Получи документы

Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка в стиле гжель»

Екатерина Горбунова
Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка в стиле гжель»

Цель:

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством через знакомство с игрушкой – матрёшкой.

Программные задачи:

1. Познакомить детей с историей матрёшки.

2. Развивать интерес детей к декоративно-прикладному искусству (гжель,

эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

4. Формировать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

5. Воспитывать любовь к народному искусству.

Интегрируемые образовательные области:

Публикация «Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста „Русская матрёшка в стиле гжель“» размещена в разделах

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие.

Предварительная работа:

Слушание, игры на детских музыкальных инструментах (бубен, ложки, колокольчик, трещотки, знакомство детей с русскими сувенирами (беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, проектная деятельность и т. д.). Слушание русских народных мелодий.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации с изображениями матрешек с росписями разных направлений,

Русские народные мелодии. Медиа ресурсы (презентация "Русская матрёшка"). Музыкальные инструменты (ложки, бубен большой, бубен малый, колокольчик, трещотка). Матрешка (пятиместная).

Раздаточный материал:

Плоскостные матрешки по количеству детей, гуашь, кисти разной ширины.

Ход занятия:

1 блок. Организационный.

Под фонограмму русской народной мелодии воспитатель обращает внимание детей на матрешку, которая находится в центре стола.

Воспитатель:

- Ой, ребята, посмотрите, какая замечательная игрушка пришла к нам в гости. Загадка про матрёшку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может - три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская. (Матрёшка)

Воспитатель берёт матрешку и предлагает отправиться в Русский Дом Сувениров.

Посмотрите, какая замечательная наша матрёшка. Сейчас я вам расскажу, откуда же к нам пришла наша матрешка. Показ слайдов мультимедийной презентации.

Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад.

Первую игрушку привезли из Японии - большеголового деревянного японца.

Внутри, которой находились еще такие же игрушки.

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и нарисовали на щёчки яркий румянец.

И назвали её старинным русским именем – Матрёной.

А как будет ласковое имя Матрены?

Ответы детей.

Наиболее известны три вида матрёшек : Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек (показ слайдов).

Первая матрёшка из села Загорск - Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове. (платок)

Воспитатель:

А платок всегда завязан на (узелок)

Воспитатель:

А поверх сарафана. (фартук)

Воспитатель:

Платок матрёшек украшает роспись.

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Посмотрите, какими цветами раскрашена эта матрешка.

Дети называют цвета (Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый)

И третья матрёшка из села Полхов - Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука.

Вместо этого - вместо фартука большой букет цветов, на голове полушалок тоже с цветами без узелка.

У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах. И матрешек они расписывают разных. Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих матрёшек и расписывать её голубой, синей и белой красками. Как вы думаете, как называется эта роспись? (гжель)

2 блок. Познавательно-развлекательный.

А теперь Матрешка предлагает нам сыграть в хороводную игру "Матрешка"

Из детей выбирают пару. Они садятся на корточки в центре круга, который образуют другие дети. Ребята идут хороводным шагом и поют песню "Матрёшки" на мотив русской народной песни "Колпачок" : На слова «Пляску начинайте» пара в кругу выполняет любые знакомые танцевальные движения. Дети, стоящие в хороводе повторяют их. После слов «Выбирай, кого захочешь» - девочка приглашает мальчика, а мальчик девочку.

Ой, Матрешки, вы Матрешки

Красные сапожки

Аленький платочек

Сарафан в цветочек.

На ноги вставайте

Пляску начинайте

(говорком)

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

3 блок. Продуктивный.

Молодцы, повеселились от души, а нам пора продолжить путь в Дом Сувениров, где мы создадим свои (на столах приготовлены плоскостные матрешки, кисти, гуашь, салфетки, стаканчики с водой).

Давайте рассмотрим некоторые элементы для прорисовки рисунков.

Мазок «Капелька»

Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки, веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся капельки, расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется.

Показ мазка с тенью и прорисовка бутонов цветов.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель поощряет детей за проявление творческой активности, напоминает про осанку. Музыкальное сопровождение.

4 блок. Рефлексия.

Воспитатель:

Вот и матрёшки наши готовы. Давайте на них посмотрим, какие замечательные матрешки у нас получились, они все разные и красивые.

Матрешки получились разные, все дети старались и работали как настоящие мастера.

Давайте поблагодарим нашу Матрешку за то, что мы узнали так много интересного, возьмём наших матрешек и вернемся обратно в группу.

Воспитатель благодарит детей.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Книга «Русские народные потешки» в подарок малышам». Тема: «Книга «Русские народные потешки» в подарок малышам». Программные задачи. Развивать интерес детей к творчеству художника Ю. Васнецова;.

Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании детей в подготовительной группе Цель:Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство, знакомство детей с дымковской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка в стиле гжель»
Опубликовано: 13 апреля 2014 в 16:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД