Дина Батура
«Полетим на ракете». Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [р], [р’]
▼ Скачать + Заказать документы
Полетим на ракете
Цель. Формирование фонетико-фонематической стороны речи.
Коррекционно-образовательные задачи.
1. Закреплять правильную артикуляцию звуков [р],[р'], произносительные умения. Сформировать представления об отличительных характеристиках звуки [р],[р'], научить их различать.
2. Научить выделять последовательность звуков в слове, осваивая способы аналитико-синтетической деятельности.
3. Формировать умение составлять схемы предложения из 3-4 слов.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата.
Публикация «„Полетим на ракете“, Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [р], [р’]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Ракеты и космические корабли
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
2. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, логическое мышление.
3. Развивать фонематические процессы, речевое дыхание, просодические компоненты речи (сила и высота голоса).
Коррекционно-воспитательные задачи.
1. Воспитывать потребность к использованию языковых средств общения.
Возрастная группа: дети с общим недоразвитием речи старшей группы общеразвивающей направленности.
Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, модель ракеты, разрезные картинки, предметные и сюжетные картинки.
Методы: показ и образец с пояснением, демонстрация действий, дидактические игры и обучающие упражнение.
Предварительная работа. Знакомство с правильной артикуляцией звуков [р],[р'], автоматизация звуков [р],[р']. Работа по ознакомлению со звуковой структурой слова и составом предложения.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Произнесите скороговорку:
Рома, Рита, Рая надели скафандры, готовы вступить в отряд космонавтов.
2. Сообщение темы занятия.
— Внимание, внимание! Наши ракеты взлетают, всем пристегнуть ремни, приготовиться к полету. Сегодня мы отправляемся в полет к планетам населенным звуками [р],[р']. Во время полета нам предстоит встретиться и поиграть со звуками [р],[р'].
3. Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика.
Выполните упражнения для язычка:
«Наказать непослушный язык», «Лопатка», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр», «Чьи зубы чище?», «Приклей язычок к бугоркам за верхними зубами»., «Барабан».
Поиграйте с ветерком: «Фокус», «Кто дальше загонит мяч?».
Игра «Строим дом».
Постройте из палочек дом для кошки:
Дом построим во Вселенной.
Будут в нем труба и стены.
Будет дверь в нем и лукошко
Будет спать там ваша кошка.
4. Характеристика звуков [р], [р'].
Знакомство со звуком [р].
Большая птица — яркий хвост,
Полетела к дому звезд.
У ракеты заводится двигатель, и она взлетает, двигатель рокочет:
р-р-р!
Артикуляция звука [р].
— Произнесите звук [р], смотря на себя в зеркало:
— губы разомкнуты и несколько вытянуты в улыбке;
— зубы немного разомкнуты;
— широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с альвеолами (бугорки за верхними зубами, напряжен, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, под воздействием сильной струи выдыхаемого воздуха кончик языка вибрирует (дрожит);
— посредине языка идет прерывистая теплая струя воздуха;
— голосовые связки работают и образуется голос (горлышко шумит – приложить руку ребенка к горлу).
Знакомство со звуком [р'].
— Ракета летит, двигатель работает мягко: ръ-рь-ръ!
Артикуляция звука [р'].
— Произнесите звук [р'], смотря на себя в зеркало:
— губы разомкнуты и несколько вытянуты в улыбке;
— зубы немного разомкнуты;
— широкий кончик языка поднят вверх к основанию верхних зубов, напряжен, боковые края языка соприкасаются с верхними коренными зубам, под воздействием сильной струи выдыхаемого воздуха кончик языка вибрирует (дрожит);
— посредине языка идет резкая прерывистая холодная струя воздуха;
— голосовые связки работают и образуется голос (горлышко шумит – приложить руку ребенка к горлу).
— Что вы можете рассказать о звуках [р],[р']?
Символ звука [р] – рокочущий мотор, а звука [р'] – рычащий моторчик. Звук [р] - согласный, звонкий, твердый, для обозначения выберем синий кружком с колокольчиком. Звук [р'] - согласный, звонкий, мягкий, обозначим зеленым кружком с колокольчиком.
5. Упражнение в произношении.
Произношение изолированного звука [р], [р']. Фонетическая зарядка.
Игра «Произносим звуки».
Произнесите звуки [р], [р'] с постепенным изменением силы голоса (усиление и ослабление голоса).
Рррр! - ракета рвется ввысь!
Рррр! - рычит сердито рысь.
Рррр, - рокочет наш мотор.
Р завел и звук пришел!
Произношение звука [р], [р'] в слогах.
Игра «Повтори слоги».
— Произнесите слоги с постепенным изменением высоты голоса. Логопед показывает, дети повторяют за логопедом.
Игра «Повторялочка».
— Произнесите попеременно слоги, сколько нарисовано фишек.
ра —. , ро —. , ру —. , ры —. , рэ —. , ар —. ,
ор —. , ур —. , ыр —. , эр —. ,
ря —. , рё —. , рю —. , ри —. , ре —. , арь —. ,
орь —. , урь —. , ырь —. , эрь —.
6. Физминутка.
Ра — ра — ра! В космос нам лететь пора! Плавные взмахи руками.
Ро — ро — ро! Заводи скорей мотор. Круговые движения руками.
Ру — ру — ру! Собирайся на луну. Бег медленный.
Ре — ре — ре! Встретимся мы на горе. Прыжки на носочках, руки на поясе.
Ры — ры — ры! Ждут другие нас миры. Хлопки в ладоши.
Ря — ря — ря! Полетим мы за моря! Плавные взмахи руками.
7. Закрепление звуков [р], [р'].
Произношение звука [р] и [р'] в словах.
Игра «Положи картинки по порядку».
Логопед называет цепочку слов: рама, рис, рукав, рысь, корова, перо, сорока, ракета, решето. Дети по памяти выстраивают цепочку соответствующих картинок и воспроизводят ряд слов. Затем логопед меняет порядок слов.
Игра «У кого вторая половинка?»
Перед детьми разложены разрезанные пополам картинки, в названии которых есть звуки [р] и [р']. Рассмотрите внимательно картинки-половинки и решите, половинка какой картинки у вас, назовите её.
Шар, бор, рыба, рупор, пожар, сахар, картина, помидоры, пирамидка.
Произношение звука [р] и [р'] в предложениях.
Игра «Закончи предложение»
— Рассмотрите картинки и закончите предложение, подбирая слова по смыслу. Составьте схему предложения. Логопед начинает предложение, ребенок заканчивает.
По дорожке прыгает … (воробей).
Ира выполняет … (уроки).
В парке кричат … (сороки).
Дровосек рубит … (дрова).
Метро построили … (строители).
8. Звуко-слоговой анализ.
Взрослый предлагает назвать картинки и составить схемы слов со звуками :
Один ребенок у доски составляет схему слова рама. Дети по вариантам самостоятельно составляют схемы слов ров, рука, работа.
9. Итог занятия.
Как ракеты, мы взлетели и на землю прилетели. Давайте вспомним, что вы узнали о звуках [р] и [р']?
Детям вручаются картонные ракеты.
10. Самооценка.
Литература:
1. Будённая Т. В. Логопедическая гимнастика : Методическое пособие [Текст] / Т. В. Будённая. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - 64 с.
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей: Дидактический материал для логопедов [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2006. - 48 с.
3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов [Текст] : пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей/ Е. А. Пожиленко. – М. : Издательский дом «ВЛАДОС», 2002. – 224 с.
4. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте [Текст] / С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. – Москва: Издательство «ГНОМ И Д», 2010. – 184 с.
5. Яндекс картинки.