Галина Сехина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гости к Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение и систематизация представлений детей о характерных признаках осени.
Задачи:
1. Образовательная: закрепить и обогатить знания детей об осенних явлениях живой и неживой природы.
2. Развивающая: развивать познавательный интерес, мышление, умение анализировать.
3. Воспитательная: воспитывать желание наблюдать за природой в осенний период, понимать и ценить красоту родного края.
Виды деятельности:
- игровая деятельность
- познавательно - исследовательская деятельность
- восприятие художественной литературы
- двигательная деятельность
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „В гости к Осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Материал и оборудование: макеты деревьев; разноцветные осенние листья; лупы; контейнеры с медом, яблоками, чесноком; схемы; картинки перелетных и зимующих птиц; шкатулочка.
Предварительная работа:
- Наблюдения за живой и неживой природой.
- Экскурсии в парк.
- Рассматривание картин и репродукций об осени.
- Чтение художественной литературы.
- Заучивание стихотворений, пословиц об осени, отгадывание загадок.
- Составление гербария из осенних листьев.
- Оформление тематического альбома «Перелетные и зимующие птицы».
Примерный ход деятельности:
Звучит фонограмма ветра. В группу влетает облачко и звучит голос облачка:
-Я полсвета облетело,
В садик к вам я залетело,
Сообщение для Вас,
Вы раскроете сейчас!
К облачку прикреплено письмо. Воспитатель его снимает и рассматривают с детьми.
Воспитатель: Очень загадочное сообщение нам пришло. Как вы думаете от кого оно может быть? (Ответы детей). Хотите, ребята, раскроем его?
Дети: Да.
Воспитатель читает сообщение:
“Здравствуйте, дорогие ребята. Я - белый медвежонок. Зовут меня Умка. Живу я на Дальнем Севере, где очень сильные морозы, и много-много снега. Я никогда не видел осень. Мне очень хотелось бы увидеть осень, узнать, что осенью происходит и какая она эта таинственная осень? Напишите и расскажите мне о ней. Я буду ждать!”
Воспитатель: Как же нам рассказать Умке об осени? Мы можем ему написать?
Дети: Нет. Мы не умеем писать, но любим рисовать.
Воспитатель: Ребята! А прежде чем рисовать, хотите отправиться еще раз в лес и там увидеть все краски осени? Готовы?
Дети: Хотим. Готовы!
Воспитатель говорит волшебные слова, чтобы оказаться в осеннем лесу:
-Раз, два, повернись
И в лесу окажись!
Воспитатель: Друзья, дорога нам незнакома. Будьте внимательны! Впереди высокие пеньки, перешагивайте их. (Дети имитируют движения). Ребята, а вот и осенний лес. Посмотрите вокруг.
«Лес, точно терем расписной,
лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной
стоит над светлую поляной!»
На ковре лежат разбросанные осенние листья и стоят макеты деревьев.
Воспитатель: Ребята, какая красивая поляна! Рассмотрите ее. Скажите, что же осенью происходит?
Дети: Осенью листья становятся разноцветными, они опадают, под ногами шуршат.
Воспитатель: Да, правильно! Ребята, а хотите с листочками поиграть?
Дети: Да, хотим!
Проводится игра “Собери листик к своему дереву”. Воспитатель предлагает детям собрать осенние листья к определенному дереву (березе, дубу, осине, рябине). Пока дети собирают листья, педагог читает отрывок из стихотворения Н. Найденовой «Листопад»:
День осенний так хорош!
Сколько листьев соберешь!
Золотой большой букет –
Нам от осени привет!
Воспитатель: Настало время отдохнуть, присаживайтесь на полянку.
Дети садятся на ковер и проводится пальчиковая гимнастика.
Ветер по лесу летал, (дети машут кистями рук)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый, (закладывают по одному пальчику)
Вот рябиновый, резной,
Вот с березки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку! (руки кладут на колени)
Воспитатель: Ребята, хотите узнать почему листья осенью желтеют и опадают? Я открою вам маленький секрет. (Воспитатель раздает детям лупы). Возьмите лупу и рассмотрите черешок листа. Черешок везде одинаковый? Что вы обнаружили?
Проводится исследовательская работа детей с лупами.
Дети: Черешок неровный, есть место, где он толстый.
Воспитатель: Правильно, у основания листа появилось утолщение, пробковый слой, он отделяет черешок от ветки. И листок опадает.
Воспитатель: Ребята, нам пора дальше путешествовать по таинственному осеннему лесу. Смотрите впереди густые, колючие ветки. (Дети встают и двигаются за воспитателем). Ниже наклоняйтесь, будьте осторожнее! (Дети имитируют движения по словам воспитателя). Все прошли? А теперь…
В круг, ребята, становитесь,
Крепче за руки беритесь,
Я шкатулочку возьму
И приметы соберу.
Дети вспоминают по очереди приметы осени:
«Поздний листопад - к суровой и долгой зиме»,
«Осенью птицы летят низко - жди холодную зиму, высоко-теплую»,
«В лесу много рябины - будет осень дождливая»,
«Много желудей на дубе - к лютой зиме».
Воспитатель: Какие вы наблюдательные! Молодцы! Интересные знаете приметы.
Звучит фонограмма голосов птиц.
Воспитатель: Ребята, слышите, какой - то шум! Это птицы устроили спор. Кому улетать, а кому оставаться зимовать.
Воспитатель вывешивает на мольберт схемы «перелетных» и «зимующих птиц». Проводится дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы». (На столе разложены картинки перелетных и зимующих птиц, дети узнают и группируют их по данному признаку.)
Воспитатель:
«Ласточки пропали, а вчера зарей,
Все грачи летали, да, как, сеть мелькали
Вон над той горой!»
Воспитатель: Дети, смотрите наша знакомая полянка! Давайте здесь мы с вами отдохнем. (Садятся на ковер). Ребята! А как вы думаете, осень может иметь запахи? Чем она пахнет?
Дети: Листьями, дождем…
Воспитатель предлагает детям по очереди понюхать контейнеры с медом, яблоками, чесноком, прелыми листьями. Дети определяют и называют запахи.
Воспитатель: В лесу становится темно, поэтому:
«Возьмемся за руки, друзья,
И по тропе лесной
отправимся к себе домой!»
Воспитатель: Ребята, вот мы и в нашем детском саду. Прогулка в лес напомнила нам, какая бывает осень и что осенью происходит. Медвежонок Умка ждет наших рисунков, чтобы познакомиться с этим замечательным временем года.
Дети переходят к изобразительной деятельности – рисуют осенние картины, затем все рисунки запечатывают в конверт, чтобы отправить их медвежонку Умке.