Наталья Вьюгина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЦКМ и художественному творчеству «Широкая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
НА ТЕМУ «Широкая Масленица»
(Подготовительная к школе группа)
Цели и задачи:
1. Воспитывать любовь к традициям и обычаям русского народа.
2. Обогащать запас художественных и эстетических представлений, приобщая детей к общечеловеческой культуре.
3. Обогащать словарный запас дошкольников за счё т введения в их лексикон новых слов: масленица, опара, творить.
4. Обучать работе в парах.
Материал и оборудование:
- репродукция картины К. Ф. Юона «Масленица»
- книга кулинарных рецептов
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЦКМ и художественному творчеству „Широкая Масленица“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
- Ожегов С. «Толковый словарь русского языка»
- продукты: мука, яйца, сахарный песок, разрыхлитель, растительное масло.
- инструменты: миксер, венчик, ножницы.
- посуда: ложки столовые, ложки чайные, мерный стакан, миски.
- весы кухонные
- иллюстрации инструментов, посуды, продуктов
Предварительная работа:
- экскурсия на пищеблок детского сада «Знакомство с оборудованием пищеблока», знакомство с работой шеф-повара, дегустация блинов «Печь блины я мастерица»
- знакомство с кухонными весами, взвешивание сухих веществ.
- театрализация народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»
- рассказывание народной сказки «Колосок»
- прослушивание фрагмента из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» «Проводы Масленицы»
Ход деятельности
(в группе сидит Незнайка, перед ним иллюстрация к картине К. Ф. Юона «Масленица» и «Толковый словарь русского языка»)
Воспитатель: Незнайка, что ты тут делаешь? Незнайка: Нашёл картину. На ней написано К. Ф. Юон «Масленица». К. Ф. Юон – это художник, а вот что такое «Масленица», я не знаю. Авы ребята знаете? (ответы детей) Воспитатель: А вот, что я знаю про этот праздник. Из глубокой древности пришёл к нам самый шумный и озорной праздник, который празднуют в конце зимы или в начале весны. Масленица традиционный русский праздник. Зима у нас долгая, снежная, поэтому старые и малые радуются ярким солнечным лучам, ясному небу, чириканью птиц. В старину люди думали, что смена времён года не будет, если не провести в срок нужный обряд. Зиму нужно было проводить, а весну встретить, иначе она могла пройти мимо. Масленица – это прощание со старым, радостное ожидание нового в жизни природы.
Незнайка: Ну, а причём тут картина?
Воспитатель: Ребята, подумайте, что художник изобразил на картине? (людей, сани, веселье)
Какое настроение вызывает это полотно? (радостное, весёлое.)
Какие краски использовал художник? (яркие, тёплые, искрящиеся)
Воспитатель: Определите жанр картины. (сюжетная)
Как вы думаете. Почему автор изобразил именно этот сюжет? (наверное, это самое запоминающееся событие в начале весны, весёлое, озорное) В старину на масленицу всегда веселились и забавлялись. Молодые парни всегда мерились силой, все катались на лошадях. Дети заливали ледяные горки и катались с них. Ребята должны были как можно дальше проехать, так как людское поверье гласило, чем дольше будет спуск, тем выше поднимутся на полях посевы. Длится этот праздник 7 дней: с понедельника по воскресенье.
Понедельник – встреча Масленицы
Вторник – заигрыши
Среда – лакомка
Четверг – широкий четверг
Пятница – вечёрки
Суббота – посиделки
Воскресенье – проводы масленицы.
На масленицу дома в среду принято печь блины с разными начинками. Почему именно блины пекут на этот праздник (ответы детей)
Блин напоминает горячее весеннее солнышко. Считалось, что чем больше съешь блинов, тем богаче будешь жить весь год. Первый блин отдавали животным и птицам. Чтобы урожай был хорошим. А какай день недели сегодня?
(среда)
Интересно, а в нашем меню сегодня будут блины? (Читают меню. Блинов нет)
Незнайка: А я хочу блины сейчас.
Воспитатель: Как же быть, может вы ребята помочь Незнайке? Подумайте, как это можно сделать? (купить в магазине, принести из дома, приготовить самим)
Воспитатель: Правильно, мы приготовим опару для блинов и попросим поваров нам их испечь, так как у нас нет плиты. А кто знает, что такое опара? (ответы детей) Можно посмотреть в толковом словаре. (Воспитатель находит в словаре и читает определение слова «опара».
Опара» - жидкая закваска для теста из дрожжей и небольшого количества муки». Вы видели, как мамы и бабушки это делают? Что мы с вами решили сделать? (приготовить опару для блинов)
Какие инструменты для этого нам необходимы? (руки, венчик, ложки, весы, и т. д., дети называют инструменты, а воспитатель в это время выставляет иллюстрации на вторую ступень лесенки)
Какие продукты мы будем использовать? (муку, яйца, молоко и т. д., воспитатель выставляет иллюстрации на третью ступень лесенки)
А кто вспомнит порядок замешивания теста? (воспитатель показывает технологические карты, а дети по ним рассказывают о порядке при замешивании теста) а готовить тесто, раньше говорили «творить», вы будите в бригадах по 4 человека. Распределитесь, пожалуйста, и займите свои места.
Задумали мы с вами приготовить тесто для блинов, а вы знаете, сколько нужно продуктов? (точно не знаем)
Воспитатель: Точно и я не знаю. Как же быть?
Незнайка: А вот у меня есть книга рецептов, возможно, она нам поможет. Воспитатель: Конечно, поможет. (Воспитатель находит в книге рецепт и читает. После чтения выставляет на лесенку иллюстрации). Ну, что начинаем готовить, в этом вам поможет схема. (Дети начинают готовить опару соответственно схеме, воспитатель готовит вместе с Незнайкой)
Как узнать, что мы взяли 100 граммов муки? (с помощью мерного стакана, кухонных весов, столовой ложки)
Муку очень хорошо перемешайте, чтобы не было комочков.
Незнайка: Ой, а что это у вас в коробке?
Это электрический миксер. Как вы думаете, зачем нужен этот инструмент? (чтобы быстрее и тщательнее перемешивать). Воспитатель показывает, как работает миксер.
Незнайка: Тогда и вам ребята можно облегчить работу. (Дети убеждаются, что с помощью электрического миксера можно сэкономить время и силы, тщательно перемешать тесто)
Вот тесто для блинов мы приготовили, оно должно немного постоять, а потом повара нам испекут блины.
(Воспитатель собирает тесто в ёмкость и вместе с детьми относит на кухню. Дети убирают рабочее место.)
Воспитатель: Блины есть будем сегодня, развлекаться же можно всю неделю, а вот в четверг раньше начинали делать из соломы чучело Масленицы. А когда будет четверг? (завтра)
В воскресенье сжигали это чучело, и после того, как чучело сгорало, все просили друг у друга прощения. Поэтому очень часто это воскресенье называли Прощённым. Хорошо бы и нам сделать чучело Масленицы.
Незнайка: А зачем нам чучело?
Воспитатель: Можно подарить родителям или малышам как сувенир. Посмотрите. Какие у меня образцы чучела Масленицы. (Показывает). Посмотрите, как я буду делать чучело Масленицы. (Воспитатель проводит быстрый эмоциональный показ изготовления куклы большого размера). Запомнили. (Нет)
Смотрите ещё раз. (Изготавливает сувенир такого же размера, который будут выполнять дети с пошаговым объяснением) Что мы с вами задумали? (Задумали изготовить сувенир – чучело Масленицы)
Воспитатель: Какие инструменты нам необходимы? (руки, ножницы)
Воспитатель: Какой материал будем использовать? (мочало, солому, пряжу, нитки)
Воспитатель: Как будем делать? (по порядку – сначала сформируем голову, потом туловище, затем руки)
Воспитатель: Если всё делать правильно по порядку, то у вас получится сувенир – чучело Масленицы.
Дети мастерят сувенир, воспитатель направляет и помогает указаниями. После того как, дети изготовят сувениры их можно украсить.
Воспитатель: Кто всё сделал и оформил. Подойдите к Незнайке и расскажите ему, как вы делали свои сувениры.
(Дети подходят к Незнайке и рассказывают о порядке изготовления сувенира.)
Сегодня мы с вами говорили о традиционном русском празднике – Масленице. Чем же отличается этот праздник от других?
(люди просят прощение друг у друга, пекут блины, катаются на санках, лошадях, веселятся, развлекаются)
Воспитатель: Вот мы сейчас на улице будем развлекаться. Веселиться, кататься с горок. Одевайтесь теплее и отправляемся на участок.