Наталья Лыкова
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Путешествие в город мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
для детей ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД МАСТЕРОВ»
ВОСПИТАТЕЛЬ
МКДОУ «ДЕТСКИЙСАД
«ЖУРАВЛЁНОК г. Надыма
ЛЫКОВА Н. А.
Программное содержание:
1. Уточнить представления детей о видах народного декоративного творчества: гжели, хохломы, дымковской росписи, филимоновских игрушек. Закрепить в речи название предметов декоративного творчества.
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы „Путешествие в город мастеров“» размещена в разделах
Закрепить знания о свойствах и качествах песка и глины (сыпучесть, рыхлость, пластичность, вязкость, их происхождение. Продолжать учить детей находить решение проблемной ситуации путем сравнения 2-х веществ, самостоятельно делать выводы, умозаключения, соблюдать правила безопасности.
2. Развивать любознательность, целеустремленность, настойчивость в поиске решения проблемы, логическое мышление, умение составлять сложносочиненные предложения.
Активизация словаря: названия декоративных игрушек, свойств веществ.
Обогащение словаря: реставраторы, экспозиционеры, экскурсоводы.
3. Воспитывать интерес к поисковой деятельности, уважение к труду мастеров.
Оборудование: предметы народного декоративного творчества (русских и ненецких мастеров); на каждого ребё нка: песок, глина, лоточки, банки с водой, магнит, лупы, карточки схемы «Веселые человечки», салфетки, клеенка,
Ход занятия
Дети получают письмо – свиток, воспитатель зачитывает: Дорогие ребята! Приглашаю вас в наш музей на выставку новых экспонатов. Я слышал, что вы многое знаете о народных промыслах. Наш экскурсоводт заболел и я очень прошу вас помочь. Главный хранитель музея.
Воспитатель: А вы хотите побывать в музее? Какие виды музеев вы знаете? (археологический, научно – технический) Люди каких профессий работают в музее? (Археологи, исследователи, экспозиционеры, художники, ученые – исследователи, реставраторы, экскурсоводы).
Ребята, а на чем мы можем попасть в музей? (Дети обосновывают свой выбор) Ну что же, поехали. (Звучит колокольчик)
Возле «музея» уточнить правила поведения в музее:
- не шуметь, чтобы не мешать другим;
- не трогать экспонаты руками.
Чтобы попасть в музей необходимо найти ключ (дидактическая игра «Сложи картинку»). Дети собирают разрезные картинки с изображением предметов народно – прикладного искусства. После того, как дети нашли «ключ», они проходят в первый зал.
Воспитатель: Посмотрите, вас встречают веселые подружки. Догадайтесь кто?
«Ростом разные подружки,
Все румяны, все толстушки,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка».
(Матрёшка).
- Что же особенного в этой игрушке? (Сделана из дерева, первую куклу сделали в г. Загорске, а самая первая кукла попала к нам из Японии. Это был добродушный старик, в котором находилась вся семья) Отметить, во что одета матрешка, как выглядит.
Дети проходят в другой «зал» в котором оформлена выставка гжельской, хохломской, городецкой посуды : (чтение стихотворения воспитателем)
Как волшебница жар – птица
Не выходит из ума,
Чародейка – мастерица
Золотая хохлома
Воспитатель: Ребята, посмотрите и подумайте, экспонаты каких мастеров здесь выставлены, назовите их?
Вопросы:
- Почему этот промысел называется гжельским?
Из какого материала сделаны гжельские изделия?
Какие элементы росписи можно найти?
Какие цвета используются в хохломской росписи (как называется роспись (травная); используется 4 цвета краски: черная, красная, зеленая и желтая?
- Чем отличается хохломские и гжельские изделия? (сделаны из дерева, в росписи используются теплые тона?
Далее дети переходят в следующий «зал».
Воспитатель: А здесь нас встречает народная игрушка. Игрушки каких мастеров вы узнали? (дымковская, филимоновская)
- Чем похожи дымковские и филимоновские игрушки? (глиняные – нужны для игры детям)
- Чем отличаются друг от друга? (У дымки – налепы, в росписи используется 5 элементов – круги, волнистые линии, полоски, точки, клетки; у филимоновской – полоски, ёлочки, звездочки, солнышки).
- Что особенного в филимоновской игрушке? (Все эти игрушки – свистульки, у них вытянутые шеи с маленькими головками, короткими ногами).
Далее дети рассматривают глиняную посуду.
Один из детей замечает черепки.
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? (дети высказывают предположения – кусочки, осколки). Затем берут в руки, рассматривают, обследуют.
Воспитатель: Какие они на ощупь? (шершавые, твердые) Может быть, это дерево? (нет, дерево легкое, черепки тяжелые) Может быть, они металлические? (нет, металл гладкий, тяжелый прочный, а эти кусочки могут сломаться) Как же быть? Как узнать из какого материала эти черепки?
Дети: Нужно провести опыт, узнать из чего они сделаны.
Воспитатель: Правильно, а хотите отправиться в необычную лабораторию. Но прежде вспомним правила безопасности:
- не брать грязные пальцы в руки;
- не пробовать на вкус вещества.
Дети проходят и садятся за столы.
Воспитатель: Назовите вещества, которые перед вами. (песок, глина)
Как узнать, они имеют одинаковые или разные свойства? (нужно рассмотреть)
Опыт № 1.
Дети пересыпают песок (сыплется легко).
Воспитатель: А теперь пересыпьте глину. Что легче сыплется: глина или песок? Есть ли у песка родственники (дорога, стекло, река, ветер).
Вывод: песок сыпучий, рыхлый.
Опыт № 2.
Воспитатель: Ребята, как узнать из чего состоит песок и глина (рассмотреть через лупу)
Песок состоит из очень мелких зёрнышек – песчинок, они разные по размеру, форме, можно найти мелкие частички металла. (Так же и у глины)
- Почему глина не рассыпается? (пылинки намного меньше песчинок, плотно прилегают друг к другу)
Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, которые не прилипают друг к другу, глина – из мелких частичек, которые как будто взялись за руки и прилипли друг к другу.
Физкультурная минутка «Веселые человечки» (с использованием карточек - схем)
Опыт № 3
Дети добавляют воду в песок и в глину одновременно.
Трогаем песок.
Воспитатель: Каким он стал? Изменился ли цвет? (влажный, мокрый, темный)
-Куда же делась вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)
-Как впитывается вода в глину? (медленно)
Воспитатель предлагает слепить шарик из песка и глины.
-Из какого вещества шарик получается прочнее – из влажного песка или из влажной глины? (из глины – она пластичная, частички плотно прилипают друг к другу).
Воспитатель: Ребята, что мы можем сказать о свойствах песка и глины?
Дети: У песка и глины разные свойства:
Песок – сыпучий, рыхлый
Глина - плотная, пластичная
Воспитатель: А можем ли мы уже определить, из чего сделаны эти черепки? (из глины)
-Что еще можно сделать из глины? (ответы детей)
Воспитатель: Ну что же, вы доказали, что эти черепки из глины. Скажите, как называется человек, который «лечит» предметы? (реставратор). В каждом музее есть комната, которая называется реставрационная мастерская. Сейчас я предлагаю вам стать реставраторами и слепить для музея новые экспонаты.
Лепка из глины по замыслу.
Воспитатель: Ну что же, замечательные предметы получились.
-В следующий раз мы раскрасим эти экспонаты для выставки. А сейчас нам пора возвращаться.
Итог.
Воспитатель: Где мы сегодня побывали?
-Что особенного вам запомнилось?
-Вы очень помогли главному хранителю музея (оценка работы каждого ребенка).
Список используемой литературы:
1.. Соломенникова О. А «Радость творчества» Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно – прикладным искусством. Программа доп. Образования. - 2 – изд., М., «Мозаика – Синтез». 2006г.
2. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность в среднем и старшем дошкольном возрасте. С-Петербург, изд. «Детство-пресс», 2011
3. Халезова Н. «Декоративная лепка в детском саду» изд. «Сфера» 2008г.
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
для детей ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД МАСТЕРОВ»
ВОСПИТАТЕЛЬ
МКДОУ «ДЕТСКИЙСАД
«ЖУРАВЛЁНОК г. Надыма
ЛЫКОВА Н. А.
Программное содержание:
1. Уточнить представления детей о видах народного декоративного творчества: гжели, хохломы, дымковской росписи, филимоновских игрушек. Закрепить в речи название предметов декоративного творчества.
Закрепить знания о свойствах и качествах песка и глины (сыпучесть, рыхлость, пластичность, вязкость, их происхождение. Продолжать учить детей находить решение проблемной ситуации путем сравнения 2-х веществ, самостоятельно делать выводы, умозаключения, соблюдать правила безопасности.
2. Развивать любознательность, целеустремленность, настойчивость в поиске решения проблемы, логическое мышление, умение составлять сложносочиненные предложения.
Активизация словаря: названия декоративных игрушек, свойств веществ.
Обогащение словаря: реставраторы, экспозиционеры, экскурсоводы.
3. Воспитывать интерес к поисковой деятельности, уважение к труду мастеров.
Оборудование: предметы народного декоративного творчества (русских и ненецких мастеров); на каждого ребё нка: песок, глина, лоточки, банки с водой, магнит, лупы, карточки схемы «Веселые человечки», салфетки, клеенка,
Ход занятия
Дети получают письмо – свиток, воспитатель зачитывает: Дорогие ребята! Приглашаю вас в наш музей на выставку новых экспонатов. Я слышал, что вы многое знаете о народных промыслах. Наш экскурсоводт заболел и я очень прошу вас помочь. Главный хранитель музея.
Воспитатель: А вы хотите побывать в музее? Какие виды музеев вы знаете? (археологический, научно – технический) Люди каких профессий работают в музее? (Археологи, исследователи, экспозиционеры, художники, ученые – исследователи, реставраторы, экскурсоводы).
Ребята, а на чем мы можем попасть в музей? (Дети обосновывают свой выбор) Ну что же, поехали. (Звучит колокольчик)
Возле «музея» уточнить правила поведения в музее:
- не шуметь, чтобы не мешать другим;
- не трогать экспонаты руками.
Чтобы попасть в музей необходимо найти ключ (дидактическая игра «Сложи картинку»). Дети собирают разрезные картинки с изображением предметов народно – прикладного искусства. После того, как дети нашли «ключ», они проходят в первый зал.
Воспитатель: Посмотрите, вас встречают веселые подружки. Догадайтесь кто?
«Ростом разные подружки,
Все румяны, все толстушки,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка».
(Матрёшка).
- Что же особенного в этой игрушке? (Сделана из дерева, первую куклу сделали в г. Загорске, а самая первая кукла попала к нам из Японии. Это был добродушный старик, в котором находилась вся семья) Отметить, во что одета матрешка, как выглядит.
Дети проходят в другой «зал» в котором оформлена выставка гжельской, хохломской, городецкой посуды : (чтение стихотворения воспитателем)
Как волшебница жар – птица
Не выходит из ума,
Чародейка – мастерица
Золотая хохлома
Воспитатель: Ребята, посмотрите и подумайте, экспонаты каких мастеров здесь выставлены, назовите их?
Вопросы:
- Почему этот промысел называется гжельским?
Из какого материала сделаны гжельские изделия?
Какие элементы росписи можно найти?
Какие цвета используются в хохломской росписи (как называется роспись (травная); используется 4 цвета краски: черная, красная, зеленая и желтая?
- Чем отличается хохломские и гжельские изделия? (сделаны из дерева, в росписи используются теплые тона?
Далее дети переходят в следующий «зал».
Воспитатель: А здесь нас встречает народная игрушка. Игрушки каких мастеров вы узнали? (дымковская, филимоновская)
- Чем похожи дымковские и филимоновские игрушки? (глиняные – нужны для игры детям)
- Чем отличаются друг от друга? (У дымки – налепы, в росписи используется 5 элементов – круги, волнистые линии, полоски, точки, клетки; у филимоновской – полоски, ёлочки, звездочки, солнышки).
- Что особенного в филимоновской игрушке? (Все эти игрушки – свистульки, у них вытянутые шеи с маленькими головками, короткими ногами).
Далее дети рассматривают глиняную посуду.
Один из детей замечает черепки.
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? (дети высказывают предположения – кусочки, осколки). Затем берут в руки, рассматривают, обследуют.
Воспитатель: Какие они на ощупь? (шершавые, твердые) Может быть, это дерево? (нет, дерево легкое, черепки тяжелые) Может быть, они металлические? (нет, металл гладкий, тяжелый прочный, а эти кусочки могут сломаться) Как же быть? Как узнать из какого материала эти черепки?
Дети: Нужно провести опыт, узнать из чего они сделаны.
Воспитатель: Правильно, а хотите отправиться в необычную лабораторию. Но прежде вспомним правила безопасности:
- не брать грязные пальцы в руки;
- не пробовать на вкус вещества.
Дети проходят и садятся за столы.
Воспитатель: Назовите вещества, которые перед вами. (песок, глина)
Как узнать, они имеют одинаковые или разные свойства? (нужно рассмотреть)
Опыт № 1.
Дети пересыпают песок (сыплется легко).
Воспитатель: А теперь пересыпьте глину. Что легче сыплется: глина или песок? Есть ли у песка родственники (дорога, стекло, река, ветер).
Вывод: песок сыпучий, рыхлый.
Опыт № 2.
Воспитатель: Ребята, как узнать из чего состоит песок и глина (рассмотреть через лупу)
Песок состоит из очень мелких зёрнышек – песчинок, они разные по размеру, форме, можно найти мелкие частички металла. (Так же и у глины)
- Почему глина не рассыпается? (пылинки намного меньше песчинок, плотно прилегают друг к другу)
Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, которые не прилипают друг к другу, глина – из мелких частичек, которые как будто взялись за руки и прилипли друг к другу.
Физкультурная минутка «Веселые человечки» (с использованием карточек - схем)
Опыт № 3
Дети добавляют воду в песок и в глину одновременно.
Трогаем песок.
Воспитатель: Каким он стал? Изменился ли цвет? (влажный, мокрый, темный)
-Куда же делась вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)
-Как впитывается вода в глину? (медленно)
Воспитатель предлагает слепить шарик из песка и глины.
-Из какого вещества шарик получается прочнее – из влажного песка или из влажной глины? (из глины – она пластичная, частички плотно прилипают друг к другу).
Воспитатель: Ребята, что мы можем сказать о свойствах песка и глины?
Дети: У песка и глины разные свойства:
Песок – сыпучий, рыхлый
Глина - плотная, пластичная
Воспитатель: А можем ли мы уже определить, из чего сделаны эти черепки? (из глины)
-Что еще можно сделать из глины? (ответы детей)
Воспитатель: Ну что же, вы доказали, что эти черепки из глины. Скажите, как называется человек, который «лечит» предметы? (реставратор). В каждом музее есть комната, которая называется реставрационная мастерская. Сейчас я предлагаю вам стать реставраторами и слепить для музея новые экспонаты.
Лепка из глины по замыслу.
Воспитатель: Ну что же, замечательные предметы получились.
-В следующий раз мы раскрасим эти экспонаты для выставки. А сейчас нам пора возвращаться.
Итог.
Воспитатель: Где мы сегодня побывали?
-Что особенного вам запомнилось?
-Вы очень помогли главному хранителю музея (оценка работы каждого ребенка).
Список используемой литературы:
1.. Соломенникова О. А «Радость творчества» Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно – прикладным искусством. Программа доп. Образования. - 2 – изд., М., «Мозаика – Синтез». 2006г.
2. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность в среднем и старшем дошкольном возрасте. С-Петербург, изд. «Детство-пресс», 2011
3. Халезова Н. «Декоративная лепка в детском саду» изд. «Сфера» 2008г.