Ильмира Хасбатова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Удивительное мыло»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности. (ОО «Познание»)
Задачи:
- познакомить детей этапами организации и проведения исследовательской деятельности. (ОО «Познание»)
- упражнять в использовании разнообразных методов исследования («подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «провести эксперимент», «понаблюдать»). (ОО «Познание»)
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Удивительное мыло“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- упражнять в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками. (ОО «Коммуникация»)
- упражнять в составлении повествовательного монолога с элементами описания. (ОО «Коммуникация»)
Практическая задача: проверить правильность выдвинутой гипотезы.
Материал и оборудование: карточки с символическими изображениями «методов исследования», фломастеры, листочки бумаги размером 7/7 сантиметров, детские энциклопедии, головной убор, мантия, лоскутки ткани темного и светлого цвета, 2 тазика, мыло на каждого ребенка.
Ход «тренировочного занятия» :
I. Мотивация
1. Выбор темы
Педагог: Сегодня мы будем учиться проводить исследования — так же, как это делают взрослые ученые. Тему нашего исследования вы узнаете, если отгадаете мою загадку. Каждый день мы встречаемся с одним предметом, который помогает нам быть всегда чистыми и свежими. Что это, за предмет?
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло)
Правильно, это всем известное душистое мыло! и сегодня мы с вами поговорим о мыле. (Картинка с изображением мыла помещается на доске).
II. Постановка практической задачи
2. Выдвижение гипотезы
Педагог: Ребята, а зачем людям мыло, где люди его применяют?
(Ответы детей)
Педагог: Вы даете разные ответы на мой вопрос - это ваши предположения. Ученые называют эти предположения – гипотезами, которые необходимо проверить. Чтобы мы не забыли все гипотезы, которые выдвинули, я хочу вас попросить их зарисовать. В ходе исследования мы вместе выясним кто из нас прав.
III. Определение средств осуществления деятельности
3. Выбор методов исследования
Педагог: С помощью чего, из каких источников информации, мы можем еще узнать о мыле?
(Ответы детей)
Ученые говорят: «С помощью каких методов можно проверить нашу гипотезу», т. е. «подумать самому», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в книге», «провести эксперимент», «понаблюдать» - это все методы исследования. Какие же методы исследования нам помогут проверить наши гипотезы?
(В ходе коллективного обсуждения дети называют и выбирают методы исследования. Карточки с символическим изображением выбранных методов исследования выкладываются на доску).
IV. Планирование деятельности
4. Составление плана исследования.
Педагог: Ребята, мы с вами будем проверять правильность наших гипотез. Как вы думаете, с чего начать наше исследование? Какой метод мы будем использовать в исследовании первым, какой второй, какой третьим, что будем делать далее?
(Дети определяют последовательность использования методов исследования и выкладывают их на доске в данном порядке)
Педагог: Ребята, посмотрите на доску. Мы с вами определили, в каком порядке будем использовать методы исследования, и у нас получился план нашей исследовательской деятельности, по которому мы и будем работать.
V. Осуществление деятельности
5. Сбор материала.
Педагог: Ребята, мы сейчас с вами будем по нашему плану собирать информацию о мыле. Мы сможем все запомнить и ничего не забыть? А что можно делать при сборе информации, чтобы ее не забыть?
(Ответы детей)
Педагог: Мы можем на листочках бумаги делать заметки – рисунки, значки, символы.
Первый метод исследования «Подумать самостоятельно»
Педагог: Ребята, подумайте и вспомните, что вы знаете о мыле?
(Каждому ребенку дается возможность высказаться о том, что он знает о мыле. Педагог помогает детям обобщить информацию, которая затем фиксируется на листе бумаги одном из детей)
Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»
Педагог: Теперь следующий метод – «Посмотреть в книгах». Как вы думайте, чтобы проверить наши гипотезы, нам подойдет любые книги? Или же нужно искать информацию в каких-то конкретных книгах?
(Ответы детей)
Педагог: Да, скорее всего нам необходимы энциклопедии. Книги, ребята, большие как будем искать в них информацию.
(Ответы детей)
Педагог: Можно внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображено мыло. Затем попросить взрослого прочитать. Ребята, которые уже умеют читать, могут воспользоваться алфавитным указателем, который находиться в конце книги. Мыло начинается на звук [м], который записывается буквой М. Нужно в алфавитном указателе на букву М найти слово «мыло». Если такое слово будет, то напротив будут написаны номера страниц. Так найти нужную страницу в книге быстрее.
(Дети работают с энциклопедиями, педагог зачитывает детям, по их просьбе, информацию найденную в книгах о мыле. Далее дети обсуждают, кто нашел какаю информацию. Педагог помогает детям обобщить, и один из детей фиксирует данную информацию на листе бумаги).
Третий метод исследования «Спросить у другого человека»
Педагог: Следующий метод нашего исследования – «Спросить у другого человека». Ребята, у кого мы можем спросить? (Ответы детей) Что мы будем спрашивать? Посмотрите на ваши гипотезы. Какой вопрос мы зададим?
(Ответы детей)
Педагог: Спросим, зачем нужно мыло?
(Дети вместе с педагогом идут к одному из сотрудников детского сада (дети сами определяют к кому). Получив информацию, обобщают, и один из детей фиксирует ее на листе бумаги).
Четвертый метод исследования «Посмотреть в Интернете»
Педагог: Какой метод следующий мы определили в плане?
(ответы детей)
Педагог: Что напишем в поиске, чтобы Интернет нам выдал правильную информацию?
(ответы детей)
Педагог: Спросим, зачем нужно мыло?
(Педагог набирает вопрос в поиск, читает полученную информацию для детей. Затем информация обобщается детьми, и один из детей фиксирует ее на листе бумаги).
Пятый метод исследования «Эксперимент»
Педагог: Предлагаю проверить, как стирает мыло? Для этого наполним два тазика теплой водой. Возьмем две салфетки. Проведем линии губной помадой на салфетках. Одну салфетку постираем в тазике с водой без мыла, а другую - с мылом.
(Дети проводят эксперимент по инструкции педагога)
Педагог: На какой салфетке не осталось следов помады? Какой можно сделать вывод?
(Ответы детей).
Вывод: «Вода без мыла не в состоянии самостоятельно удалить грязь с тела, с одежды, с посуды. Мыло растворяет частицы грязи в воде».
(Один из детей фиксирует информацию на листе бумаги).
Педагог: Ребята, как вы думайте, можно ли рисовать мылом?
(Ответы детей)
Педагог: Предлагаю проверить. Нарисует мылом на лоскутках ткани темного и светлого цвета.
(Дети проводят эксперимент по инструкции педагога)
Педагог: Рисует ли мыло? получилось проверить? на ткани какого цвета мыло рисует лучше?
(Ответы детей)
Вывод: на ткани темного цвета мыло рисует. Зафиксировали после проведения эксперимента.
(Один из детей фиксирует информацию на листе бумаги)
VI. Результат
6. Обобщение полученных данных.
Педагог: Что мы узнали про мыло? Подтвердились ли наши гипотезы? Все ли назначение мыла в жизни людей мы указали в наших гипотезах? Что мы узнали нового, чего не знали раньше?
(Ответы детей)
7. Доклады
Педагог: А теперь, предлагаю надеть академический головной убор и мантию. И рассказать о проведенном исследовании.
(Дети по желанию рассказывают)
Педагог: Как вы думаете, сможете ли вы дома, самостоятельно изготовить мыло?
(Ответы детей).
Педагог: Предлагаю вам самостоятельно узнать, как самим изготовить мыло. И рассказать об этом ребятам.