Получи документы

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Наши музыкальные игрушки» (1 фото)

Елена Иванова
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Наши музыкальные игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель. Продолжать формировать у детей представления о коми народных музыкальных инструментах и умение играть на них, эмоционально откликаясь на выраженные в коми песнях чувства и настроения.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с коми народными музыкальными инструментами (названия, использование, из чего изготовлены).

Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами „Наши музыкальные игрушки“» размещена в разделах

2. Развивать у детей способность эстетического восприятия коми произведений, умение чувствовать их характер, настроение, замечать выразительные средства.

3. Развивать чувство ритма, желание играть на музыкальных инструментах, музицировать в оркестре.

4. Воспитывать интерес и симпатию к музыке коми.

Ход занятия (в музее).

Звучит песня «Зиль – зёль».

Воспитатель. Видза оланныд, дона челядь! Здравствуйте, дорогие ребята! Проходите, присаживайтесь на лавочки. Я рада снова приветствовать вас в нашем музее. (Обращает внимание на инструменты.) Вы, наверное, уже догадались, о чём мы сегодня будем рассказывать? Правильно, мы совершим интересное путешествие в мир коми народных инструментов и удивительно красивых песен. Послушайте музыкальную картинку

(аудиозапись в исполнении артистов народного театра).

- Кого вы услышали? (Чьи голоса услышали). Ответы детей : кукушку, дятла, дождик, водичку, ручеёк, скрип дерева. Откуда все эти звуки? (Из леса).

Показывает зиль – зёль, играет.

Воспитатель. На что похожи эти приятные звуки? Ответы: журчит ручеёк, капает дождик, звенят сосульки.

А называется он «зиль – зёль», напоминает ласковое, мелодичное журчание ручейка. Как вы думаете, из чего он сделан? (из дерева).

Воспитатель исполняет песню «Шор» на коми и русском языке по 1 куплету. (2-й вариант – прослушивание с диска).

Воспитатель. А вот этот инструмент кого изображает в музыкальной картинке? Д: дятла. Это бытовой инструмент. Раньше наши бабушки им стирали белье, потом наматывали на палку и гладили. Вот так (показывает). Называется он «сера палич», а по-русски рубель. Послушайте, какие разные звуки можно отстукивать.

Воспитатель. Ребята, а какой инструмент изображал кукушку? (Дети ищут среди инструментов, похожие шумовые звуки не находят, воспитатель демонстрирует картинку). На что похожи эти инструменты? (На дудочки). А называются они «чипсаны» и «пляны», «чипсаны» поменьше, а «пляны» побольше, и сделаны они из бересты (берестяные). А бывают ещё деревянные дудочки – пу плян. Послушайте, как звучат берестяные дудочки, чипсаны и пляны.

Видеозапись с концерта артистов народного театра (отрывок).

Воспитатель. А этот инструмент знают все – гармошка, по-коми – «гудк». Звучит мелодия «Частушечные наигрыши». Без гармошки не обходились ни одни праздники, гулянья, свадьбы. Коми народ очень любит петь частушки и плясать под гармошку. Дети поют частушки, воспитатель не очень громко при этом вводит (берёт в руки, отстукивает) пу барабан, а последний куплет поёт на коми языке, продолжая отстукивать ритм на деревянном барабане

Начинаю я припевку, Чтобы печка разгорелась,

Первую, начальную Надо жару поддавать.

Я хочу развеселить Чтобы песня лучше пелась,

Публику печальную. Надо пляской помогать.

Поплясать бы я пошёл, Разрешите поплясать

Да в избе неровный пол. Разрешите топнуть,

Перестань качаться, пол, Неужели в этом зале

Я кадриль плясать пошёл! Половицы лопнут?

Шондiбанй – олмй,

Том олмй – том гажй.

Том олмй – том гажй,

Том пра коллялмй.

Воспитатель. Кто знает, на чём я сейчас играла? Правильно, барабан. Только необычный, и называется «пу барабан», потому что пу по-коми означает дерево; деревянный барабан.

Вы знаете, кто первым просыпается в деревне? Петух, потом курица, цыплятки, а затем пастух. Он надевает на себя барабан, берёт палочки, идёт по улице и стучит. Для чего он это делает? Чтобы хозяйки услышали и выпустили коров, иначе без молока останутся.

Берёт тотшкдчан

А ещё в каждой деревне раньше был сторож. Вот он так ходил по деревне и давал знать, что в округе всё спокойно. Называется он тотшкдчан, или колотушка. Дети по - очереди играют колотушками.

Демонстрирует сярган.

На что похожи эти звуки? На треск, резкий шум. И называется трещотка, по-коми сярган. Это тоже бытовой инструмент. Раньше использовали сярган для устрашения лошадей, забравшихся на овсяные поля; для отпугивания ворон от посевов.

Воспитатель. Отгадайте загадку: «Сама не ем, а людей кормлю» Ложка. Пань (коми). А если они деревянные, значит пу пань. Как можно с ними играть? Правильно, отстукивать любой ритмический рисунок. Хотите поиграть в оркестре? Тогда выбирайте инструменты (назвать и показать). Осталась одна игрушка, никто её не выбрал. Как вы думаете, какую игрушку она напоминает? Конечно же, погремушку. Раньше не было пластмассовых игрушек, поэтому мастера придумывали свои способы. Например, из бересты - и лёгкая, и звук приятный, и красиво. Из бересты, значит ….берестяная. Послушайте, как отличаются звуки. Рассматривают, сравнивают деревянную и берестяную тотшкдчан (колотушки). Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

В нашем оркестре всего понемножку –

Звенит колокольчик, играет гармошка.

Зиль – зёль, барабан, деревянные ложки –

В нашем оркестре всего понемножку –

Оркестр на мелодию «Козй – козй» (на диске в исполнении гармошки)

Воспитатель. Здорово у вас получается. Мне даже захотелось песенку вам спеть о коми народных инструментах. И вы мне можете помочь. Как только услышите в песне о своей музыкальной игрушке, выходите вперёд и играйте, а на припев играют все.

Песня «Миян коми ворсанъяс» («Наши музыкальные игрушки»,

на припев играют все инструменты.

Воспитатель. Вам понравилось путешествие в мир коми народных инструментов и удивительных песен? Какие инструменты запомнили? (Перечисляют). Из чего они сделаны? Расскажите о них своим мамам и папам. А в группе вы можете нарисовать, какие больше запомнились, или понравились. Аддзысьлытдз! Став бурс тiянлы! До свидания! Всего вам самого доброго!

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Наши музыкальные игрушки»
Публикации по теме:

«Коми керка». Поделка из бумаги.«Коми керка». Поделка из бумаги. В детском саду, я провожу кружок коми языка в своей группе. Детей это очень заинтересовало. Они начинают узнавать для себя новое. Решили мы.

Как уберечь своего ребёнка на дороге (одежда со светоотражающимися элементами)Как уберечь своего ребёнка на дороге (одежда со светоотражающимися элементами) Недавно в нашем городе прошёл конкурс «Заботливая мама», на котором необходимо было представить одежду для ребёнка со световозвращающимися.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Наши музыкальные игрушки»
Опубликовано: 10 июня 2013 в 15:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Наши музыкальные игрушки»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Иванова (УИ 111478) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД