Ирина Бакланова
Конспект фронтального занятия «Весенние сюрпризы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального коррекционно – развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми речевыми расстройствами подготовительного к школе возраста по формированию интонационной выразительности речи
«Весенние сюрпризы»
Учитель-логопед И. В. Бакланова
МАДОУ д/с № 47 г. Старый Оскол
Цель. Формировать интонационную выразительность речи у дошкольников.
Обучающие задачи.
Закрепить словарный запас по лексической теме «Весна».
Публикация «Конспект фронтального занятия „Весенние сюрпризы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, глаголами, в употреблении сложных предложений с предлогами.
Упражнять в выполнении звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов, в выделении ударного слога, ударного гласного в слоге.
Закрепить навыки работы с деформированной фразой, составления предложения по схеме, чтения.
Упражнять в передаче интонации повествовательного, вопросительного, восклицательного предложения.
Закрепить навыки речевого дыхания, умение регулировать силу и высоту голоса.
Способствовать развитию чувства ритма и темпа, координации речи с движением; выработке интонационной выразительности речи.
Закрепить знания об основных эмоциональных состояниях: радость, грусть, гнев, стыд, испуг и т. п.
Упражнять в выполнении трех-, четырехступенчатой инструкции.
Коррекционно-развивающие задачи.
Способствовать развитию фонематических процессов.
Развивать умение определять эмоциональное состояние по пиктограмме, интонировать эмоции; соотносить изменение силы и высоты голоса, темпа, ритма со схемами и движением руки.
Воспитывать просодические компоненты речи.
Способствовать усвоению ритмики слова и речевого высказывания, логического ударения в предложении, правильного членения фразы.
Развивать координацию речи и движений.
Способствовать развитию логического мышления, произвольного внимания; мелкой моторики рук; профилактике нарушений зрения.
Воспитательные задачи.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение к взрослым и сверстникам, любовь к природе.
Оборудование.
Демонстрационный материал:
дидактическая игра «Цветик-семицветик» со схематическим изображением эмоциональных состояний (грусть, радость, гнев, обида, и т. д.); схемы пиктограмм для работы над силой, высотой голоса, логическим ударением, интонационной окраской предложения; дидактическая игра «Льдинки» (карточки различной геометрической формы со словами поговорки «Вода с гор потекла – весну принесла», расположенные на ткани); картинный материал «Деревья»; дидактическая игра «Пернатые друзья» (карточки для выполнения слогового анализа с обозначением ударного слога); карточки для выкладывания схемы предложения с обозначением заглавной буквы в первом слове предложения, знаков препинания; корзинка с весенними цветами (искусственные или сделанные по типу Оригами); ваза для цветов; «микрофон» (массажный мячик средней величины) для игры «Комплименты»; фонограмма записи звуков весеннего дня П. И. Чайковского из альбома «Времена года»; фонограмма народной танцевальной мелодии;
фонограмма народной мелодии «Ласточка».
Раздаточный материал: предметные картинки по теме «Перелетные птицы»; «Дикие звери наших лесов»; карточки для дидактического упражнения «Прочитай слово по первым буквам картинок»; карандаши.
Ход занятия.
Учитель – логопед: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить «весеннюю» прогулку.
1. Организационный момент.
Мимическое упражнение: улыбнуться, зажмуриться, нахмуриться, удивиться.
Координация речи с движением «Пришла весна»
Удивляются все люди- Дети поднимают руки над головой и
Весна, весна, весна! ритмично хлопают
Она везде, она повсюду ритмичные повороты туловища
Красна, красна, красна.
По лугу, лесу и полянке дети ритмично шагают на месте
Идет, идет, идет.
На солнышке скорей погреться взмахи руками к себе
Зовет, зовет, зовет.
И в ручейке лесном задорном дети ритмично щелкают пальцами рук
Звенит, звенит, звенит.
По камушкам в реке широкой потирают ладони
Журчит, журчит, журчит.
Разносит запахи повсюду делают из пальцев «бутон»
Цветов, цветов, цветов.
И все живое сразу слышит ритмично сжимают и разжимают пальцы
Весенний зов.
2. Дидактическая игра «Цветик-семицветик»
Задание - произнести предложение (Весна пришла) с разной эмоциональной окраской: весело, грустно, задумчиво и т. д.
3. Дидактическая игра «Льдинки»
Задание 1 – из, расположенных в разных местах «реки», льдинок-слов собрать фразу:
«Вода с гор потекла – весну принесла
Задание 2 – произнести фразу с разной высотой и силой голоса:
- тихо
- как обычно
- громко
- шепотом - тихо – как обычно – громко – во весь голос (и наоборот)
Задание 3 – произнести фразу в разном темпе:
- средний темп
- медленный темп
- быстрый темп
4. Дидактическая игра «Пернатые друзья»
Задание – назвать птицу, изображенную на предметной картинке, определить количество слогов в слове и ударный слог, а затем «расселить» птиц по домикам.
ГРАЧ - ЛАСТОЧКА -
ЦАПЛЯ - КУКУШКА -
СКВОРЕЦ - СОЛОВЕЙ -
5. Дидактическое упражнение «Произнеси предложение правильно»
(Работа с деформированной фразой)
Дети, лес, гуляли, в
Задание 1 – составить предложение из 4-х слов
назвать 1, 2, 3, 4 слово
выложить схему предложения
Задание 2 – произнести предложение с разной интонацией, последовательно размещая логическое ударение на словах:
* 1? (т. е. произнести предложение как обычно, с вопросительной интонацией, с логическим ударением на первом слове)
* 2! (т. е. произнести предложение громко, с восклицательной интонацией, с логическим ударением на втором слове)
* 3. (т. е. произнести предложение тихо, с повествовательной интонацией, с логическим ударением на третьем слове)
Физкультминутка
Весна, весна красная! Дети идут по кругу, взявшись за руки
Приди, весна, с радостью
С радостью, с радостью, дети идут в противоположном направлении
С великой милостью!
Со льном высоким, останавливаются, поднимают руки вверх,
встают на носочки
С корнем глубоким, приседают, опускают руки
С хлебами обильными! взявшись за руки, поднимают их вверх
Входит весна
Весна: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами.
6. Дидактическое упражнение «Я спрошу, а ты ответь»
-Ну, весна, как дела (высоко)
-У меня уборка! (низко)
-Для чего тебе метла?
-Снег мести с пригорка.
-Чем порадуешь нас ты?
-Зацветут кругом цветы.
-Зачем тучи ты зовешь?
-Весне очень нужен дождь.
-Для чего же дождик нужен?
-Чтобы появились лужи,
Чтобы влагаю земля
Вся наполнена была.
-А зачем кричишь «Ау!»?
-Птичек с юга я зову.
-Просим, оставайся с нами.
-Очень рада побыть с вами.
7. Дидактическое упражнение «Комплименты»
Учитель – логопед: Весна, разреши сделать тебе комплимент. (дети передают друг другу «микрофон» и говорят комплименты)
- Весна, ты яркая, как ясное солнышко;
- душистая, как запах ландышей;
- звонкая, как весенняя капель;
- чудесная, как волшебная сказка;
- цветущая, как сказочный сад;
- свежая, как легкий ветерок;
- веселая, как птичьи песни;
- долгожданная, как праздник День рождения;
- теплая, как мамины руки.
Весна: Спасибо за комплименты. Я для вас, ребята, приготовила первые весенние цветы (раздает детям под музыку). Хотела бы услышать, какие стихотворения знаете вы о них.
Дети читают стихотворения о цветах (под тихую музыку).
Итог занятия :
Учитель – логопед дает оценку ответам детей.
Весна приглашает их в лес.