Лучший педагог года

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи «Перелетные птицы»

Лилия Екатеринушкина
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи «Перелетные птицы»

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи на тему «Перелетные птицы»

Коррекционно-образовательные цели:

- закрепить представление о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, части тела, умение обобщать;

Публикация «Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи „Перелетные птицы“» размещена в разделах

- продолжать расширять и активизировать словарь по теме (перелетные птицы, грач, грачиха, скворец, скворчиха, кукушка, журавль, журавлиха, ласточка,

- продолжать совершенствовать грамматический строй речи

-образование сложных прилагательных

Коррекционно — развивающие цели:

- продолжать развивать речевую активность, связную и диалогическую речь; слуховое и зрительное внимание, восприятие, мышление, общую моторику;

Коррекционно-воспитательные цели:

- продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативность, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: предметные картинки перелетных птиц, магнитофон, мольберт, указка, волшебная палочка, мяч, аудиозаписи голосов птиц

Ход занятия:

1. Орг. момент

Назови признаки весны (передают мяч по кругу)

2. Постановка цели и задач НОД

- Ребята сегодня у нас необычное занятие, сказочное и полное разных, чудес. Чудеса поможет совершить вот эта волшебная палочка. Стоит взмахнуть ею, сказать волшебное слово и произойдет чудо. Вы хотите увидеть чудо? Тогда все закройте глаза и считайте со мной до трех. 1-2-3 — чудо произойди!

3.

(Включается запись со звуками леса, пением птиц).

- Ну, что чудо произошло? — Да!

- Ребята, мы с вами попали в сказочный лес! Послушайте, кто же это так поют?

- Это птицы!

Если снег повсюду тает, День становится длинней.

Если все зазеленело, И в полях звенит ручей.

Если солнце ярче светит. Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла… (весна).

- Да, с приходом весны все оживает вокруг. Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне. Они летят стаями и кричат.

- Птицы торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А когда птенцы вылупятся из яиц, родители – птицы их будут выкармливать, учить летать. А осень снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.

- А какие птицы прилетели? Вы их узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно. (на каждое название птицы- аудиозапись ее голоса)

1) Черный, проворный, Кричит: «Крак!» Червякам враг. (Грач)

Самые первые к нам прилетают черные грачи. Они первые вестники весны. Грачи крупные птицы, покрыты черными перьями. У них крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами. Послушайте, как они кричат.

2) Детки домик смастерили

И на дерево прибили.

Поселился в нем певец.

Как зовут его?. (Скворец)

Птица небольшого размера. Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Клюв скворца мощный. На голове черный хохолок. Скворец живет в скворечнике. Питается скворец жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.

3) Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые. Послушайте, как кричит журавль, вытягивая свою длинную шею.

4) Не ворона, не синица,

- Как зовется эта птица?

Примостилась на суку,

Раздалось в лесу «ку-ку».

(Кукушка).

Кукушка небольшая серенькая, пестренькая птичка. Живет кукушка поодиночке. Свои яйца подкидывает в чужие гнезда. И кукушат выкармливают другие птицы. Послушайте, как кукует кукушка.

5) Она под крышами живет,

Гнездо своё из глины вьет,

Целый день суетится,

На землю не садится,

Высоко в облаках летает,

Мошек на лету поедает,

В черном фраке лапочка,

А зовется …. (Ласточка)

Ласточка маленькая птичка. Прилетают ласточки самые последние, когда становится тепло и появляется насекомые. Спинка, крылья, головка покрыта темными перьями, на животе белые перышки. Хвост у ласточки длинный, раздвоенный. Голос негромкий, послушайте, как ласточки кричат. Живет ласточка в гнезде. Большую часть времени ласточки летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.

6) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Цапля крупная птица. Живет она у водоемов. У цапли крупное тело, длинные, мощный клюв, длинные ноги. Посмотрите, как она важно вышагивает по воде и послушайте как она кричит. Бывают цапли с белым и серым опереньем. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями. Цапля может подолгу стоять, и даже спать на одной ноге. Давайте попробуем постоять как цапля.

4. Упражнение статистическое «Цапля». Дети стоят на одной ноге, согнув вторую в колене, руки на поясе. Затем меняют ногу.

- Молодцы! (выставляю на наборное полотно птиц).

- А как, этих птиц можно назвать одним словом?

- Почему они называются перелетными?

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?

-Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы».

Пой-ка, подпевай-ка, хлопки в ладоши

Десять птичек — стайка. Хлопки по коленям

Все известны для детей: топать ногами

Это птичка - соловей, Правую руку поднять вверх.

Эта птичка - скворушка, Левую руку поднять вверх.

Серенькое перышко. Руки через стороны вверх

Это птичка - коростель, Правую руку — в сторону.

Это птичка — свиристель, Левую руку - в сторону.

Это — зяблик, это — стриж, хлопки.

Это - развесёлый чиж, хлопки ладошами вниз вверх

Ну, а это - злой орлан крылья в стороны, подняться на носочках

Птички, птички, по домам! Полететь по группе (на свои места)

5. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

-- Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый

6. Игра «Четвертый лишний?»

На доске изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.

Сорока, грач, снегирь, синица.

Лебедь, цапля, голубь, аист.

7. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

- О ком мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Конспект логопедического занятия по преодолению нарушений грамматического строя речи и развитию связной речи в рамках лексической темы «Фрукты».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи: «Путешествие в зимний лес» Цель: Активизировать словарь детей по теме «Зима», «Дикие животные», «Зимующие птицы». Задачи: Упражнять в подборе слов-признаков и слов-действий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи «Перелетные птицы»
Опубликовано: 19 мая 2015 в 11:45
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД