Баранова Надежда
Конспект музыкального занятия «Масленица» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать формировать устойчивый интерес к русским народным традициям у детей дошкольного возраста на примере ознакомления с праздником Масленица
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать формировать интерес к русскому народному празднику Масленица посредством народных песен.
• Обогащать и активизировать словарный запас.
• Организовать условия для совместной творческой деятельности детей, речевого и игрового общения.
Развивающие:
• Расширять знания детей о народных традициях.
• Развивать воображение и творческую активность.
Публикация «Конспект музыкального занятия „Масленица“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
• Продолжать совершенствовать координацию движений.
• Способствовать развитию желания общаться и взаимодействовать ребенка со взрослым и сверстниками.
Воспитательные:
• Прививать любовь к родине и уважение к народным традициям.
Приоритетное направление: художественно – эстетическое развитие
Предварительная работа:
• Беседы о народных традициях, праздниках;
Разучивание и пение народных масленичных песен, частушек; народных игр.
Слушание: П. И. Чайковский альбом «Времена года»- «Январь. У камелька», «Февраль. Масленица».
• рассматривание иллюстраций народных праздников картин
• «Масленица» Б. Кустодиева
Используемое оборудование:
• ноутбук;
• баян;
• видеопроектор;
• аудиозаписи;
• кукла «Масленица»;
• шкатулка.
Раздаточный материал:
• Деревянные ложки.
• Деревянные кирпичики (строительный материал)
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть
Дети под музыку входят в музыкальный зал («Марш» муз. Тиличеевой) и образуют круг.
Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! (музыкальное приветствие)
Дети: Здравствуйте!
Муз. Руководитель: К нам сегодня на занятие пришли гости, т. к. мы находимся в музыкальном зале и всё делаем по – музыкальному, то и с гостями мы тоже поздороваемся по музыкальному.
Дети: Здравствуйте, гости! (музыкальное приветствие)
Гости: Здравствуйте.
Муз. руководитель: Ребята, сегодня хочу вам предложить отправиться в путешествие по страницам нашей истории. Только для начала нам нужно всем размяться. Будет звучать знакомая вам музыка, мы будем двигаться в соответствии с музыкой.
(Игровое упражнение «Ходим – бегаем»,
Воспитатель: Делаем зарядку для язычка, пальчиков, рук и ног.
(Разминка «Пальчики»)
(звучит марш, ребята проходят, садятся на стульчики)
II. Основная часть.
Муз. Рук: Ребята, давайте вспомним правила пения на музыкальном занятии.
(«Петь приятно и удобно»)
Муз. Рук: Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года
(Зима, давайте назовём все зимние месяцы (декабрь, январь, февраль, а теперь посмотрим на этот портрет. Кто на нём изображён? (Русский композитор) Как его звали? (П. И. Чайковский). Какой альбом он написал? («Времена года»). Мы с вами прослушивали отрывки из музыкального альбома начиная с осени. Давайте вспомним как называются отрывки из музыкального альбома П. И. Чайковского, связанные с зимними месяцами.
(«Декабрь. Святки», «Январь. У камелька.», «Февраль. Масленица»).
Ребята, уже заканчивается зима и потом начнется весна. Подскажите мне, пожалуйста, какой веселый праздник мы отмечаем на этой неделе, встречая весну.
Дети: Масленицу.
Муз. руководитель: Да, правильно. Масленица - веселый праздник проводов зимы и встречи весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые. Во время Масленицы в старые времена все играли в снежки, катались на санках с горок, пекли румяные блины. Ребята, праздник Масленица очень шумный, весёлый, радостный.
Я предлагаю вам посмотреть на экран. Картину какого русского художника мы видим? Как называется? Какой праздник изображён на ней? Верно, это Масленица, художника Б. М. Кустодиева. Как же вы догадались? (ответы детей) Верно. На картине изображена зима: пушистая, снежная! Все люди веселятся от души! Кто катается на тройках, кто песни поёт под гармошку. На горе дети катаются на санях, даже собаки веселятся вместе с детьми. На дальнем плане изображена весёлая ярмарка с каруселями. Там много народу смотрят праздничное представление. А какие краски на картине? Правильно. Они яркие, радостные. Даже на бирюзовом небе – яркие розово-золотые всполохи. Природа как будто принарядилась к празднику. Серебрятся и радостно поблёскивают купола церквей. Птицы стаями кружатся, наблюдая это всеобщее веселье! Краски художник использовал радостные, яркие
на белом фоне уходящей зимы.
Муз. рук: Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать вглядываясь в эту картину?
Дети: Можно услышать перезвон бубенцов на тройках лошадей, шум толпы.
Муз рук: А какой музыкальный инструмент главный на празднике Масленицы. Отгадайте загадку:
В руки ты её возьмёшь, то растянешь, то сожмёшь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь).
Муз. Рук: А какой инструмент как брат гармошки, только более современнее?
У него рубашка в складку. Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет и поёт – если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём с перламутровым огнём,
Весельчак, а н буян голосистый мой (баян)
Муз. рук: Вот картина Б. Кустодиева ожила и зазвучала, а какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть?
(частушка) Кто сочиняет частушки? (народ)
Ребята, подскажите мне, что такое частушка? (весёлая песенка, в которой много куплетов. Когда поют частушки всем весело, хочется танцевать)
Я предлагаю вам побывать на Масленице, мы сейчас с девочками споём несколько частушек.
Муз. рук: Вместе дружно мы живём вам частушки пропоём,
Нынче масленку встречаем всех блинами угощаем.
САША: Самовар, мой самовар, золотая ножка,
Я пока тебя топила выросла картошка.
АНЯ: Хихоньки, да хахоньки, наши парни махоньки,
Из-за кочек, из-за пней не видать наших парней.
Рита Балабей : Мы с мальчишками плясали, сапоги резиновы,
На нас публика смотрела так, что рты разинули.
Рита Барткив: Пришла масленица к нам, это значит быть блинам.
Быть любви и быть добру – всем раздайте по блину.
Оксана:До чего же, до чего ж блин на солнышко похож,
Я блиночек проглочу, всем как солнце, засвечу!
Мадина: Веселей играй гармошка, Масленица, не грусти.
Приходи, весна, скорее, зиму прочь от нас гони.
Все: мы пропели вам частушки хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали.
Муз. руководитель: Весело было днем на гуляниях. Вечером же люди собирались дома и играли на музыкальных инструментах : гармошках, балалайках деревянных ложках. Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком. Пока родителя расписывали ложки, они давали детям ими поиграть. Услышав стук ложки об ложку, так и пошла народная традиция: музыкальная игра на ложках.
А сейчас мы вспомним правила игры на деревянных ложках.
Муз. рук: Ребята, а ещё у нас есть деревянные кирпичики и пластины. Это музыкальные инструменты? (Нет. Строительный материал, но мы в музыкальном зале, а здесь у нас всё звучит по музыкальному). А теперь попробуйте, ребята, и вы сыграть на ложках и кирпичиках. Ребята, я буду играть на баяне русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде» а вы подыграйте мне, простучите ложками и кирпичиками ритмический рисунок этой мелодии.
«Рукой левой мы возьмём
Рукой правой мы возьмём
Стукнем раз, стукнем два
Получается игра».
(Аккомпанирую детям на баяне)
Муз. рук: Ребята, а теперь я вам предлагаю поиграть в народную музыкальную игру «Карусель»
(Подвижная игра «Карусель»)
III. Заключительная часть.
Муз. руководитель: Молодцы! Я предлагаю вам сесть по всему музыкальному залу Вот и подошло наше путешествие по страницам нашей истории к концу. Вам понравилось оно? А что сегодня вам понравилось делать больше всего? Мы свами знаем, что в музыкальном зале живёт музыка, а ещё здесь живёт волшебство. И живёт оно вот здесь, в очень необычном расписном коробе. Давайте попробуем разбудить волшебство, будем складывать в него ваши правильные отгадки на мои загадки.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно :
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
Муз. Рук: Молодцы, если вы правильно всё отгадали, то сейчас должна зазвучать сказочная музыка. Закройте глазки, прислушайтесь. Звучит? (звучит сказочная музыка). Муз рук. Открывает расписной короб в нём блины.
Муз. рук: Ребята, волшебство получилось. Этими блинами вы угоститесь в группе, а наше занятие на этом закончено. Спасибо вам. До свидания.