Валентина Приладных
Конспект итогового занятия с детьми одготовительной группы по ознакомлению с русским народным промыслом «гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Гжельская роза».Цель : Учить рисовать гжельскую розу в технике «мазок с тенью».
- Учить детей видеть красоту, нежность, своеобразие гжельской росписи.
Публикация «Конспект итогового занятия с детьми одготовительной группы по ознакомлению с русским народным промыслом „гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Формировать интерес к изучению народной культуры, чувство единства с русским народом, его традициями.
- Подарить детям радость творчества, показать приёмы работы кистью.
Материалы для занятия :
- Изделия гжельских мастеров - разнообразные чайники или иллюстрации с их изображением.
- Кисти № 4, №2
- Палитры для смешивания красок
- Гуашь
- Тряпочки
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
Звучит музыка, дети рассматривают выставленные поделки, предметы гжельской посуды, а также рисунки. Педагог читает стихи.
Сине- белая посуда, расскажи-ка, ты откуда
Видно издали пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми
В тихом Подмосковье речка Гжель бежит
Вдоль этой речки деревенька стоит
Заросли ивы вдоль речки бегут
Умельцы в той деревеньке живут.
Есть в Подмосковье
Белая рощица, синяя речка
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней
Расцветает Гжель васильковая
Незабудковая Гжель.
П. Синявский
Педагог спрашивает детей о том, чем отличается гжельская роспись от других видов росписи (орнамент растительный, выполнен в монохромной гамме синего кобальта, а затем рассказывает о процессе изготовления предметов посуды.
Белоснежные чайники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, называются «гжель» - по названию подмосковной деревушки Гжель. Даже в самом названии «Гжель» слышатся отзвуки слова «жечь». В этих местах с давних времён мастера добывали
особую глину, которая при обжиге становилась светлой. Да ещё расписывали её необычными сочными узорами сине – голубого цвета. Почему же Гжель так полюбилась людям? Что в ней такого особенного? Ну, конечно в первую очередь – это необыкновенный цвет! Он всегда бело – синий, яркий и звонкий, будто колокольчик на морозе звенит. Далеко слышно колокольчик и так же далеко видно бело – синий узор на посуде. Жители деревушки Гжель всегда с радостью говорят, что такого синего неба, как у них над крышами домов, больше нет нигде. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилось посуда «небесным светом» и напоминала о ласковом лете.
- Педагог помогает детям выделить на посуде и на образцах элементы узора: бутоны, травку, сеточку, листочки, птиц, рыбок.
2. Основная часть.
Наиболее часто среди цветов встречается роза, иногда только её лепестки. Воспитатель рассказывает детям технику выполнения гжельской розы.
Для украшения в гжельских узорах применяется элемент «мазок с тенью». Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчётливо виден переход от тёмного к светлому оттенку синего цвета. Краска набирается краем кисти с палитры, при нанесении мазка кисть симметрично поворачивается сначала в одну, затем в другую сторону. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия. Особенность его в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон переходов цвета от глубоких, тёмных тонов до очень светлых и лёгких. В целом мазок состоит из различных оттенков синего цвета. Цвет постепенно ослабевает: от тёмно - синего, почти чёрного переходит к лёгкому, светлому, белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющегося в нём.
Воспитатель производит показ этой техники. Орнаменты (веточки, листочки, спиральки) рисовать концом кисти, придавая узору сказочную лёгкость и воздушность.
Во время занятия можно включить тихую музыку, например мелодии медленных русских хороводов. Создать обстановку свободного общения как в художественных мастерских.
3. Итог занятия.
- Общий анализ.
- почему Гжель называют сине – голубой?
- какой орнамент использовали гжельские мастера?
- какое настроение возникает, когда смотришь на гжельские изделия?
- к какому времени года относится синий цвет?
- гамма цветов: тёплые или холодные?
Организуются общие просмотры с активным обсуждением выполненных работ. Если ребёнок затрудняется дать оценку работы товарища, то задаются вспомогательные вопросы: Что нравится в рисунке? Что нарисовано более удачно?
- что сегодня рисовали?
- в чём особенность «гжельской розы?»
- какая роза понравилась Юле?
После занятия стихи :
К самым тонким оттенкам природы
К самым сочным краскам земли
Прикоснулись руки народа
И секрет волшебства обрели.
Все красоты родных просторов
Чудеса мастеров таят
В светлой музыке русских узоров
Расцветает русский талант.
У русской песни - крылья лебединые
До глубины открытая душа
По вечерам над зорькою рябиновой
Они летят куда- то не спеша.
Есть в Подмосковье
Белая рощица, синяя речка
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней
Расцветает Гжель васильковая
Незабудковая Гжель.
Звучит песня: Юрий Чичков «Незабудковая Гжель»
Сюрпризный момент.
Воспитатель выносит самовар с пряными изделиями и сладостями.