Лучший педагог года

Конспект игры ТРИЗ «Системный лифт»

Киселёва Оксана Александровна
Конспект игры ТРИЗ «Системный лифт»

«Системный лифт»

Цели: развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте.

Оборудование: детские рисунки, «системный лифт» (наборное полотно, ручка, грибок, флажок.

1. Упражнение «Назови общее».

Перед началом занятия воспитатель вывешивает рисунки всех домиков.

Публикация «Конспект игры ТРИЗ „Системный лифт“» размещена в разделах

В. : Как много интересных домов, какие они все разные! А может быть, во всех рисунках есть что-нибудь общее, похожее, одинаковое?

Дети по цепочке начинают называть, перечисление заканчивает воспитатель словом «одноэтажные».

2. Анализ противоречий.

Примерные вопросы для обсуждения: Зачем нужны многоэтажные дома?

Почему раньше были только одноэтажные?

Что хорошо, что плохо в одноэтажном доме?

В многоэтажном доме?

В каком доме живут дети, а в каком хотели бы жить вы? Почему? Зачем в многоэтажном доме нужен лифт?

Что хорошего и что плохого в лифте?

Почему детям одним нельзя пользоваться лифтом?

Что делать, если нужно быстро подняться на верхний этаж, а самостоятельно заходить в лифт нельзя?

3. Игра «Лифтовой зверь».

Воспитатель читает детям стихотворение Э. Успенского про лифтового зверя и затем предлагает поиграть. На команду «Ночь!» дети должны показывать, как они «по этажам лазают, механизмы смазывают», на команду «День!» зверь сидит и твердит: «Детям без взрослых пользоваться лифтом запрещается : Уж как хочешь —

Верь не верь —

Но живет за лифтом зверь.

Любит он машинный запах,

У него отвертка в лапах.

Ночью чудищем лохматым Он съезжает по канатам,

По решеткам лазает,

Механизмы смазывает.

Провода, контакты, двери —

Все исправит, все проверит.

Он выходит только ночью,

Он людей пугать не хочет,

А под утро зверь-чудак Заползает на чердак,

В темноте весь день сидит И одно себе твердит:

«Детям пользоваться лифтом без сопровождения взрослых строго запрещается!»

«Детям пользоваться лифтом без сопровождения взрослых строго запрещается!»

Уж как хочешь —

Верь не верь —

Это очень мудрый зверь!

4. Введение понятия «системный лифт».

Воспитатель показывает рисунок домика

(схема на наборном полотне) и комментирует его.

В. : Этот трехэтажный дом необычный, в нем живут не люди, и разные предметы. На втором этаже живут они сами. Например, ручка.

На первом этаже живут, отдельные части этих предметов. На- ювите, из каких частей состоит ручка (соответственно показывает). А комнаты на третьем этаже -— это места, в которых могут быть эти предметы. Где, в каких местах может быть ручка?

Итак, три этажа: места — предметы — части. А быстро передвигаться по этажам поможет лифт.

Воспитатель предлагает «покатать на лифте» грибок и флажок.

5. Подведение итогов.

Надсистемы и подсистемы объекта

Цели: активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.

Оборудование: «системный лифт», игрушки, наборы карточек.

1. Проблемная ситуация.

Приходит Игрушка.

И. : Сегодня на занятии мы с вами будем кататься на лифте. Но вначале попробуйте ответить на вопрос: «У меня есть друг Слоненок. Он живет в многоэтажном доме с лифтом, но никогда им не пользовался, почему?»

В процессе обсуждения дети высказывают различные варианты («слишком тяжелый», «не помещается», «боится сломать» и др., контрольный ответ: «он живет на первом этаже».

2. Работа с «системным лифтом».

Воспитатель показывает схему дома (см. занятие 19) и комментирует ее.

В. : Нашим лифтом мы будем пользоваться очень часто, и ездить нам придется по всем трем этажам. Вспомним, что находится на каждом из этажей: на втором этаже, посередине, живут самые разные предметы.

И. : На первом этаже — части, из которых они состоят. А на третьем этаже находятся места, где эти предметы могут быть.

В. : Представьте себе, что на втором этаже этого домика живет ромашка (помещает изображение па схему). Что будет находиться на первом этаже?

Д. : Части цветка: лепестки, серединка, стебелек, листочки, корни.

В. : А что будет на третьем этаже, где может быть ромашка?

Д. : Клумба, букет, ваза с цветами, поляна в лесу.

Аналогично рассматриваются «торт», «гитара», после чего еще 2-3 объекта, предложенные детьми.

3. Игра «Вперед — назад».

Дети становятся в одну линию и закрывают глаза. Воспитатель дает команды «Вперед!», «Назад!», указывая количество шагов.

По окончании игры дети открывают глаза и смотрят, насколько согласованно они действовали (сохранилась ли линия).

4. Работа с «системным лифтом».

В. : Все жители домика тоже вышли погулять, а потом забыли, кто на каком этаже живет. Помогите им вернуться.

Воспитатель предъявляет наборы из трех карточек, нужно расставить по порядку: место — предмет — часть (надсисте- ма, система, подсистема).

Примерные наборы карточек:

рукав, платье, манжеты;

клюв, птица, голова;

дерево, лист, ветка;

комната, дом, улица;

стена, комната, обои.

При анализе двух последних вариантов дети убеждаются в том, что один и тот же объект («комната») может быть и системой и падсистемой в зависимости от других объектов, с ним связанных.

5. Подведение итогов.

Обобщающее занятие по над- и подсистемам

Цели: закрепить представления о над- и подсистемах объектов; закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт».

Оборудование: «системный лифт», наборы карточек.

1. Упражнение «Назови этаж».

Приходит Игрушка.

И. : Мне очень понравилось кататься на лифте, давайте сегодня снова будем ездить. Только вначале повторим, на каком этаже что живет.

После этого воспитатель предлагает детям поиграть в игру: называется объект, а дети (хором или «на пальцах») указывают номер этажа.

Примерные объекты для игры :

обивка, сиденье, стул;

начинка, коробка, конфета;

хвост, медведь, спина;

колесо, спица, велосипед;

буква, страница, книга.

2. Игра «Первый, второй, третий».

Воспитатель называет номер этажа, и дети должны соответственно реагировать: «третий»«руки вверх», «второй»«руки в стороны», «первый»«руки вниз».

3. Работа в группах.

Каждая группа получает набор карточек. Их нужно разложить последовательно от надсистемы к подсистеме.

Для проверки дети выходят к наборному полотну, где объясняют свою точку зрения. Например: «Карточку с птицей ставим на второй этаж. Крыло — на первый этаж, потому что это часть птицы; а гнездо — на третий этаж, потому что это место, где находится птица».

Желательно, чтобы дети указывали дополнительные над- системы и подсистемы, которых нет на карточках. Например: «У птицы есть еще другие части: голова, туловище, хвост, лапки.» или «Птица еще может находиться в небе, в лесу на ветке, сидеть на крыше.».

4. Подведение итогов.

Публикации по теме:

Игры ТРИЗ. Дидактическая игра «Формулировка вопросов» ИГРЫ ТРИЗ Дидактическая игра «Формулировка вопросов». Тема: «Игры с вопросами» «Кольцо вопросов» Цель: упражнять в умении задавать вопросы.

Конспект занятия по РЭМП с использованием приёма «системный лифт» для детей 6–7 лет Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием приёма «системный лифт» для детей 6 - 7 лет Цель.

Консультация для педагогов «Игры для развития речи с использованием технологии ТРИЗ» Консультация для педагогов. Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в использования приемов.

Консультация для педагогов «ТРИЗ-игры в повседневной жизни дошкольников»Консультация для педагогов «ТРИЗ-игры в повседневной жизни дошкольников» ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр и творческих заданий. Работа в группе сверстников предполагает определённые навыки.

Методическая разработка «Игры с элементами технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста» «Игры с элементами технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста» Паровозик (с 3-х летнего возраста). Цель: учить выстраивать.

Папка-передвижка для родителей «Развивающие игры ТРИЗ» Папка-передвижка «В помощь родителям – развивающие игры ТРИЗ» Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно,.

Разработка дидактического материала на основе ТРИЗ-технологии системный оператор «Радужная коробочка». Разработка дидактического материала на основе ТРИЗ-технологии системный оператор «Радужная коробочка». Участники: дети дошкольного возраста.

Системный оператор ТРИЗ: расширяем поле поиска сильных решений .

Системный подход как залог экологического образования В наши дни проблема окружающей среды актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного.

Совместная деятельность педагога с детьми «ТРИЗ — игры» Цель – закрепить умение устанавливать взаимосвязь между предметами. Задачи: • закрепление умения классифицировать предметы. • систематизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект игры ТРИЗ «Системный лифт»
Опубликовано: 13 августа 2019 в 23:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД