Лариса Швецова
Конспект интегрированного занятия «Прогулка в лес Моздокского района»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
1. Образовательные задачи:
- Закрепить знания детей о флоре и фауне нашего края.
- Развивать речь детей посредством пересказа.
2. Воспитательные задачи:
- Учить видеть красоту природы, реагировать на нее. Вызвать желание охранять и беречь природу.
- Изучить с детьми нормы и правила поведения в природе.
- Побуждать детей к фантазии и творчеству, вызывать у них желание вносить посильный вклад в природоохранительное воспитание населения.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Прогулка в лес Моздокского района“» размещена в разделах
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по темам «Деревья», «Травы», «Цветы», «Грибы», «Птицы», «Дикие животные», наблюдения на прогулке за деревьями, цветами, травами, птицами. Экскурсия в «Дом природы» города Моздока.
Чтение рассказов Бианки о животных, рассказа «Грибы» В. П. Катаева, беседы по темам «Прогулка в лес», «Съедобные и ядовитые грибы», «Сохраним чистоту в природе», рисование по теме «Берегите лес», разучивание стихотворений С. Погореловского «Здравствуй лес, дремучий лес», С. Михалкова «Прогулка»
Наглядный материал: картинки с изображением птиц, деревьев, трав, грибов, сушеные лекарственные травы, листья деревьев, грибы (муляжи, картины леса в разное время года, карты Моздокского района и Северной Осетии-Алании.
Ход мероприятия:
(В группе появляется Красная Шапочка с корзиной, в которой муляжи и картинки лесных ягод, грибов). На мольберте – контур Моздокского района.
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем (Лес)
- Я люблю бывать в лесу. А вы?
К. Ш. : А что это за карта у вас? О чем нам говорит зеленый цвет на карте?
Давайте поприветствуем лес!
Стихотворения С. Погореловского:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре.
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои.
- Как вы думаете, почему горожане стараются уехать за город, в лес? (Чтобы отдохнуть от городского шума, подышать свежим воздухом.)
Кинезиологическое упражнение “Дыхание”
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И. п. - о. с.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;
2 — плавный выдох через рот.
- В лесу не всегда тихо, в нем тоже живут свои звуки. (Запись «Лесные звуки»)
- Что вы услышали? (пение птиц, хруст ветки, шелест травы, песню ветра, журчание лесного ручья, шелест листьев и т. д.) .
- Опишите лес! (Лес очень большой, по нему можно идти долго. Деревьев много, они высокие, их вершины смыкаются, и солнце не пропускают, - становится темно. (Рассмотреть картины или репродукции леса в разное время года) .
- Вот здесь смешанный лес. Почему он так называется? Потому, что в нем растут разные деревья? А как называется лес, в котором растут только берёзы? Дубы? Ели? Сосны? Бук? Какие деревья растут в республике Северная Осетия- Алания! Назовите их. (бук, граб, береза, ольха, сосна, дуб, клён, липа, ясень, ива, тополь, ильм (вяз, осина, каштан, орешник) .
Дидактическое упражнение «С какой ветки детки?»
Упражнение «Закончите словосочетание»
Лист ивы – ивовый
Лист березы –
Лист дуба, липы, осины, клена, тополя, ветка сосны…
- Красив наш лес. Много деревьев и вы назвали. А вот по опушке леса, т. е. по краю леса растут разные цветы, в глубине же леса цветов почти нет. А почему? Потому, что там темно.
- Какие цветы и травы растут на опушке нашего леса? (ландыш, пролески, ромашки, одуванчик, фиалка, лютики, цикорий, иван-чай, зверобой, подорожник, чистотел, девясил, шалфей, полынь, паслён, пастушья сумка, крапива, лопух, птичий горец (спорыш, плющ, черемша, хмель)
- А какие это травы? Для чего их люди собирают? (Чтобы лечиться от разных болезней. А травы называются лекарственные.)
- Моя бабушка собирает и засушивает лекарственные травы. А вы?
Дети: У нас в исследовательском уголке тоже есть лекарственные травы. (дети показывают и называют их.
- А вы можете узнать траву по запаху?
Дидактическая игра «Узнай по запаху» (с закрытыми глазами понюхать траву и назвать её).
К. Ш. : А я, когда иду к бабушке, люблю есть ягоды. Особенно, я люблю…угадайте мою любимую ягоду.
Шли ребята во лесок,
И набрали туесок,
В туеске – красна картина,
Это ягода … (малина) .
- Какие ягоды растут в вашем лесу? (Найти картинки с изображением ягод, растущих в Моздокском районе : шиповник, кизил, ежевика, боярышник, земляника, волчья ягода, терн, барбарис). А какая ягода из названных ядовитая (ответ) А остальные ягоды какие? (вкусные и полезные)
- Давайте пройдем дальше по лесу.
Кинезиологическое упражнение «Маршировка»
Шагаем вместе. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.
Красная Шапочка: Я на дерево смотрю,
А достать их не могу
Кто поможет их достать?
Так люблю я их щелкать!
Что же я люблю щелкать? А кто еще любит орешки? (Белочка) .
Красная Шапочка: Да, у нас в лесу и животные, звери разные живут. Каких вы можете назвать и показать.
Дети рассказывают о животных, которые обитают в лесах Моздокского района.
Дидактическая игра «Кто, где живёт».
- Как называют жилище лесных животных? (У лисы – нора, у белки – дупло, у медведя – берлога и др.).
Красная Шапочка: Чьи голоса мы часто слышим в лесу? Вот посмотрите, перед вами птицы. Какие птицы живут в нашем районе? (фазан, куропатка, тетерев, дятел, дрозд, перепелка, ласточка, горлинка (дикий голубь, соловей, грач, ворона, ястреб, синица, скворец, филин, кукушка, воробьи, утки, цапля, журавль)
Дидактическая игра «Кто как кричит»
Кукушка – кукует
Воробьи – чирикают
Синицы – свистят
Голуби – воркуют
Вороны – каркают
Дятел – стучит
Сова – ухает
Синица – тинкает
Сорока – трещит, стрекочет
Клест – щелкает
Снегирь, ласточка – щебечут
Журавль - курлыкает
Физминутка: Ребята, давайте превратимся в птиц!
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся)
Красная Шапочка: Давайте заглянем под деревья, что там притаилось?
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы (Гриб)
Стихотворение «Осенниий опенок» В. Зотова читает ребёнок
- Вот у меня корзинка есть, в нее надо собрать съедобные грибы.
Дидактическая игра «Что в корзинку мы берем».. (шампиньоны, синяя ножка, лисички, маслята, вешенки, сморчки, грузди, рыжики, опята)
Несъедобные: мухомор, ложная опята, бледная поганка
К. Ш. : Спасибо, ребята, что помогли мне собрать грибы.
А вот, посмотрите, ребята пришли в лес отдохнуть.
Чтение стихотворения С. Михалкова «Прогулка» :
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там — пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли;
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, ствол обожгли —
Насорили и ушли!
Мы прошли конечно, мимо.
— Эй, ребята! — крикнул Дима.
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костёр,
В футбол играли —
Веселились от души!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели.
Отдохнули — и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки —
Словом, мусора гора!
После чтения идет обсуждение поведения героев. К. Ш. спрашивает, правильно ли поступали герои в стихотворении, как бы поступили ребята, если бы они попали в такую ситуацию?
Дети показывает свои рисунки, на которых изобразили правила поведения в природе и рассказывают об этих правилах. Спросить у ребят, почему следует поступать так или иначе. Дети получают задание – оформить газету «Берегите лес», чтобы вызвать желание у отдыхающих на природе вести себя культурно и не причинять ей вреда.
Дети наклеивают свои рисунки с правилами поведения в природе на ватман, тонированный детьми.
Подведение итогов: Спасибо, ребята за прогулку в лес! Вы знаете растительный и животный мир вашего края. Молодцы! А на прощание давайте споем песню «Мы хотим, чтоб птицы пели»
Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась
И на ягодах сверкала хрусталем роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.
Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.
Ах, как хочется со всеми нам дружить!
Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться
И сады в краю любимом будем мы растить!
Красная Шапочка угощает печеньем «Грибочки», прощается, уходит.