : правильно, а маленькая буква «т»?
Д. : отвечают.
У. : Сейчас будем писать отдельные элементы букв. Посмотрите, вверху страницы точками написаны частички (элементы) буквы «Т», обведите их аккуратно и продолжите строчку до конца.
Д. : Пишут
У. : Хорошо, все закончили?
Д. : отвечают.
У. : Ребята, посмотрите, сейчас на доске я напишу заглавную букву «Т». Вот какая красивая буква получилась! А теперь вы обведите по точкам заглавную букву «Т» в своей прописи. И допишите строчку до конца.
Теперь посмотрите внимательно, как я напишу маленькую букву «т», она как будто стоит на 3х ножках. Обведите по точкам маленькую букву «т» и допишите строчку. Какие красивые, ровные буковки получились у вас.
У. : Ребята, обратите внимание, на странице …. Есть картинки, но художник забыл их раскрасить. Давайте исправим ошибки художника?
Возьмите цветные карандаши и раскрасьте картинки.
Д. : Раскрашивают, задают вопросы (с поднятием руки).
У. : Молодцы, ребята, а что изображено на этих картинках?
Д. : Отвечают.
ЗОНТ, ТУЧА, АВТОБУС, ТЕЛЕФОН.
Хорошо ребята, а теперь подпишите каждое изображение, чтобы у каждой картинки было свое название.
Д. : пишут.
У. : Прочитайте, что у вас получилось. Катя ___, Оля___, Коля.
Д. : отвечают.
У. : Ребята а в этих словах есть буква «Т»?
Д. : отвечают
У. : Подчеркните букву «Т» синим карандашом.
Составьте словосочетание с одним из слов. Какие слова у вас получились?
Д. : отвечают
Чистоговорка:
Та-та-та — у нас в доме чистота.
Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.
То-то-то — стали мы играть в лото.
Ат-ат-ат — берем с собою самокат.
У. : Ребята, внизу на стр. ___ есть чистоговорка, прочитаем ее. ___ начинай читать.
Д. : читают.
У. : Хорошо. Ребята, дома вы вспомните, как пишутся прописная буква «т» заглавная и маленькая. Напишите по строчке каждой буквы, а также напишите слоги с буквой «Т». И выучите чистоговорку, которую мы прочитали.
Заключительный этап У. : Ребята, наш урок заканчивается. Скажите, что мы сегодня делали?
Д. : ___
У. : С какой буквой мы сегодня познакомились?
Д. :___
У. : Чему научились?
Д. :___
У. : Что вам понравилось больше всего?
Ребята, мы сегодня хорошо поработали, многому научились. Вам все понятно? Есть вопросы по домашнему заданию?
Д. :___
У. : Хорошо, урок закончен! Всем до свидания.