Лучший педагог года

«Морское путешествие, или в гости к Ариэль». Конспект коррекционного занятия по автоматизации произношения звуков [р], [р’] (5 фото)

Татьяна Колупаева
«Морское путешествие, или в гости к Ариэль». Конспект коррекционного занятия по автоматизации произношения звуков [р], [р’]

Цель: автоматизация произношения звуков [р],[рь].

Задачи:

образовательные: активизация и расширение словаря по теме «Обитатели морей и океанов»;

коррекционные :

• совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики;

• закрепление правильного произношения звуков [р],[рь] во фразах и спонтанной речи;

• развитие фонематических процессов;

• актуализация навыка словообразования;

• активизация мыслительной деятельности.

воспитательные: воспитание любознательности, творческого воображения, навыков самоконтроля, организованности в работе.

Публикация «„Морское путешествие, или в гости к Ариэль“, Конспект коррекционного занятия по автоматизации произношения звуков [р], [р’]» размещена в разделах

Оборудование: карточки – ракушки с мнемодорожками для выполнения артикуляционной гимнастики, картина корабля, иллюстрация к сказке «Русалочка», письмо для мотивации, картинки морских жителей со схемами, мяч, камушки «Марблс» и схемы к ним, разрезная картинка «Корабль», счётные палочки и схема кораблика для выкладывания, предметные картинки со сладкими продуктами, наложения рыбок, рыбки для счёта, парные картинки для составления предложений, мяч «Су – Джок», презентация "Угощение для Ариэль".

Ход занятия:

1. Психоэмоциональный настрой на работу:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

2. Мотивация:

– Ребята, я получила письмо от одной сказочной принцессы, которая живёт в морских глубинах, её зовут Ариэль, она просит нас о помощи (помогите найти потерянные бусы).

«Морское путешествие, или в гости к Ариэль». Конспект коррекционного занятия по автоматизации произношения звуков [р], [р’]

-

Давайте поспешим ей на помощь, а на чем мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль —

По волнам плывет. (Корабль)

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет.

(Корабль)

– Мы действительно поплывём на корабле. Но корабли бывают разные, на каком поплывём мы? ( Дети озвучивают названия кораблей: парусник, пароход, катер и определяют вид транспортного средства для путешествия)

• Игра «Сложи кораблик» (дети выходят к магнитной доске с деталями разрезанной картинки и дополняя друг друга собирают парусник).

3. Постановка целей, повторение артикуляционного уклада [Р] :

Л: Послушайте ещё раз вами названные слова: Корабль, парусник, пароход, катер. Вы догадались, с каким звуком мы отправимся в путешествие? (Со звуком [Р]).

- Скажите, где находится язык при произнесении [Р]? Что делают губы, зубы?Итак.

Л: ШИМ – ШИМ – ШИМ – мы на помощь поспешим.

В путь – дорогу мы собрались,

Ветер по волнам ревёт,

Нас в путешествие зовет. (Звучит аудиозапись «Шум прибоя, крик чаек»)

- Вы узнали, что это за звук?

- А какие звуки у моря?

4. Пальчиковая гимнастика:

• Пальчиковое упражнение «Море» (Стихи автора) (Иллюстрация)

Это море перед нами.

Поиграем мы с волнами.

По волнам корабль плывёт.

Паруса свои несёт.

А посмотрим мы вокруг,

Что же мы увидим, друг?

Здесь прозрачная вода.

Морской конёк плывёт сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А вот это – рыба шар.

А вот, расправив восемь ног,

Нас встречает осьминог.

Рыбки мелки снуют,

Нас играть скорей зовут.

• Пальчиковое упражнение «Рыба - шар» (стихи автора) :

Фото «Морское путешествие, или в гости к Ариэль»

(Катаем мяч «Су – Джок» между ладонями и выполняем движения по тексту)

У рыбки – шар иголки острые и колкие.

С рыбкой – шаром поиграем,

Её в ладошках покатаем.

Покатаем на ладошке

И сожмём её немножко

А теперь последний трюк –

Катаем рыбку между рук.

5. Артикуляционная гимнастика.

Но чтобы путешествие начать,

Язычок нам надо размять.

Вы ракушки открывайте,

Упражнения выполняйте.

(У детей на столах карточки – ракушки с мнемодорожками, состоящими из артикуляционных упражнений блока для звука [р]. Ракушки завязаны шнурками, на развороте по 2 картинки. Дети называют упражнения по очереди и показывают образец выполнения)

Ну вот, наш язычок готов

Сказать красиво много слов.

5. Основная часть (выключить запись «Море») :

«Подарки для Ариэль» :

Л: Но мы не можем приплыть в гости к Русалочке с пустыми руками. А давайте угостим её сладостями, но можете взять только те продукты, в названии которых слышится [Р]. Называйте нужные предметы, правильно произнося [Р](Презентация).

Д: Я угощу Русалочку ( слова: зефир, мармелад, пирог, пирожное, мороженое, торт, ватрушка, вафельные трубочки, рулет)

Дыхательное упражнение:

Л: Гостинцы мы собрали. Пора уже спускаться под воду, ведь Русалочка живёт под водой,но прежде нужно сделать глубокий вдох, затаить дыхание и потом плавно выдохнуть.

. Конспект коррекционного занятия по автоматизации произношения звуков [р], [р’] - фото

Развитие зрительного гнозиса (вычленение контуров предметов из наложений) :

Л:Ой, сколько под водой всего интересного, а вот посмотрите, рыбы сбились в стаю. Присмотритесь внимательнее. Сколько их здесь?

Д: (отвечают по образцу) : Я разглядел (а) ….

Посмотрите, вот они (Выставить на наборное полотно соответствующее количество красных рыбок).

Л: Давайте посчитаем каждую рыбку.

1 красная рыбка, 2 красные рыбки, 3, 4, 5, 6 красных рыбок.

• Динамическая пауза «Рыбки в озере плескались…»

Рыбки в глубине плескались

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся – разожмутся,

То зароются в песке.

Мы присядем столько раз,

Сколько рыбок здесь у нас (2) – обращаемся к наборному полотну

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько рыбок здесь у нас (2) – обращаемся к наборному полотну

Мы наклонимся столько раз,

Сколько рыбок здесь у нас (2) – обращаемся к наборному полотну

Посчитали рыбок дружно,

А теперь работать нужно. (садимся на места)

• Активизация словаря по теме «Обитатели морей и океанов» (иллюстрация) :

Л: Смотрите, нас встречает Русалочка и ее друзья. Назовите обитателей подводного мира со звуком [р]. (рыбка Флаундер, ракушка, краб Себастьян, коралл, водоросли, морская звезда)

«Чего много в море?»(Мяч– морской ёж. Передают по цепочке)

Л: Скажите, а морские жители встречаются в подводном мире по одному или по несколько? Изменяйте моифразы, заменяйте 1 предмет на много таких же:

Л: В море плавает 1 рыба?

Д: В море плавает много рыбы.

Корзина слов: разноцветная ракушка, красивый морской конёк, рак – отшельник, растёт водоросль, плавает кальмар, растёт коралл, морская звезда, красивый парусник, драгоценный камень.

• Составление предложений по парным картинкам

Фото №1 Цель автоматизация произношения звуков р рь

Рыбка – водоросли (Маленькая рыбка спряталась в густых водорослях).

Ракушка – драгоценный камень (В ракушке – отшельник спрятался в ракушку).

Русалочка – морская звезда (Русалочка любуется морской звездой)

Краб – рак (Красный краб ползёт за зелёным раком).

Морской конёк – кораллы (Морской конёк плавает среди кораллов)

• Место звука [р]

Л: Давайте поможем Ариэль определить место звука [р] в именах своих друзей и словах, которые находятся вокруг. А пользоваться мы будем драгоценными камушками, которые всюду рассыпаны в подводном царстве.

• Выкладывание бус (Включить звук «Моря») :

Л: А я теперь знаю, как помочь Русалочке. Давайте мы при помощи этих камушков выложим бусы. (Дети выходят к столу и при помощи камней «Марблс» выкладывают ожерелья для Русалочки) – вкладывают камешки в шаблоны.

Фото №2 воспитательные воспитание любознательности творческого воображения навыков самоконтроля организованности в работе

Л: Подумайте, из чего сделаны бусы? Какие бусы вы подарите Ариэль?

Д: Я подарю Ариэль хрустальные, драгоценные, красивые, прозрачные бусы.

6. Итог:

• Возвращение.

Л: Ну вот, Русалочке мы помогли, пора возвращаться (выныриваем).

- Вам понравилось путешествие?

- Каких морских обитателей со звуком [р] вы запомнили?

(Подарки от Ариэль – медальки морские звёздочки)

Публикации по теме:

Компьютерные игры на автоматизацию звука [Ш] Игра "Фонетическая разминка". Цель: Уточнение произнесения изолированного звука [ш]. Закрепление произнесения длительного звука [ш] на выдохе.

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Морское путешествие, или в гости к Ариэль». Конспект коррекционного занятия по автоматизации произношения звуков [р], [р’]
Опубликовано: 2 июля 2014 в 12:04
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД