Елена Иванова
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Наши музыкальные игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Продолжать формировать у детей представления о коми народных музыкальных инструментах и умение играть на них, эмоционально откликаясь на выраженные в коми песнях чувства и настроения.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с коми народными музыкальными инструментами (названия, использование, из чего изготовлены).
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами „Наши музыкальные игрушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Республика Коми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
2. Развивать у детей способность эстетического восприятия коми произведений, умение чувствовать их характер, настроение, замечать выразительные средства.
3. Развивать чувство ритма, желание играть на музыкальных инструментах, музицировать в оркестре.
4. Воспитывать интерес и симпатию к музыке коми.
Ход занятия (в музее).
Звучит песня «Зиль – зёль».
Воспитатель. Видза оланныд, дона челядь! Здравствуйте, дорогие ребята! Проходите, присаживайтесь на лавочки. Я рада снова приветствовать вас в нашем музее. (Обращает внимание на инструменты.) Вы, наверное, уже догадались, о чём мы сегодня будем рассказывать? Правильно, мы совершим интересное путешествие в мир коми народных инструментов и удивительно красивых песен. Послушайте музыкальную картинку
(аудиозапись в исполнении артистов народного театра).
- Кого вы услышали? (Чьи голоса услышали). Ответы детей : кукушку, дятла, дождик, водичку, ручеёк, скрип дерева. Откуда все эти звуки? (Из леса).
Показывает зиль – зёль, играет.
Воспитатель. На что похожи эти приятные звуки? Ответы: журчит ручеёк, капает дождик, звенят сосульки.
А называется он «зиль – зёль», напоминает ласковое, мелодичное журчание ручейка. Как вы думаете, из чего он сделан? (из дерева).
Воспитатель исполняет песню «Шор» на коми и русском языке по 1 куплету. (2-й вариант – прослушивание с диска).
Воспитатель. А вот этот инструмент кого изображает в музыкальной картинке? Д: дятла. Это бытовой инструмент. Раньше наши бабушки им стирали белье, потом наматывали на палку и гладили. Вот так (показывает). Называется он «сера палич», а по-русски рубель. Послушайте, какие разные звуки можно отстукивать.
Воспитатель. Ребята, а какой инструмент изображал кукушку? (Дети ищут среди инструментов, похожие шумовые звуки не находят, воспитатель демонстрирует картинку). На что похожи эти инструменты? (На дудочки). А называются они «чипсаны» и «пляны», «чипсаны» поменьше, а «пляны» побольше, и сделаны они из бересты (берестяные). А бывают ещё деревянные дудочки – пу плян. Послушайте, как звучат берестяные дудочки, чипсаны и пляны.
Видеозапись с концерта артистов народного театра (отрывок).
Воспитатель. А этот инструмент знают все – гармошка, по-коми – «гудк». Звучит мелодия «Частушечные наигрыши». Без гармошки не обходились ни одни праздники, гулянья, свадьбы. Коми народ очень любит петь частушки и плясать под гармошку. Дети поют частушки, воспитатель не очень громко при этом вводит (берёт в руки, отстукивает) пу барабан, а последний куплет поёт на коми языке, продолжая отстукивать ритм на деревянном барабане
Начинаю я припевку, Чтобы печка разгорелась,
Первую, начальную Надо жару поддавать.
Я хочу развеселить Чтобы песня лучше пелась,
Публику печальную. Надо пляской помогать.
Поплясать бы я пошёл, Разрешите поплясать
Да в избе неровный пол. Разрешите топнуть,
Перестань качаться, пол, Неужели в этом зале
Я кадриль плясать пошёл! Половицы лопнут?
Шондiбанй – олмй,
Том олмй – том гажй.
Том олмй – том гажй,
Том пра коллялмй.
Воспитатель. Кто знает, на чём я сейчас играла? Правильно, барабан. Только необычный, и называется «пу барабан», потому что пу по-коми означает дерево; деревянный барабан.
Вы знаете, кто первым просыпается в деревне? Петух, потом курица, цыплятки, а затем пастух. Он надевает на себя барабан, берёт палочки, идёт по улице и стучит. Для чего он это делает? Чтобы хозяйки услышали и выпустили коров, иначе без молока останутся.
Берёт тотшкдчан
А ещё в каждой деревне раньше был сторож. Вот он так ходил по деревне и давал знать, что в округе всё спокойно. Называется он тотшкдчан, или колотушка. Дети по - очереди играют колотушками.
Демонстрирует сярган.
На что похожи эти звуки? На треск, резкий шум. И называется трещотка, по-коми сярган. Это тоже бытовой инструмент. Раньше использовали сярган для устрашения лошадей, забравшихся на овсяные поля; для отпугивания ворон от посевов.
Воспитатель. Отгадайте загадку: «Сама не ем, а людей кормлю» Ложка. Пань (коми). А если они деревянные, значит пу пань. Как можно с ними играть? Правильно, отстукивать любой ритмический рисунок. Хотите поиграть в оркестре? Тогда выбирайте инструменты (назвать и показать). Осталась одна игрушка, никто её не выбрал. Как вы думаете, какую игрушку она напоминает? Конечно же, погремушку. Раньше не было пластмассовых игрушек, поэтому мастера придумывали свои способы. Например, из бересты - и лёгкая, и звук приятный, и красиво. Из бересты, значит ….берестяная. Послушайте, как отличаются звуки. Рассматривают, сравнивают деревянную и берестяную тотшкдчан (колотушки). Игра «Чем похожи и чем отличаются?»
В нашем оркестре всего понемножку –
Звенит колокольчик, играет гармошка.
Зиль – зёль, барабан, деревянные ложки –
В нашем оркестре всего понемножку –
Оркестр на мелодию «Козй – козй» (на диске в исполнении гармошки)
Воспитатель. Здорово у вас получается. Мне даже захотелось песенку вам спеть о коми народных инструментах. И вы мне можете помочь. Как только услышите в песне о своей музыкальной игрушке, выходите вперёд и играйте, а на припев играют все.
Песня «Миян коми ворсанъяс» («Наши музыкальные игрушки»,
на припев играют все инструменты.
Воспитатель. Вам понравилось путешествие в мир коми народных инструментов и удивительных песен? Какие инструменты запомнили? (Перечисляют). Из чего они сделаны? Расскажите о них своим мамам и папам. А в группе вы можете нарисовать, какие больше запомнились, или понравились. Аддзысьлытдз! Став бурс тiянлы! До свидания! Всего вам самого доброго!