Лучший педагог года

Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на снижение уровня агрессии у детей дошкольного возраста 5–7 лет

Надежда Нохрина
Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на снижение уровня агрессии у детей дошкольного возраста 5–7 лет

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит общепринятым нормам и правилам сосуществования людей в обществе.

Особенности агрессивного поведения дошкольников

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется исключительно в импульсивных признаках упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. «Сильное огорчение» может ввергнуть ребенка в страх или ярость. Ребенок в таком состоянии уже ничего не видит и не слышит, он не контролирует себя. Он может падать на пол, кричать. Крики могут не прекращаться до появления тошноты. Такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными. Причиной такого поведения является блокирование желаний или незамеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Такое поведение агрессивным считается только условно, так как у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим.

Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на снижение уровня агрессии у детей дошкольного возраста 5–7 лет» размещена в разделах

В более позднем дошкольном возрасте на первый план активнее выдвигаются ссоры и конфликты с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия. Вспышки ярости становятся более целенаправленными, и в поведении ребенка прослеживается реакция поведения.

Психологи считают, что дети 1,5 – 2 летнего возраста добровольно не отдают собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой. Ребенок включает собственные вещи, в том числе и игрушки, во внутренние границы «Я» и рассматривает их как часть самого себя. Слияние всех частей «Я» приводит к невозможности установления контакта с окружающими в этой сфере отношений.

В дальнейшем ребенок учится контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявления агрессивности в этом возрасте зависят от реакции и отношения родителей к формам поведения.

Кроме того, в этом возрасте усиливается «исследовательский инстинкт» и расширяются социальные контакты ребенка. В то же время он сталкивается с целой системой новых запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаются злость, отчаяние, агрессивные тенденции.

Если раньше родители реагировали лаской, отвлечением внимания, то теперь всё чаще прибегают к угрозам. Ребенок начинает задумываться над тем, как себя вести, чтобы контрагрессия родителей была минимальна.

Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных устремлений или выражение их, в формах, приемлемых в определенном общественном сообществе. Важно учиться регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Здесь роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, формируются отрицательные черты личности такие как: тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм, жестокость.

Другим важным фактором является характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих. Была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Данные исследований свидетельствуют, что мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям чем девочек.

Формирование агрессивных тенденций, которые затем могут наблюдаться и на наиболее поздних ступенях развития, происходит несколькими путями:

1. Родители непосредственно поощряют агрессивность в своих детях либо показывают пример (модель) собственного поведения по отношению к другим и к окружающей среде.

2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности.

В ряде исследований было установлено:

а) что родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность;

б) родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, также воспитывают в них чрезмерную агрессивность;

в) родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

Таким образом, можно сказать, что на социализацию агрессии большое влияние оказывают: ближайшее окружение ребенка, его семья, стиль воспитания, а также ситуативные предпосылки, среди которых можно выделить желание возмездия, восприятие агрессии, намеренность агрессии, оценка другими людьми.

Специалистам дошкольного учреждения важно выявлять детей с повышенным уровнем агрессивности и проводить занятия направленные на процесс социализации агрессии.

Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на снижение уровня агрессии у детей дошкольного возраста (5-7 лет).

Этапы занятия :

I. На первом этапе предоставляется возможность создания у детей эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе.

II. На данном этапе занятие принимает целенаправленный характер, используются специальные игры по снижению агрессивности.

III. Дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения.

IV. Мышечное расслабление.

V. Итог занятия.

Упражнение № 1.

«Ритуал приветствия»

Цель: знакомство, вхождение детей в новую ситуацию, создание рабочего настроения.

Ход упражнения: дети встают в круг. Каждый ребенок по кругу здоровается со всей группой и представляется. Первым представляется психолог. Когда дети начинают представляться, психолог обращает всеобщее внимание на достоинства, особенности каждого ребенка (красивая заколка, аккуратная причёска и т. д.)

Упражнение № 2.

«Дождь в лесу»

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Ход упражнения: Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носочки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами.

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются из стороны в сторону, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Упражнение № 3

«Аэробус»

Цель: Научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей даёт уверенность и спокойствие.

Ход упражнения: Психолог задаё т вопрос: «Дети, вы бы хотели попробовать сейчас полетать на самолёте?» (да). Знаете ли вы, какие бывают типы самолётов? (называют)

Наш самолёт будет называться Маленький Аэробус. Кто-нибудь из вас хочет стать Маленьким Аэробусом? (выбирается один ребенок). Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать». Ребенок, который вызвался на роль Аэробуса, ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Они должны присесть и просунуть руки под его ноги живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля…Можно немного, тихонечко «полетать» по помещению. Когда ребенок почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится на ковер».

Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей всё получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.

Упражнение № 4

Спать хочется

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.

Ход упражнения: ребенок попросил родителей, чтобы ему разрешили встретить со взрослыми Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но, в конце концов, засыпает. Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.

Продолжительность 2-3 мин.

Упражнение 8

Фея (волшебник) сна

Цель: Поощрения выделившегося участника группы, плавное завершение занятия.

Ход упражнения: Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит Колыбельная. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке это фея (мальчик волшебник). Фея касается плеча одного из детей палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза, фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой… фея смотри на них: все спят, она улыбается и уходит. Затем психолог говорит: Доброе утро! и все просыпаются.

Публикации по теме:

Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ "Детский сад №5.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Поздняя осень» .

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа)Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по профориентации «Знакомимся с профессиями» Конспект коррекционно - развивающего занятия по профориентации «Знакомимся с профессиями» Цель: расширить представление детей о мире профессий,.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Посылка от Буратино» с детьми подготовительной к школе группыКонспект коррекционно-развивающего занятия «Посылка от Буратино» с детьми подготовительной к школе группы Цель: развитие и коррекция психических процессов и эмоционально - волевой сферы. Задачи: 1) Корректировать психические процессы (концентрации.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развивайся и играй» Конспект коррекционно-развивающего занятия. «Развивайся и играй» Автор: Шлокина Ольга Сергеевна, Педагог-психолог МБОУ «Бейская школа-интернат».

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 4 года жизни «Красочные фигуры» Направленность: развитие представления детей о геометрических формах и шести спектральных цветах. Коррекционная задача: закрепить представления.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6–7 лет с ОНР «Транспорт» с элементами здоровьесберегающих технологийКонспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6–7 лет с ОНР «Транспорт» с элементами здоровьесберегающих технологий .

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия для детей c ФФНР старшего дошкольного возраста Конспект открытого коррекционно - логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну «Нехочухия».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на снижение уровня агрессии у детей дошкольного возраста 5–7 лет
Опубликовано: 29 января 2021 в 19:53
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД