Получи документы

Конспект логопедического занятия «Согласные звуки [Т] — [Т’], Буква «Т» в подготовительной группе

Оксана Площенко
Конспект логопедического занятия «Согласные звуки [Т] — [Т’], Буква «Т» в подготовительной группе

Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Форма проведения: Непосредственная образовательная деятельность.

Цель: совершенствование фонематического слуха на основе различения твёрдых и мягких согласных в различных языковых единицах.

Задачи:

I. Образовательные:

1. Учить детей дифференцировать звуки [т] и [ть] на слух и в произношении, сравнивать звуки [т] и [ть] по акустическим и артикуляционным признакам.

2. Учить выделять согласные звуки [т], [ть] из слогов, слов, предложений.

Публикация «Конспект логопедического занятия „Согласные звуки [Т] — [Т’], Буква „Т“ в подготовительной группе» размещена в разделах

3. Совершенствовать фонематическое восприятие, навык звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

4. Закреплять зрительный образ буквы «Т», упражнять в печатании буквы, чтении слогов и слов.

5. Расширять словарь по теме «Транспорт», продолжать учить составлять сложные предложения с союзом «потому что».

II. Коррекционно-развивающие:

1. Развивать речевую активность детей;

2. Расширять объем памяти, мышления, зрительного и слухового внимания, пространственные представления.

III. Воспитательные:

1. Воспитывать навыки самостоятельности и активности, самоконтроля за речью.

2. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Предварительная работа: беседа, просмотр презентации, настольные игры по теме «Транспорт».

Ход:I. Организационный этап. - Добрый день, ребята! Сядет тот, кто правильно ответит на вопросы игры «Да или нет?»

1. Звук «Д» – гласный?

2. В слове «мама» 6 звуков?

3. Из слов можно составить предложение?

4. В слове «барабан» последний звук – Н?

5. Индюк – это фрукт?

II. Основной этап. 1). Сообщение темы занятия.

Логопед демонстрирует картинки: трамвай, автобус, такси, метро, самолёт, катер, электричка, мотоцикл.

- Назовите одним словом предметы, изображенные на картинках (транспорт).

- Зачем человеку необходим транспорт?

- В городе много видов транспорта. Его движением руководит диспетчер. Сегодня я буду диспетчером. По телефону буду принимать заявки на разные виды транспорта и отправлять его по назначению. А вы будете моими помощниками. За каждое выполненное задание вы будете получаете часть картинки, которую составите в конце занятия.

- Послушайте слова и назовите лишнее слово (катер).

- Объясните (в слове «катер» мы слышим звук [ть], а в остальных словах - [т]).

- Какие звуки будем сегодня различать? (Звуки [т] и [ть])

- Правильно. Тема занятия «Звуки [т] - [ть], буква «Т». (Логопед показывает детям 1 часть разрезной картинки)

2). Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

- Диспетчеры имеют хороший слух и дикцию. Давайте потренируемся в произнесении звуков [т] и [ть]. Вспомним характеристику звуков и заполним карточку (приложение 1)

- Что делают губы при произнесении звуков [т], [ть]? (губы находятся в положении следующего за «Т» гласного);

- Зубы? (зубы сближены, но не сомкнуты);

- Что делает наш язык, когда мы произносим звуки [т] и [ть]? (стучит по бугоркам).

- Значит, в карточке вы обводите язык кружочком.

- Попробуйте спеть звук [т] и звук [ть] (они не поются)

- Значит, какие это звуки? (согласные).

- Какой звук [т] твёрдый или мягкий? (твёрдый). Каким кружочком обозначаем звук [т]? (синим).

- А звук [ть]? (мягкий). Каким кружочком будем обозначать этот звук? (зелёным). Раскрасьте, в карточке кружки синим и зелёным цветом.

- Положите ладошку на горло и произнесите звуки [т] и [ть]. Стенки горла дрожат или нет?

- Значит это звонкие или глухие согласные? (глухие).

Итак, сделайте вывод: Звуки [т] и [ть] – согласные, глухие, различаются по признаку твёрдости и мягкости. Молодцы, получайте 2 часть картинки.

3). Дифференциация [т]-[ть] из ряда звуков, слогов.

Поступил звонок в диспетчерскую. Бабушка с дедушкой на даче за городом и не могут добраться домой. Просят прислать транспорт. Отгадайте, какой.

По железной по дорожке.

Быстро мчит сороконожка.

В лес, на дачу и в луга

Довезет нас без труда. (Электропоезд, электричка)

- Какой это вид транспорта?

- Почему электропоезд назван сороконожкой? (много колёс)

- Оказывается, сломался семафор. Нам необходимо настроить сигналы семафора, чтобы электричка продолжила путь следования.

- Вставайте, берите семафоры в руки. Если услышите звук [т] – поднимайте синий семафор, когда [ть] – зелёный.

- т, ть, т, ть, ть, т, та, тя, ать, ат, оть, то, ты, ти.

- Молодцы! Садитесь. Сигналы семафора настроили. Дачники добрались до дома. А вы получаете 3 часть картинки.

4). Закрепление образа буквы «Т»

- В диспетчерскую поступила телеграмма. Но, что написано, не разобрать. Найдите буквы «Т» и раскрасьте, синим и зеленым цветом (приложение 2)

- Молодцы! Переверните листок (на обратной стороне телеграммы написаны слоги)

5).Чтение слогов по таблице (приложение 3)

- Что написано в таблице? (слоги).

- Разделите слово телеграмма на слоги (те-ле-грам-ма)

- Какой первый слог в слове «телеграмма»? (слог – ТЕ). Найдите этот слог в таблице и обведите карандашом.

- Поднимитесь на 2 слога вверх, один слог вправо. Прочитайте этот слог (УТ) и обведите карандашом (аналогично проводится дальнейшая работа).

- 1 слог вниз, 2 слога влево (АТ)

- 1 слог вниз, 2 слога вправо (ТО)

- 2 слога вверх, 2 слога влево (ТИ)

- 1 слог влево, 3 слога вниз (ТЫ)

- 2 вправо, 3 вверх (ТУ)

- 1 влево, 3 вниз (ОТ)

- У вас получилась карта-послание о месте положения рыбаков. Они просят о помощи. Льдина оторвалась от берега и поплыла, унося их в море. Отгадайте, какой вид транспорта отправится им на помощь?

Он летает, но не птица.

Он жужжит, но не оса.

Может в воздухе повиснуть,

Как большая стрекоза. (Вертолёт)

- Какой это вид транспорта? Чем вертолёт напоминает стрекозу?

- Чтобы вертолёт взлетел, надо сочинить о нём чистоговорки и чётко их произнести.

6). Проговаривание чистоговорок (с движением).

от, оть, от — готовим. (вертолёт) - повороты туловища

ать, ат, ать — рыбаков. (спасать) – наклоны туловища вперёд

ты, ти, ты — вертятся. (винты) – вращение рук

ти, ты, ти — он уже в. (пути) – повороты вокруг себя

- Вертолёт улетел спасать рыбаков. Получайте 4 часть картинки.

7). Дифференциация звуков в словах.

Звонят с Юга. Там неожиданно выпало много снега. Холодно. Дороги замело. Люди просят прислать тёплую одежду и обувь. Одежда и обувь подготовлены. Отгадайте, какой транспорт доставит одежду и обувь на юг?

Летит стальная птица

В небе голубом.

Города, моря, границы

У птицы под крылом. (Самолёт)

- В синий самолёт «погрузите» одежду и обувь со звуком [т], а в зелёный — со звуком [ть]. (Приложение 4). Дети поочередно называют картинки, выделяя голосом звуки [т] и [ть], определяют место звука в слове и грузят их в самолёты – проводят линии от предмета к самолёту.

- Одежда отправлена. Она согреет жителей Юга. Получайте 5 часть картинки.

8). «Составь слово по первым звукам»

- Звонят дети. Они опаздывают в школу. Отгадайте, какой вид транспорта они ждут? (Дети определяют первый звук в слове, вписывают соответствующую букву).

Молодцы, получаете 6 часть картинки.

9). Работа над предложением.

- Автобус где-то задерживается. Что-то случилось. Объясните полным предложением, что же случилось.

На перекрестке случилась авария, потому что…

Машина буксовала и не могла тронуться с места, потому что…

Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что…

У светофора все машины затормозили, потому что…

Водитель сигналил мальчику, потому что…

Инспектор дорожного движения остановил машину, потому что…

- Молодцы! Автобус подошёл, и дети уехали в школу (7 часть картинки)

10). Больше звонков нет. Работа диспетчера закончена.

- На транспорте работает много людей разных профессий. Но я запуталась кто, чем управляет. Упражнение «Исправь ошибки».

Пилот ловко управляет своим теплоходом.

За штурвалом самолёта профессиональный водитель.

Машинист ведёт грузовик на погрузку.

Поезд приближался к станции, и капитан замедлил его ход.

Отлично! Вот и последняя часть картинки.

11). Составление разрезной картинки.

- Все части вы получили. Можно составить картинку (дети собирают разрезную картинку)

Что получилось? (лошадь везёт сено в повозке)

Лошадь является транспортом? (лошадь, запряжённая в повозку – гужевой транспорт).

III. Заключительный этапКакие звуки сегодня различали? Чем похожи? Чем отличаются?

Молодцы! Спасибо за работу на занятии!

Дидактические материалы: картинки с изображением разных видов транспорта (трамвай, автобус, такси, метро, самолёт, катер, электричка, мотоцикл, карточки для проведения анализа характеристики звуков, сигнальные семафоры, таблица слогов для чтения, картинки самолётов и предметов одежды со звуками Т-Ть, карточка составь слово по первым звукам, цветные карандаши.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР «Звуки [Х], [Х’] и буква Х» Цель: познакомить детей со звуком «Х -Хь», его правильной артикуляцией. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закрепление знаний о звуках.

Конспект логопедического группового занятия в средней группе «Звуки [с], [с’]. Буква с» Цель: закреплять умение детей правильно произносить звуки [с], [с’]. выделять, различать эти звуки в звучащей речи; закрепить знания зрительного.

Конспект логопедического занятия «Звук [Ж] и буква Ж» в подготовительной группе для детей с ТНР Цель: формирование четкого произнесения и различения [ж]. Задачи: Образовательные: 1. Развивать умение предварительного планирования хода.

Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква З» Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква З» Тема: «Звуки З, ЗЬ и буква З». Составила: Шебалина Татьяна Владимировна, учитель-логопед.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Буква К, звуки [К], [К’]» Тема: Буква "К", звуки [К], [К’]. Возраст: 6 лет Цель: закрепить знания детей о букве «К», закрепить навыки различения звуков [К], [К’].

Конспект занятия для подготовительной группы «Звуки [П], [П’]. Буква П» Конспект занятия для подготовительной группы «Поварята». Звуки [П], [П’]. Буква П. Цели: научить выделять в речи звуки [П], [П’]; различать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [C], [С’] и буква С» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: звуки [C], [С’] и буква С Подготовила: воспитатель Корягина Л. Д.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки [л], [л’]. Буква Лл» Цель: знакомство с согласными звуками [л], [л'] и буквой, которая их обозначает. Задачи: Образовательные: • учить звуковому анализу слов;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Твердые и мягкие согласные звуки» в старшей логопедической группе ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: - учить детей различать согласные звуки по твердости и мягкости;.

Презентация к занятию подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки [Т], [Т’], буква «Т» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе Подготовила: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 136 г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Согласные звуки [Т] — [Т’], Буква «Т» в подготовительной группе
Опубликовано: 26 августа 2019 в 19:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД