МААМ-картинки

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни» (3 фото)

Екатерина Николаевна Пилипавичус
Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни»

Тема: "Удивительные камни"

Цель: Систематизирование и закрепление знаний у детей о разнообразном мире камней и их свойствах.

Задачи:

Обучающие:

- учить классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде;

- нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие:

- развивать визуальную, мышечную память, глазомер и логическое мышление;

Публикация «Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительные камни“» размещена в разделах

- способствовать развитию эстетического вкуса.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к неживой природе.

Демонстрационный и раздаточный материал:

- фотографии, картины гор и горных ландшафтов и др. ;

- камни на каждого ребенка;

- пластилин;

- стакан с водой;

- деревянные брусочки;

- гуашь, паралон;

- схемы.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства.

Словарная работа: жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Ход занятия:

Дети входят в группу, здороваются с гостями и встают в круг.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром на столе я нашла вот это письмо и ларец.

Это письмо прислали нам гномы, т. к. на конверте их изображение. Давайте прочитаем, что пишут нам гномы. «За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живём мы, гномы. День и ночь мы добываем золото и драгоценные камни. День и ночь стучим мы молотками. А царствует над нами злой, жадный Горный король. Он очень рассердился, увидев наш дом ярким, нарядным, весёлым. Помогите нам сделать эскиз пещеры короля, что бы и его дом был ярким и нарядным. А чтобы это сделать, вам надо провести опыты и всё узнать о камнях. Но сначала отгадайте, что лежит внутри коробки?

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге, ненужным лежит,

Меняет он фору, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадает?

Кто этот предмет по приметам узнает?

(Дети. Это камень). (Открывает шкатулку, в ней разные камни).

Воспитатель: Ну что ребята, поможем Гномам? А чтобы помочь им, мы отправимся в лабораторию и побудем с вами немножко учёными, где проведём опыты и эксперименты с камнями и как гномы будем знать всё о камнях. И сможем сделать яркий эскиз пещеры Горного Короля.

Воспитатель: А сейчас давайте встанем в круг и настроимся на рабочий лад.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: И сейчас с таким хорошим настроением и улыбками мы отправляемся в лабораторию. Рассаживаемся по местам.

(Проводится инструктаж работы в лаборатории)

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

Воспитатель:

Для 1 Опыта вам нужно повнимательней рассмотреть камни и определить их цвет. Покажите мне пожалуйста у кого есть белый камень, у кого коричневый, у кого серый и т. д.

Какой же цвет у камней может быть?

(Ответы детей: разноцветные)

Вывод: камни по цвету бывают разноцветные.

А сейчас давайте посмотрим на форму камней,что мы можем сказать Есть круглые камни, а также угловатые и похожие на многоугольники.

Какая же форма у камней?

(Ответы детей: разная)

Вывод: камни имею разную форму.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

Воспитатель:

Для 2 Опыта я предлагаю вам разложить на столе перед собой камни от маленького к большому.

Ребята, какого размера бывают камни?

(Ответы детей: разного)

Вывод: камни бывают разных размеров.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).(Большой, средний, маленький)

Для 3 Опыта нам понадобятся весы. В обе чаши мы положим камни и сравним их вес. Какой тяжелее камень большой или маленький. (Ответы детей)

Вывод: камни по весу бывают разные - легкие, тяжелые.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

Опыт № 4. Возьмите в руки камень. Погладьте его. Какой он на ощупь? А теперь возьмите другой камень и погладьте его тоже. Что мы можем сказать?

(Ответы детей. Камни бывают гладкие и шершавые)

В одной руке у вас камень, а в другую руку возьмите лупу. Давайте рассмотрим камень через лупу. Посмотрите, какие крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры на камнях. Какие красивые камни! Правда?

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

(Гладкие,шершавые)

Воспитатель: Ребята, ну а сейчас давайте немного отдохнём и сделаем небольшую разминку.

Физминутка:

Наши гномы шли домой.

Старший был Большой, большой,

А кудрявый был поменьше.

Третий был совсем малютка!

Руки в стороны развёл,

Камень видно не нашел.

Что бы камень наш достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: проходим на свои места и продолжаем наши эксперименты.

Опыт №5. Твердость

Воспитатель: Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет?

(Ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло? (Пластилин изменил форму, а почему? Потому, что он мягкий, а камень нет, потому что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней. Какое?

(Ответы детей)

Воспитатель: Приступаем к следующему опыту.

Опыта № 6

Опустите в емкость с водой один камень и брусок дерева. Что произошло? Деревянный брусок утонул? (нет) Почему? (потому что он легкий). А камень? (Утонул, потому что он тяжелый). Я вывешиваю еще одну картинку- подсказку, а вы сформулируйте свойство камня, которое мы изучили (камень тяжелый).

(Ответы детей)

Вывод: Да, ребята камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

Воспитатель: ребята, благодаря нашим экспериментам, мы узнали о свойствах камней.

ИГРА :

Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит слова. Если дети слышат слово связанное с камнем – они приседают и ладошкой делают хлопок об пол и встают. Если слово не относится к камню, ребята стоят.

(Земля, дорога, море, валун, маленький, вода, порода, драгоценный рубин, твёрдый, река, горы, трава, мрамор,

крепость, забор, уголь, щебень, стол, пещера, лес, асфальт)

Где используются камни.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете где человек использует камни?

(Ответы детей: в строительстве дорог, украшения, лечение)

Еще давным - давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые, прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше используется для отделки: метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц, каминов. Посмотрите, как красиво смотрятся камни при дизайне приусадебных участков. Камни используют для оформления клумб, альпийских горок, дорожек.

А геологи рассматривают их по своему. Они знают как использовать их на благо человека.

Уголь – его используют в виде топлива для разжигания огня.

Мрамор - самое широкое применение, получил мрамор в строительстве в производстве строительных материалов и предметов интерьера.

Гранит - в строительном дизайне камень является одним из главных элементов. Ценится он, прежде всего, за долговечность и прочность.

Через лупу видно, что он состоит из разных по размеру зерен. Гранит – горная порода. Этот камень очень прочный, его используют в строительстве. (Показывает иллюстрации.)

Воспитатель: Ребята, есть ещё удивительные камни. Их называют камни-самоцветы. Как вы думаете почему?

(Дети. Они яркие, разноцветные, переливаются)

Воспитатель: А что из них делают?

(Ответы детей. Украшения)

Воспитатель. Люди всегда ценили камни за красоту, редкость, долговечность, любили украшения из них. Из самоцветов изготавливали бусы, или украшали одежду, короны, иконы, делали браслеты и кольца.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите на доску, сколько интересной информации мы собрали о камнях! У нас получился познавательный рассказ о камнях. Рассказ из фотографий и рисунков. Кто хочет рассказать о свойствах камней, глядя на собранную информацию?

(Дети делают вывод обо всех проделанных опытах)

Воспитатель:

Вот сколько интересного мы узнали про камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие для украшений станций метро и для ювелирных изделий. А также камни применяют в медицине.

Воспитатель: а сейчас ребята, давайте мы сами, своими руками, попробуем сделать эскиз пещеры короля. Пусть горному королю станет стыдно, что он такой сердитый.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как должна выглядеть пещера Горного короля изнутри? (Ответы детей)

Сегодня мы с вами будем рисовать методом примакивания краски губкой.

(Дети выполняют работу).

Я думаю, что Горному королю понравятся эскизы для его пещеры и он станет добрым другом для гномов.

Рефлексия.

Воспитатель: ребята, скажите вам сегодня понравилось работать в лаборатории? Что вы узнали о камнях? Как вы думаете мы помогли гномам?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ну а гномы приготовили для вас в знак благодарности сладости.

А наша лаборатория закрывается. За вашу работу в лаборатории, я вам всем хочу сказать спасибо! Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного.

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни»
Фото «Удивительные камни»
Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе - фото
Публикации по теме:

Конспект занятия кружка «Метеослужба» в подготовительной группе «Эти удивительные камни»Конспект занятия кружка «Метеослужба» в подготовительной группе «Эти удивительные камни» Задачи: уточнить и расширить знания детей о камнях, о их роли в жизни человека. Вызвать желание исследовать неживую природу, выделять свойства.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?»Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-магнит» в младшей группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-магнит» в младшей группе Тема: «Чудо-магнит». Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: - Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: - Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка» Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Эксперименты с мукой»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Эксперименты с мукой» Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование. Задачи: Образовательные: Расширять и уточнять знания детей.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун» Сегодня, 12 апреля 2018 года, на базе нашего детского сада прошло открытое мероприятие, показ практических занятий, для слушателей Амурского.

Автор публикации:
Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни»
Опубликовано: 20 июня 2022 в 05:15
+153Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 65.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД