Папки-передвижки

Конспект НОД по окружающему миру «Песня колокольчика» в старшей группе (2 фото)

Павлова Людмила
Конспект НОД по окружающему миру «Песня колокольчика» в старшей группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область: окружающий мир.

Тема: «Песня колокольчика».

Возрастная группа : старшая группа

Конспект НОД по окружающему миру «Песня колокольчика» в старшей группе
Фото «Песня колокольчика»

.

Цель: активизировать познавательные способности по теме

«Песня колокольчика».

Тип образовательной деятельности: интегрированная.

Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Песня колокольчика“ в старшей группе» размещена в разделах

Программные задачи:

Обучающие:

-сформировать знания о колокольчиках;

-познакомить с историей колоколов и колокольных звонов на Руси;

-познакомить с устройством колокола и особенностями звучания;

-закрепить знания о стекле, дереве и металле.

Развивающие (специальные) :

-побуждать развитие фантазии;

-формировать умение выражать свои мысли.

Воспитательные:

-учить взаимодействовать друг с другом;

-воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Песня колокольчика», колокольчики, изделия из стекла, игрушка Петрушка, стаканчики стеклянные и деревянные.

Иллюстрации: животных с колокольчиком на шее, лошадей с колокольчиками на дуге, входная дверь с колокольчиком, иллюстрацию скоморох, последнего звонка.

Ход занятия

1. Приветствие.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, гости дорогие. Я рада видеть вас всех с хорошим настроением! Меня зовут Людмила Николаевна. Пусть наша встреча принесет всем радость и много новых интересных впечатлений.

2. Организационный момент.

Дети встают по кругу, воспитатель произносит слова:

Здравствуй, друг!

Здравствуй друг!

Становись скорее в круг!

По кругу пройдем – раз, два, три!

Руками взмахнем – раз, два, три!

«Здравствуйте» - друг другу скажем!

Ваши голосочки, как звонкие звоночки!

Мы взбодрились, утру поклонились,

Занятие начинаем - много нового и интересного сейчас узнаем!

3. Мотивационный момент. Сообщение целей и задач урока.

Воспитатель:

Занимайте места. (слышится звон колокольчиков за дверью) Ребята, вы что-то слышали?

Дети: Да, колокольчики звенят.

Воспитатель: Пойду, посмотрю. Уходит за дверь, надевает Петрушку, в руках у Петрушки колокольчик.

Воспитатель: Смотрите, кто к нам пришёл!

Петрушка: Дили – дили - дон пришел Петрушка!

Дили – дили - дон как весел он.

Дили – дили - дон в руке колокольчик.

Дили – дили - дон колокольчиков трезвон.

Петрушка: Здравствуйте, ребята!

Продолжает петь и звенеть колокольчиком.

Воспитатель: Петрушка, что это у тебя?

Петрушка: Это – колокольчик. Слышите, как он звенит?

Звенит еще громче.

Петрушка: Хотите я вам тоже дам по колокольчику, у меня их целый мешочек - на всех хватит. (раздает всем) Теперь колокольчик есть у каждого - вы можете его рассмотреть и даже позвонить. А чтобы это было красиво, предлагаю помочь мне рассказать стихотворение. Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне в нужном месте подыгрывать.

4. Активизация знаний детей и сообщение исторического материала «История появлений колоколов»

Веселый колокольчик —

Динь-динь-динь-динь, динь-динь.

Смеется и хохочет —

Динь-динь-динь-динь, динь-динь.

Он пел зимой чуть слышно

Динь-динь-динь-динь, динь-динь.

Но снова солнце вышло —

Динь-динь-динь-динь, динь-динь.

И звонкие капели —

Динь-динь-динь-динь, динь-динь.

В ответ ему запели —

Динь-динь-динь-динь, динь-динь.

Петрушка: Какая звонкая песенка получилась. Чтобы наши ушки отдохнули, надо колокольчику выделить место на столе. Поставьте колокольчик в кружочек, на фиолетовый цветочек.

Дети ставят колокольчики

Петрушка: А кто-нибудь знает, как называется этот фиолетовый цветочек?

Дети: Колокольчик.

Петрушка: Да, это всем известный цветочек-колокольчик растет по всему миру. У нас на Руси про колокольчики еще говорят «звончики».

Воспитатель: Петрушка, ты такую весёлую игрушку нам принес. А знаешь ли ты Петрушка, кто придумал первый колокол?

Петрушка: НЕТ!

Воспитатель: Тогда послушай легенду вместе с ребятами. Давайте мы отправимся в прошлое и посмотрим, как это было. Садимся поудобнее.

Дети, сидя на стульчиках, закрывают глаза и под музыку отправляются в путешествие.

СЛАЙД 1 (цветы колокольчики)

Воспитатель: Однажды в Италии священнослужитель Павлиний гулял по полю и умолял Бога явить чудо. И вдруг к цветам колокольчикам спустились ангелы, которые прикасались к ним и раздавался чудесный звон. Святой Павлиний, вернувшись домой, захотел поделиться этой радостью, услышанным звуком. Он велел сделать подобный цветку предмет из бронзы. Так появился первый колокол. Затем их стали делать разного размера. Они издавали чудесный звук. Послушайте!

(включает фонограмму колокольного перезвона.)

Воспитатель: Что это за перезвон? Где вы можете это услышать?

А как вы думаете, какого размера должны быть такие колокола?

Ответы детей

СЛАЙД 2 (Храм, колокольня)

Воспитатель: Да, вы правы большие колокола использовали при церквях. Располагали колокольню высоко под куполами, чтобы слышала вся округа.

Воспитатель: Итак, звон церковных колоколов слышен был на всю округу.

На Руси колокольный звон был важным сигналом для людей!

Как вы думаете, в каких ситуациях звонили в колокола (Высказывания детей)Если дети не отвечают.

Воспитатель: Я вам подскажу! Если вдруг случился пожар, а люди работают в поле? Раньше не было ни мобильных телефонов, ни электричества, ни пожарных машин, ни сигнализации. Тушили пожары все вместе, всем селением! Как сообщить, что случился пожар? В колокола!

А если приближается вражеское войско и нужно собрать народ на защиту города или деревни? В колокола!

А если путник в метель в пургу не может найти дорогу, как указать ему верный путь? В колокола!

Не думайте, что колокол звонил только в моменты тревоги или опасности. Радостные события тоже сопровождались колокольным звоном.

Колокольным звоном встречали солдат с победой! Колокола звучали во время церковных праздников! Рождество, Пасха! Мы и сегодня можем услышать колокольный звон в эти праздники.

СЛАЙД 3 (звонарь)

Перезвон колоколов - это целое искусство, у каждого колокола свой неповторимый голос. Создать перезвон было непросто, этому учились, таких людей называли звонари.

Да и создать сами колокола было очень трудным делом. Но Русь славилась своими мастерами.

Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением.

Посмотрите, как рождается колокол.

РОЛИК «Как рождается колокол»

5. Строение колокола.

Подойдите к выставке, внимательно посмотрите глазками, какие разные колокольчики. Правила выставки: глазами смотрим, руками не трогаем!

Чем отличаются: размером, цветом, формой, узорами.

Не смотря на то, что колокола бывают разные, можно выделить в их строении сходство. А запомнить названия частей, поможет девочка. Вы обязательно находите эти части в своём колокольчике.

Показ начинать с девочки это что? (голова). И у колокола есть голова. А это? (плечи)

1. Голова

2. Плечи.

3. Юбочка

А чтобы колокольчик –заговорил, запел, нужен язычок.

4. Язычок.

Закрепление

А сейчас я буду показывать вам цифру, а вы будете находить в своём колокольчике следующий элемент и вспоминать его название.

Воспитатель. Посмотрите на эти колокольчики. Чем они отличаются?

(высказывания)

Как вы думаете, зависит ли сила звучания, громкость от размера?

(показывает картину с колокольчиками разных размеров)

Проверим. (дать детям с разных сторон позвенеть)

Подведем итог: Чем больше колокольчик, тем громче, ярче он поет.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «Большой и маленький колокольчик». Петрушка, поиграй с нами!

5. Физкультминутка.

Девочки – вы маленькие колокольчики, мальчики-большие колокольчики. Когда звучит маленький колокольчик, встают девочки, и наоборот. Пробуем.

Петрушка, поиграй с нами!

Петрушка отворачивается и звонит в один из колокольчиков. Поворачивается и проверяет.

6. Экспериментирование. Расширение знаний о свойствах стекла, дерева и металла.

Воспитатель: Посмотрите на наши колокольчики из чего они сделаны? (из металла). Интересно, почему выбрали именно этот материал?

Воспитатель: Легко ли такой колокольчик разбить, повредить, расколоть?

Дети: Крепкий. Звенит.

Воспитатель: Как вы думаете, а делают ли колокола из дерева?

Высказывания детей.

Воспитатель: Проведём эксперимент. Я вам раздам – вот такие юбочки для наших самодельных колокольчиков, а вместо язычка, дам молоточек.

Воспитатель раздает деревянные стаканчики и палочки.

Воспитатель: Из какого материала сделана юбочка? А молоточек (из дерева. Они деревянные)

Попробуйте, как бы звучал такой колокольчик? (стучат внутри юбочки молоточком)

Звенит? Как можно назвать этот звук? (стук, стучит).

Обратите внимание, стук не такой громкий, приглушенный, на далёкие расстояния его бы не было слышно. Можно такой предмет назвать не колокольчик, а колотушка!

Воспитатель: Подведё м итог: так почему же колокольчики не делали из дерева?

Дети: Деревянные колокольчики не звенят, а стучат.

Воспитатель: Правильно, а ещё дерево может расколоться от перепада температуры: дожди и солнце быстро приведут его в негодность.

Воспитатель: А теперь проверим стекло. Я возьму стеклянную юбочку и хрустальную. (взять стеклянную ложку) Звучит? Звенит?

Воспитатель: Звук у стекла красивый. Но, догадайтесь, почему не делали колокола из стекла?

Дети: Может разбиться, расколоться, очень хрупкий, опасно…

Воспитатель: Правильно. Сейчас такие колокольчики из-за их красивого, необычного звучания делают в виде сувениров, подарка, музыкального инструмента. Стеклянный колокольчик – это предмет искусства. Он очень хрупкий.

(Показать и послушать колокольчики с выставки - хрустальный, фарфоровый, глиняный)

7. Применение колокольчиков в жизни, быту людей.

Воспитатель: А как вы думаете, человек в обычной жизни, в быту использует колокольчик?

Высказывания детей.

Дидактическая игра «Ассоциации»

Воспитатель называет слово – подсказку, дети предполагают, как используют колокольчик в жизни.

Воспитатель: У меня есть для вас карточки со словами, которые помогут, нам вспомнить, где мы применяем колокольчики.

- Школа, пастушок, оркестр, игрушка, дверь, корабль, лошадь тройка елка

8. Заключительная часть.

Рефлексия «Волшебный мешочек»

Воспитатель: (обращаясь к Петрушке) Какое у нас интересное и познавательное сегодня получилось занятие. Спасибо, тебе, Петрушка, за колокольчики и новые знания. Давайте ещё раз позвоним в колокольчики. Сообщим всем, что занятие подошло к концу. (звенят)

Воспитатель: Кому понравилось занятие, если было интересно, ставит на улыбающийся колокольчик. Кому не понравилось, на грустный.

Петрушка: Спасибо. Мне тоже было интересно побывать у вас в гостях. Ребята, вы такие активные, любознательные! На память обо мне и нашей встрече, я подарю вам все одинаковые колокольчики. Пусть колокольчик несёт в ваш дом радость и счастье. А вы, обязательно, поделитесь со своими близкими новыми знаниями о колоколах! До свидания!

Воспитатель. (выносит игрушку за дверь, возвращается) На этом наше занятие по окружающему миру закончено. Назначает 2х дежурных, которые помогут собрать вещи со стола.

Публикации по теме:

Конспект НОД по окружающему миру «Моя семья» в старшей коррекционной группеКонспект НОД по окружающему миру «Моя семья» в старшей коррекционной группе Цель: формирование у детей представлений о семье. Задачи: • уточнять и обобщать знания детей о семье, о том, кто такие родные; • формировать.

Конспект НОД по окружающему миру «Мебель» в старшей группе Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме «Мебель» Цель: уточнить и расширить словарь по теме «мебель» Задачи: -уточнить.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Пожарная техника» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Ознакомление детей с пожарной техникой.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Змеи» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Ознакомление детей с такими животными,.

Конспект НОД по окружающему миру «Ознакомление с воздухом» в старшей группе Цель: ознакомление с воздухом. Задачи: Образовательные: - познакомить детей со способами обнаружения воздуха, и его свойствами; - показать,.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей коррекционной группе «Лето»Конспект НОД по окружающему миру в старшей коррекционной группе «Лето» Цель: расширение и уточнение знаний и представлений о лете. Задачи: • закрепить знание детьми летних месяцев (июнь, июль, август); • познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по окружающему миру «Песня колокольчика» в старшей группе
Опубликовано: 15 января 2024 в 21:58
+231Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД