МААМ-картинки

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [З]-[Ж]»

Юлия Данильченко
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [З]-[Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме

«Дифференциация звуков [з]-[ж]»

Цель: учить дифференцировать звуки [з]-[ж] изолированно, в слогах, словах, предложениях

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Дифференциация звуков [З]-[Ж]“» размещена в разделах

• формировать умение дифференцировать звуки [з]-[ж] изолированно, на уровне слога, слова, словосочетания и предложения;

• развивать фонематическое восприятие и фонематические представления;

• закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;

Коррекционно - развивающие:

• развивать речедвигательные и слуховые ощущения;

• обогащать и уточнять словарный запас;

• совершенствовать грамматический строй речи через согласование существительных с числительными;

• добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения;

• развивать познавательные процессы, общую моторику;

продолжать работать над просодической стороной речи: темпом, ритмом, интонацией

Воспитательные:

• воспитывать умение осуществлять самоконтроль;

• воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Планируемый результат.

Представленное занятие является первым из блоков занятий по дифференциации оппозиционных звуков, в ходе которых планируется выработать четкую связь между фонемой, артикулемой и графемой. В ходе достижения основной цели в комплексе развиваются речевая система и ВПФ (высшие психические функции). На занятии используются игровые и здоровьесберегающие технологии.

Оборудование:

1) Фигурки детей «Зоя – Женя»;

2) «Чудесный мешочек» (игрушки – жираф, жук, зебра, обезьяна, кузнечик, динозавр);

3) Символы согласных звуков Ж-З, картинный ряд к игре «Звуковая дорожка», цифры 1-2, буквы З-Ж;

4) Ладошки;

5) Профили артикуляции звуков;

6) Предметные картинки (зонт, ежевика, жёлуди, коржик, замок, обезьяна);

7) Наложенные рисунки (жираф, заяц, зебра, кузнечик, жук);

8) Числовой коврик;

9) «Зайчик на дифференциацию звуков (З-Ж).

Ход занятия

1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

- Сегодня в гости к нам пришли Зоя и Женя. Они научат нас играть в новые игры и различать их любимые звуки. С какого звука начинается имя девочки? (Со звука [з]). А имя мальчика? (со звука [ж]). Какие же звуки мы будем учиться различать?

2. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции

- Расскажи, что происходит с губками, зубками, язычком, какая выходит струйка воздуха при произнесении звука, работает ли горлышко.

Произнесем перед зеркалом сначала звук [з], потом звук [ж]. Сравним их.

а) сходство: эти звуки звонкие

б) различия: место образования

[з] – кончик языка за нижними зубами

[ж] – язык в верхнем положении

в) губы: при [з] улыбаются, при [ж] круглые, вытянуты вперёд

г) воздушная струя

При произнесении [з] – холодная, [ж] – тёплая

Звуку [з] мы выберем символ мухи, [ж] – символ жука.

3. Дифференциация звуков в слогах. Упражнение «Весёлые ладошки» на дифференциацию звуков [З-Ж].

- Перед ребенком выкладывается картинка с изображением правой ладошки, ему необходимо взять два карандаша разного цвета и закрашивать двумя руками одновременно дифференцируемые звуки. Когда ребенок выполняет данное задание без ошибок, подключается левая ладошка.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. Дифференциация звуков в слогах.

- Давай поиграем в игру с «Зайчиком» и покормим её морковью.

Я предлагаю тебе брать одну морковь со слогом, в которой есть звук [З], а другой, в которой есть звук [Ж], затем наоборот.

ЗА-ЖА

ЗО-ЖО

ЗУ-ЖУ

ЗЫ-ЖИ

Называет слоги сначала со звуком [Ш], затем со звуком [С].

5. Работа над дифференциацией звуков [з] - [ж] на уровне слога.

Игра «Звуковая дорожка»

- Сейчас я буду называть слоги, а ты повторишь слог и построишь «звуковую дорожку». В зависимости от того, какой звук ты услышишь, выставляешь картинку-символ.

жо, за, ужо, жда, зок, мож, зы.

Проговаривание изолированных звуков по построенной дорожке.

6. Работа над дифференциацией звуков [з] - [ж] на уровне слова.

Д/И «Не ошибись»

- Хлопни, когда услышишь слово со звуком [з] один раз, а со звуком [ж] два раза (под символами звуков ребёнком выставляются цифры 1-2).

Незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, кожа, закат, жасмин, гвоздики.

Игра «Узнай по описанию – кто это?»

- Сейчас я буду «хвалить» предмет, а ты догадайся, о чем или о ком я говорю.

• Пугливый, быстрый, длинноухий (заяц)

• Резвая, быстрая, полосатая… (зебра).

• Высокий, пятнистый, длинношеий (жираф)

- А теперь попробуй ты, а я буду отгадывать.

Физминутка «Синичка»

Скачет шустрая синичка,

Ей на месте не сидится.

Прыг – скок, прыг – скок –

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки на плетень:

«Тири-тири-тири-тень»

Д/И «Числовой коврик»

Ребёнок выставляет фигурку животного рядом с цифрой и согласует числительное с существительным.

2 (н-р, зебры) 9 (зайцев) 1

6 (жирафов) 4 (кузнечика) 5 (жуков)

7. Дифференциация звуков [з] - [ж] в предложении.

Д/И «Закончи предложение».

- Рассмотри картинки, назови, что на них нарисовано, и выбери ту, которая поможет тебе закончить предложение. (Логопед начинает предложение, ребенок выбирает картинку и повторяет всё предложение).

6 картинок: зонт, обезьяна, лыжи, ужи, ежевика, заяц.

1. Во время дождя нужен … (зонт)

2. В зоопарке живёт … (обезьяна)

3. На дубе спеют (жёлуди)

4. Паша купил сладкий….(коржик)

5. Дом закрыт на … (замок)

6. У Зины в корзине … (ежевика)

8. Домашнее задание.

- Зоя и Женя приготовили для тебя интересные задания: тебе нужно будет поиграть в игру «Артисты», выучив фразу «У Зины живут ежи, а у Лизы живут ужи». И распределить картинки на две группы

9. Итог занятия. Рефлексия.

- Как звали детей, которым ты помогала? Какие звуки училась различать?

- Выбери, какого цвета ладошка тебе больше нравится и расскажи, что тебе понравилось делать на занятии.

- Ребята приготовили тебе сюрприз: сегодня они научат играть тебя в новую учебную игру «Аленький цветочек»

Приложение 1

Домашнее задание

1. Определи, какой звук З или Ж слышится в названиях картинок (ружьё, мороженое, лыжи, глаза, гнездо, пузырь, берёза, коза, ваза). Соедини каждую картинку линией с соответствующей буквой.

2. Замени названия картинок словами он. Она, он, они. Образец: лыжи – они, ваза – она.

3. Повтори, не ошибись!

жа-жа-за – вот идёт коза

за-за-жа – мы видели ежа

жу-зу-зу – мы ведём козу

зу-жу-жу – на лужок хожу

4. «У Зины живут ежи, а у Лизы живут ужи»

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [У]-[А]» в старшей группе для детей с ТНРКонспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [У]-[А]» в старшей группе для детей с ТНР Организованная образовательная деятельность коррекционной направленности в старшей группе для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) Тема:.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект логопедического занятия «Фиксики. Дифференциация звуков [з]-[с]» Цель: различение согласных З-С в слогах, словах, предложениях. Образовательные задачи: - закреплять знания обучающихся о парных согласных.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [З]-[Ж]»
Опубликовано: 22 апреля 2024 в 18:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [З]-[Ж]»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Данильченко (УИ 369313) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД