Светлана Гришаева
Конспект интегрированного занятия по народному творчеству и изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Берегини»
Программное содержание:
1. Обучающие задачи:
• Продолжать учить детей рисовать нетрадиционными способами, упражняя их в умении совмещать различные способы (отпечатки, тампонирование, монотипия, примакивание);
• Закреплять умение смешивать цвета;
2. Развивающие:
• Развивать воображение, чувство ритма, эстетические чувства, цветовосприятие.
3. Воспитательные:
• Воспитывать аккуратность в работе; любовь к родной старине, народному творчеству.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по народному творчеству и изодеятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Материалы:
• Наборы гуаши, палитры, томпончики или ватные палочки, печати, кисти, баночки с водой, салфетки;
• Бумажные птицы (по типу деревянных птиц-берегинь) по числу детей;
• Деревянная птица – берегиня;
• Ширма с фоном неба;
• Фонограмма «пение соловья».
Предварительная работа:
• Рассказы о мифологических птицах: василиске, красном петухе, Гамаюне, Жар – птице; сказочных персонажах: Финисте – Ясном Соколе, Соловье – Разбойнике, Царевне – Лебеди.
• Рассматривание иллюстраций к сказкам «Царевна-лебедь», «Финист-Ясный Сокол» и так далее.
• Беседа о птицах – вестниках весны.
• Фольклорный праздник «Сороки».
Методы и приемы:
беседа, рассказывание сказки, вопросы к детям, показ пояснение, поощрение.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: - Знаете ли вы, какой сегодня праздник? По народному календарю сегодня Борисов день – соловьиный праздник: начинают петь соловьи.
Существует поверье: если в этот день запел соловей, будешь с хлебом.
Есть и примета: соловей запел – весна пошла на убыль, а лето на прибавку.
Послушайте, кто это поёт?
Дети: - Соловей.
Воспитатель: - Конечно соловушка. Как выводит свои замысловатые трели (звучит в записи пение соловья).
Издавна на Руси люди любили птиц, приписывали им небывалые качества, силы, считали вестниками времён года. Кто помнит приметы о птицах, приносивших весть о тепле?
Дети: - «Чибис прилетел – на хвосте воду принёс», «Овсянка запела: покинь сани, возьми воз», «Грач весну принёс», «Журавушка курлычет, - о тепле весть подаёт.
Воспитатель: - Русичи давали птичьи «имена» сказочным персонажам.
Кто знает, что это за персонажи?
Дети: - Финист – Ясный Сокол, Соловей – Разбойник, Царевна – Лебедь.
Воспитатель: - Так же славяне верили в волшебных птиц и слагали о них сказания, сказки. Знаете ли вы, о каких?
Дети: - Василиск, петух, Гамаюн, Жар – птица, Феникс.
Воспитатель: - А знаете ли вы, какая птица является символом Смоленской области?
Дети: - Птица ГАМАЮН.
Воспитатель: - И сказка моя так же будет про птиц.
Сказка, сказка – прибаутка!
Рассказать её не шутка,
Чтобы речь моя вначале,
Словно реченька журчала.
Посерёдке, чтоб народ
От её разинул рот.
А в конце, чтоб стар и мал
Под неё не задремал.
Старину скажу вам стародавнюю,
Стародавнюю да небывалую.
Среди моря лягушка самовар раздувает,
Щука и карась чай распивают.
То вам не чудо, не диковина.
Уж я видала чудо и чуднее того:
Жареный гусь на гуслях играет,
Вареный рак ему подпевает.
А поёт он про чудо – чудное,
Диво – дивное.
В стародавние времена в Китеж – граде, что у реки Смородины, жил мастер на все руки Златоперст.
Делал он птиц небывалых: Жар-птицу злато-огненную, словно солнце. И Сон-птицу, чёрную с золотой россыпью звёзд и ясным месяцем. Изготовил Снеговею, из крыльев которой сыпятся на землю снежинки. И Зелёная Песня, и Листопадница вышли из рук Златоперста.
Но была у мастера любимая птица. Вытачивал да выстругивал он её из дерева за 52 прикосновения ножом. А на каждое прикосновение говаривал он слово заветное. 52 удара - 52 слова (по числу недель в году) и получалась птица Чудо – загляденье. Дарил Златоперст птиц этих только хорошим людям.
Подвешивали таких птиц под потолок. У кого была такая птица, того не страшили ни беды, ни злые вороги. Берегла птица и дом, и двор, охраняла и хозяев, и скот. И за это прозвали её Берегиней.
(Воспитатель показывает птиц Берегиню, исполненную мастером.)
Воспитатель: - Посмотрите, какая замечательная птица, как мастер искусно выстругал пёрышки, словно кружева сплёл. Полюбовались? Давайте привесим её под потолок, как в старину делали. Пусть Берегиня приносит удачу и счастье всем, кто здесь находится.
Правда, ведь, что каждый человек желает, чтобы в его доме царили мир и уважение, любовь, покой и уют?
Дети: - Да.
А вы хотите, чтобы у вас дома была такая птица?
Дети: - Да, хотим.
Воспитатель: - Вы можете её сделать сами, только не из дерева, а из бумаги.
Попробуйте каждый поймать свою птицу. Потяните за верёвочки.
(Дети подходят к ширме, тянут за верёвочки, на конце которых привязаны бумажные птицы).
Воспитатель: - Вот и птицы прилетели к каждому из вас. Берите их.
На рабочем месте.
Воспитатель: - Кто скажет, что нужно сделать, чтобы изображение на двух сторонах получилось одинаковым?
Дети: - Нарисовать на одной стороне, затем сложить пополам – рисунок отпечатается.
Воспитатель: - Что ж, подумайте, какими красками и материалами вы будете работать, какое счастье хотите себе и своему дому.
Самостоятельная работа.
Воспитатель: - Вложите в работу всё своё умение. Пофантазируйте, какие пёрышки будут у вашей птицы. Если в бумажную птицу вдохнуть свою любовь и вложить частичку своей души, то она обязательно станет волшебной.
Воспитатель: - Замечательные птицы получаются. А давайте оставим возможность вашим родителям закончить расписывать птиц. Тогда птицы станут настоящими берегинями вашего дома.