Ольга Николаевна Гребенщикова
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Голубая гжель — зимняя сказка» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Учить детей расписывать посуду по мотивам гжельских мастеров.
Задачи:
Закреплять и расширять знания детей о народных художественных промыслах. Познакомить с росписью «Гжель», ее историей.
Развивать умение рисовать кончиком кисточки, всей плоскостью, набирая два цвета, закреплять умение выполнять узор в определенной последовательности. Продолжать осваивать простые элементы росписи (завитки, капельки, прямые линии)
Публикация «Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности „Голубая гжель — зимняя сказка“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Зимующие птицы. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Воспитывать интерес к народному прикладному искусству; аккуратность,
Материал и оборудование:
Мультимедийная установка; презентация: «Голубая гжель-зимняя сказка»; иллюстрации с изображением основных элементов гжельской росписи, изделияминародных промыслов; музыкальное сопровождение «Народные мелодии»
Стаканчики для воды, кисти тонкие, плоские, палитра, гуашь синего и белого цвета,салфетка, клеенка, изображения кувшина на листе для каждого ребенка, листочки-помощники (для опробования мазка).
Ход непосредственной образовательной деятельности.
- Издавна в нашей стране люди занимались художественными промыслами. Материалы использовались самые разнообразные : дерево, жесть, ткань, глина, береста, фарфор. Мы уже познакомились с вами с некоторыми известными ремёслами. А чтобы их вспомнить, отгадайте загадки:
1. Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня. (Дымка (показ иллюстраций)
2. Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой. (Хохлома (показ иллюстраций)
3. Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо – конь и чудо – птица-
Это значит (Городец (показ иллюстраций)
- Молодцы! (чтение стихотворения, чтобы вызвать интерес)
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Чашек круглые бока
Расписав в колечки,
В лепестки и облака –
Изразцы для печки,
Голубые кружева,
Кобальтовый иней,
Будто вьюга намела
Завитушки линий.
- А это что за ремесло? Что за роспись? (ответы детей)
- А я вам сейчас об этом расскажу… (показ презентации)
Сопровождающий текст:«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от города Москва, стоит маленькая деревушка - Гжель. Давным-давно жили там смелые, да умелые мастера. Собрались они однажды стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской разных оттенков. Сами жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Рисовали умельцы на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки курочки, а на крышке петушок красуется. Другой сделал масленку в виде кита. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками. Третий мастер слепил сахарницу в виде сказочной рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные. Лепили мастера животных и птиц: петуха с пышным хвостом, кошку – задиру, мышку – норушку. А еще любили в этой деревушке делать часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они цветами, а на макушке петушок. Кажется, сейчас прокукарекает «Пора спать!» У каждого мастера был свой любимый узор, которым он всех радовал. А красочка у них была одна…голубая».
С тех пор и прозвали ту роспись – ГЖЕЛЬСКОЮ.
- Ребята, вот мы с вами говорили, что хохлома похожа на осень, такая же золотая, а на какое время года похожа гжельская роспись? Почему? (ответы детей).Казалось бы одноцветная роспись должна сделать фарфоровое изделие монотонным, однако все получилось совсем наоборот благодаря характерному синему цвету с его различными оттенками, фарфор смотрится неповторимо и оригинально.
- А сейчас мы с вами сами побудем гжельскими мастерами. Но сначала немного отдохнем.
Физ. минутка:
Наши синие цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
А на вечер все цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, глазки закрывают. (движения по словам текста).
Практическая часть:
- И я вас приглашаю в нашу мастерскую. Посмотрите, у вас на столах только 2 цвета, почему? (ответы детей). Вспомним, что это гуашь, а гуашь не любит много воды, поэтому лишнюю воду мы убираем с кисточки, примакивая ее к салфетке. И две кисточки: тонкая для прорисовывания завитков и тонких линий и плоская для росписи крупных элементов.
А начнем мы с вами с крупных элементов, посмотрите, что это за элементы? (цветок). Правильно. А для того чтобы у нас получилось как у настоящих мастеров смотрите внимательно. (показ воспитателя с объяснением)
Гжельская роспись рисуется сразу кистью без предварительного рисунка карандашом, при этом кисть держится тремя пальцами. Я беру плоскую кисть и, обмакнув ее в воде, набираю сначала белый цвет, а затем, не смывая, один уголок кисти я обмакиваю в синий цвет. Теперь проверяю насыщенность мазка на нашем бумажном помощнике и только потом начинаю плавно разрисовывать наш кувшин, начиная с наружных лепестков. Когда гуашь на нашей кисти закончится, необходимо промыть всю кисть в воде и опять набирать белый цвет на всю плоскость кисти и только один уголок синим цветом. А теперь посмотрите, как я буду рисовать завитки. Завитки рисуем тонкой кисточкой, набирая синюю гуашь на всю поверхность кисти и веду плавные линии сверху вниз, делаю завиток и опять возвращаюсь вверх, неотрывно, работая всей поверхностью кисточки.
Самостоятельная деятельность детей. (включается музыкальное сопровождение «Народные мелодии».
В процессе работы воспитатель, индивидуально, помогает осваивать специфику гжельской росписи, закрепляя и совершенствуя приемы рисования.
Рефлексия.
- С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
- Какие цвета используют в гжельской росписи? На какое время года похожа эта роспись?
- Какие элементы гжельской росписи вы запомнили?
- Молодцы, а наши работы попадут на выставку умельцев, где порадуют ваших родителей.