Ольга Шишкина
Конспект интегрированного занятия, посвященного творчеству русского композитора П. И. Чайковского.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомить детей с творчеством русского композитора
П. И. Чайковского. Приобщать детей к русской народно – традиционной
и мировой музыкальной культуре.
1. Задачи по музыкальному воспитанию:
Слушание
Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные
произведения разного жанра, расширять музыкальные впечатления.
Продолжать учить детей различать и узнавать знакомые произведения,
называть любимые. Различать и называть танец /вальс/, марш, песню, учить
Публикация «Конспект интегрированного занятия, посвященного творчеству русского композитора П, И, Чайковского,» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
детей определять характер произведения.
Музыкально - ритмические движения
Закреплять умение детей выразительно и ритмично двигаться в соответ-
ствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами.
Пение
Учить детей петь выразительно, правильно передавая мелодию, закреп-
лять умение самостоятельно начинать и заканчивать песню.
Игра на музыкальных инструментах
Учить детей играть на различных музыкальных инструментах, точно пере-
давая ритмический рисунок, учить различать звуки по длительности / длин-
ные и короткие/. Развивать у детей слуховой контроль: умение вслушиваться
в свою игру и прислушиваться к игре товарища.
2. Задачи по развитию речи:
Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их.
Воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать учить детей составлять небольшие рассказы из опыта.
Словарная работа: Обогащение словаря: балет, симфонический оркестр.
Активизация словаря: композитор, вальс, марш.
Предварительная работа:
Музыкальное воспитание:
Прослушивание в сd и dvd дисках:
1. Музыкально-литературная композиции «Спящая красавица».
2. Композиции «Лебединое озеро». / просмотр слайдов. /
3. Произведений из детского альбома.
4. Знакомились с музыкой цикла «Времена года».
5. Посетили музыкальную школу с целью знакомства с музыкальными ин-
струментами, ансамблями.
6. Знакомились с пьесой «Камаринская» и подыгрывали на муз. инстр-тах.
7. Танцевали и импровизировали движения вальса.
8. Познакомились и разучили песню П. И. Чайковского.
Развитие речи:
1. Знакомились с биографией композитора.
2. Чтение рассказов: «Детство Чайковского» И. Кунин.
«Детский альбом» Г. Абромян.
3. Составление альбома о творчестве П. И. Чайковского.
4. Отображение детских впечатлений в рисунках.
5. Составление рассказов по произведениям П. И. Чайковского.
6. Рассматривание иллюстраций к произведениям.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: - Вы, наверное, помните, как начинается стихотворение А. Мая-
ковского «Что ни страница, то слон, то львица» «Открывай страницу дверь».
За этой дверью прячется что-то, пока еще вам неизвестное. Сейчас вы откроете ее – и попадете или в сказочное королевство, или на борт корабля, на котором поплывете в дальние моря и океаны, а может быть, вы попадете в сказочный мир музыки.
Полной тишины в том мире, куда вы сейчас попадете, никогда не бывает,
потому что там живут звуки, но только не простые, а музыкальные. А музы-
кальным звукам всякий посторонний шум очень и очень мешает. Если вы
подружитесь с ними, они придут к вам на праздник. Словом, они сделают вашу жизнь интереснее и веселее. Но иногда, в этом звучащем мире вам
нельзя будет ни петь, ни танцевать, вы будете только слушать. Слушать
музыку!
Итак: открываем дверь. Впрочем, постойте, а как же ее открыть, если
нельзя ни звонить, ни стучать? Очень просто: вот вам ключ. Вы, конечно, зна-
ете, что это ключ музыкальный, а многие знают, что он называется- скрипич-
ным. Сейчас он поможет открыть нам эту дверь. И пусть зазвучит музыка!
/звучит музыка/
Теперь смело открывайте дверь. Добро пожаловать в страну музыки!
/дети с воспитателем входят в музыкальный зал/.
Приглушенно звучит пьеса «Апрель» из «Времен года» П. И. Чайковского.
Муз. руководитель: - Дети, чей портрет вы видите здесь? /ответ детей/
- Почему мы украсили этот портрет? /ответ детей/
М. Р. : - Да, сегодня мы с вами празднуем день рождения великого русского
композитора, который родился очень давно /173 года назад/. Это - Петр
Ильич Чайковский.
Тихо, тихо мы присядем
Входит музыка в наш дом.
/дети тихо садятся/
М. Р. : - Сегодня мы будем говорить о творчестве П. И. Чайковского, слушать
его музыку, петь его песни и танцевать.
М. Р. : - Ребята, а какое сейчас время года? /весна/
- А месяц? /апрель/
- И П. И. Чайковский посвятил этому месяцу пьесу, которую так и назвал «Апрель». И сейчас вы ее слышали. Музыка апреля похожа на вальс.
Мелодия как-бы стремится вверх, растет, ширится… Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко, легко и хочется, то ли покружиться
в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.
- Сегодня я принесла сюда ваш альбом, который вы делали, собирали, составляли к этому дню, чтобы вместе с вами вспомнить о русском компози-
торе Л. И. Чайковском. Пролистаем несколько страниц альбома.
/показывает 1 страницу: портрет/
Музыке он учился в Петербурге. Позже переехал в Москву, где учил будущих пианистов и композиторов, сочинял музыку.
- Ребята, а что вы знаете о детстве Л. И. Чайковского?
2 страница:
- А что вы видите здесь? /концертный зал/
Да, это концертный зал. В Москве, в центре города, есть зал и улица, которые
носят имя великого композитора, есть и город Чайковский.
3. Открываем следующую страницу альбома. Что здесь? /оркестр//
Дня не проходит, чтобы по радио или по телевидению не звучали произве-
дения П. И. Чайковского. Он сочинял и маленькие пьески и большие произ-
ведения, которые исполняли столько иного музыкантов. Вы видите симфо-
нический оркестр.
- Какие произведения П. И. Чайковского вы знаете, которые исполняет сим-
фонический оркестр?
4. Памятник композитору- 4 страница.
Давно нет П. И. Чайковского. Но память о нем жива. На его Родине в г. Воткинске, а теперь г. Чайковском есть памятник великому русскому компо-
зитору П. И. Чайковскому.
Воспитатаель: - Его музыка радует и волнует людей всего мира, она всегда искренна, всегда правдива. Дети слушайте музыку П. И. Чайковского, любите ее. Она сделает вас духовно богаче и чище.
М. Р. : - Сегодня мы будем слушать произведения из «Детского альбома»
Чайковского.
I. - Послушайте пьесу, которая вам уже знакома.
/звучит «Болезнь куклы»/
- Как она называется?
- Что изображает музыка?
- Какой у нее характер?
- А теперь другое произведение. - /звучит «Новая кукла»/
- Что изменилось в музыке?
- О чем рассказывает она?
- Правильно, нет жалобных интонаций, музыка светлая, радостная.
II. Чайковский проявлял глубокий интерес к жизни детей. Он подарил детям множество прекрасных мелодий. Петр Ильич не раз бывал в с. Камен-
ка, где жили его родные. Одному из племянников Володе, он посвятил дет-
ский альбом, но подарил его всем ребятам на свете. /показ альбома/.
Когда Петр Ильич приезжал в Каменку, что начнется веселье, игры, тан-
цы, даже спектакли. Именно здесь, в Каменке, была впервые поставлена сказка «Лебединое озеро» с музыкой и танцами.
- О чем рассказано в сказке?
- В балете у лебедей есть своя мелодия. Вот эта мелодия. /проигрывает/.
- А теперь прозвучит вальс из «Лебединого озера» /смотрим по dvd/.
- Дети, а какой характер у вальса?
М. Р. напоминает, что при исполнении танца-вальса движения должны быть
мягкими, плавными, кружения - неторопливыми, руки – нежными, ласковы-
ми.
/дети слушают «Наталия – вальс»/
При повторении музыки танцуют, берут ленты и импровизируют движения
вальса.
III. А сейчас мы проведем музыкальную викторину «Узнай музыку».
М. Р. берет три иллюстрации /воспитатель ставит/.
Сейчас вы услышите произведение. Послушайте внимательно и найдите
иллюстрацию, которая подходит к данной музыке.
1.»Марш деревянных солдатиков».
2. «Песня жаворонка».
- А теперь послушайте и назовите название произведения.
1. Определяют иллюстрацию.
2. Называют его.
IV. Петр Ильич много путешествовал, он бывал во Франции и Италии, в Америке и Германии, слушал там народные песни, запоминал их и записы -
вал.
- Послушайте «Немецкую песенку» .
Это песенка – танец. Она напоминает вальс. Его танцевали парами, кружась.
На сильную долю танцору сильно ударяли ногой об землю.
/исполняется «Немецкая песенка»/
1. Сколько в этой пьесе частей? (две).
2. А какие они? (громкая и тихая).
3. Повторяются ли части? (да, 1часть).
4. Этот танец – вальс. А как же он считается? (на 1,2,3).
Давайте прохлопаем в ладоши ритм танца: 1ч. – тихо, 2ч. – громко.
И еще раз, но теперь с музыкальными инструментами.
М. Р. : - А сейчас, давайте возьмем инструменты и подыграем целым оркестром, импровизируя.
Звучит «Камаринская» П. И. Чайковского.
1 ребенок: Концерт окончен,
Музыка затихла.
Но так ли это?
Кажется, сейчас
Вновь я услышу
Сказочные звуки,
И будут долго, долго,
Еще звучать они для каждого из нас!
2 ребенок: И каждый день с волненьем будем ждать,
Когда откроем дверь в страну мелодий,
Ключом скрипичным отомкнем опять!
Дети исполняют песню «Осень» П. И. Чайковского.
М. Р. : - Наша встреча, посвященная творчеству П. И. Чайковского, заканчивается. Спасибо за то, что вы полюбили музыку Чайковского.