Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Письмо Донского казака»

Светлана Красникова
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Письмо Донского казака»

Образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей:

Социализация.

Коммуникация.

Музыка

Тип: интегрированное.

Возраст детей : 6-7 лет.

Формы непосредственной образовательной деятельности:

Беседа, ситуативный разговор.

Дидактические игры, упражнения.

Формы организации: подгруппа детей – 8 человек.

Задачи:

Задачи обучения.

Продолжать знакомить детей с бытом донских казаков на примере ведения натурального хозяйства

Задачи развития.

Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы „Письмо Донского казака“» размещена в разделах

Развивать познавательные способности, интерес к жизни и традициям казаков.

Развивать у детей умение подбирать к словам пиктограммы.

Развивать умение определять последовательность событий во времени.

Задачи воспитания.

формировать патриотические чувства на народных традициях и правилах, по которым веками жили Донские казаки,

воспитывать у детей чувство гордости за малую Родину

. Словарь новых слов: здорОво дневали, хлопоты, гутарят, весточка, разбитнАя, чёски, чирикИ

Предварительная работа:

- Рассматривание изображений костюмов, жилища и предметов быта казаков.

- Продуктивная деятельность детей : аппликация, лепка, рисование

- Беседы с детьми.

Оборудование и материалы:

Картонные заготовки казачки и ее одежды.

Дидактическая игра «Одень казачку»

Дидактическое упражнение «Помоги казачке подобрать заплатку», «Подбери пару»

Пиктограммы «Занятия казачек».

Конверт с «письмом».

Фотографии занятий казачек конца XIX века.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Фотографии с изображением стрижки овец, чёсок, прялки, процесса вязания и продуктов вязания.

Вязаные варежки, клубок шерстяной пряжи, деревянная прялка, чески, ножницы, очищенная и неочищенная (немытая) шерсть

Листочки с пословицей

Ход непосредственно образовательной деятельности:

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, когда я была в деревне, в гостя у моей мамы, мне в руки попало письмо. Помогите мне прочитать, кому оно адресовано. (Вызванный ребенок читает)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Кому адресовано это письмо? И от кого оно?

ДЕТИ: Письмо казака своей жене.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте вспомним, какое занятие для казаков было самым главным?

ДЕТИ: Они охраняли границы России от врагов.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вспомните, ребята, какими качествами обладал казак.

Например, если он был смелым, то, каким качеством обладал казак?

ДЕТИ: Смелость.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Храбрым.

ДЕТИ: Храбрость

ВОСПИТАТЕЛЬ: Удалым?

ДЕТИ: Удаль

ВОСПИТАТЕЛЬ: Лихим?

ДЕТИ: Лихачество

ВОСПИТАТЕЛЬ: Трудолюбивым

ДЕТИ: Трудолюбие

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот оказывается, сколько хороших качеств имел казак.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Обратите внимание на конверт. Как вы думаете, это письмо написано в наше время?

ДЕТИ: Нет, потому что такими конвертами сейчас не пользуются. И там написано про станицу

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята. А станица – это деревня казаков. А вы знаете, что раньше в деревне было очень мало грамотных людей. И это были в основном мужчины. А женщины-казачки оставались неграмотными, поэтому ни читать, ни писать они не умели. Как вы думаете, к кому она могла бы обратиться, чтобы прочитать письмо?

ДЕТИ: К человеку, который умеет читать.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня этим человеком буду я. Я помогу казачке прочитать письмо. Слушайте внимательно, и если вы услышите незнакомые слова, то потом мы вместе с вами попытаемся объяснить их значение. (Читаю письмо)

Какие незнакомые слова вы услышали?

ДЕТИ: Здорово дневала, хлопоты, гутарят, весточка.

Далее идет обсуждение и объяснение этих слов. (здорово дневала - здравствуй, хлопоты – дела, гутарят – говорят, весточка – новость, известие).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, о чем просит в письме казак свою жену? Поможем казачке?

ДЕТИ: Да

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы будете называть какое-либо занятие, а один из вас будет подбирать к нему соответствующую пиктограмму. С помощью этих пиктограмм мы поможем казачке рассказать о ее занятиях своему мужу. Чем же занималась казачка?

ДЕТИ: Приготовление пищи. (Ребенок ищет из предоставленных пиктограмм соответствующую картинку)

- уход за детьми, их воспитание;

- вязание и шитье;

- стирка;

- починка одежды;

- ношение воды из реки;

- уход за домашними животными;

- дойка коровы;

- работа в огороде;

- работа в поле.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите, сколько у женщины забот. Так какими же качествами должна обладать в этом случае женщина. Какой она была?

ДЕТИ: сильная, смелая, работящая (трудолюбивая).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Еще говорили, что она «разбитнАя», то есть бойкая, шустрая.

Давайте с вами вспомним внешний вид казачки. Какая она?

ДЕТИ: Она большая, крупная

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, ребята. Считалась, что казачка не должна быть худой, иначе у нее не будет сил работать.

Какие у нее волосы?

ДЕТИ: гладкие, длинные, убраны в пучок и под платок или косынку.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, иначе она будет «простоволосой». Отсюда и выражение пошло «опростоволоситься» - оплошать, сделать глупость. Так для чего же нужен был платок?

ДЕТИ: защищать от ветра и пыли, холода и зноя, от загара, т. к. у казачек ценилась белая нежная кожа.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы с вами уже знаем, что одежда казачки была праздничной и повседневной, то есть на каждый день.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Одень казачку». Каждый из вас выбирает фигурку казачки и подбирает для нее одежду.

Дидактическая игра «Одень казачку» : праздничная и повседневная одежда.

После выполнения задания воспитатель задает вопросы:

- Назови, из чего состояла повседневная одежда казачки?

- Для чего надевали фартук-передник?

- Чем отличалась праздничная одежда от повседневной?

ДЕТИ отвечают

ВОСПИТАТЕЛЬ: Зимой казачки носили длинную шубу или жупейку. На ногах носили чирикИ (туфли-калоши) или сапоги, а в них круглый год надевали шерстяные носки или чулки.

Ребята, скажите, из чего вязались шерстяные носки?

ДЕТИ: Из шерсти

ВОСПИТАТЕЛЬ: А откуда казачки брали шерсть?

ДЕТИ: От овцы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, ребята, казаки выращивали коз и овец. От овец они получали шерсть, от коз – более мягкий пух.

Но как же получить из клочка шерсти или пуха теплый носок или варежку?

Предлагаю вам выстроить процесс производства в обратной последовательности. А помогать нам в этом будут вот эти инструменты (прялка, чёски, овечьи ножницы, а также стриженая шерсть – чистая и неочищенная, клубки шерсти и пуха). Например, у нас с вами есть варежка. Ее связали из чего? Из пуховых НИТОК. Или говорят из пряжи. Как получили пряжу?

ДЕТИ: Спряли шерсть на прялке.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сразу клубок получился?

ДЕТИ: Нет. Шерстяные нитки намотаны на большую катушку

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да с этой катушки пряжу сматывали в клубок.

Итак, мы с вами определили, что нити эти будут прясть на прялке. Посмотрите на нее. Женщина надавливала на рычаг ногой, он крутил колесо, а колесо через струны крутило катушку. Казачка только успевала подавать расправленные легкие клочки шерсти. Посмотрите внимательно на прялку. На что она похожа?

ДЕТИ: На штурвал. На старую швейную машинку с педалью.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Все правильно. Молодцы.

Но давайте потрогаем стриженную шерсть. Какая она на ощупь?

ДЕТИ: колючая.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Из нее можно сразу скрутить тонкую нить? Давайте попробуем скрутить ее в руках. Получается тонкая ниточка?

ДЕТИ: Нет.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что же делали казачки? Они выдергивали мелкие кусочки и вплетали их в нить.

Но для нити нужны длинные волокна, тогда она будет прочной. Посмотрите, что я делаю. Я пушу плотный кусок шерсти, как вы пушили синтепон для белых медведей. Но шерсти много, а руками это делать очень долго, поэтому для того, чтобы распушить шерсть придумали такой инструмент, который называется ЧЁСКИ. Как вы думаете, от какого слова произошло такое название?

ДЕТИ: Чесать.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Казаки говорили «чесать пух». С помощью чёсок шерсть можно было распушить гораздо быстрее. Давайте попробуем это сделать.

Дети пробуют распушить шерсть с помощью чесок.

Тяжело работать ческами?

Дети отвечают.

Итак, брали клочок шерсти, который состригали с овцы или козы специальными ножницами. Посмотрите, насколько они просты и удобны.

Дети рассматривают ножницы, пробуют ими отрезать клочок шерсти.

Посмотрите на эту фотографию. Что вы видите на ней?

ДЕТИ: Люди стригут овец.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Именно так. Эта фотография сделана больше ста лет назад в наших краях.

Овцам или козам состригали их теплые шубки. Как вы думаете, в какое время года это делали? Почему?

Ответы детей.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, Стригли овец ранней весной, когда шерсть у животных была мягкой, пушистой.

Итак, давайте вспомним и выложим последовательность переработки шерсти.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?».

ДЕТИ выкладывают картинки в следующей последовательности:

Стрижка – ческа – пряжа – вязание

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вязали казачки разные изделия. Назовите, какие вязаные изделия вы знаете.

ДЕТИ: варежки, носки, шапки, кофты, платки, шарфы

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы. Но все они были разные наощупь и разные по рисунку.

Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру

Дидактическое упражнение «Помоги казачке подобрать заплатку», «Подбери пару»

(одни дети подбирают заплатки к вязаным деталям по рисунку, другие - пары к вязаным вещам)

Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.

Давайте с вами вспомним, что же мы сегодня с вами делали.

Читали письмо казака своей жене. И с помощью пиктограмм определили занятия казачек (подбирали картинки)

Подбирали праздничную и повседневную одежду для казачки

Познакомились с тем, как из шерсти можно получить теплые вещи.

Правильно, ребята! Сегодня с вами мы узнали еще немного из жизни казаков. Ведь мы с вами живем в казачьем краю и должны знать историю своего края. Есть такая пословица: Без корней нет и ветвей, а без истории нет и будущего! Я раздаю вам листочки с этой пословицей, вы дома с родителями о ней поговорите, а завтра расскажите, как вы и ваши родители ее понимаете.

Спасибо за внимание!

Без корней нет и ветвей,

а без истории нет и будущего!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия с обучающимися 1-го класса «Учимся быть внимательными» Занятие для учащихся 1-х классов на тему: «Учимся быть внимательными» Цель: формирование представления о психических процессах внимания.

Образовательная область «Художественное творчество в контексте ФГТ» Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение следующих задач: Развитие продуктивной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Письмо Донского казака»
Опубликовано: 27 августа 2014 в 17:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД