Папки-передвижки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему «Древо жизни»

Наталья Волгина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему «Древо жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с

нарушением речи»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему : «Древо жизни» для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Составил: Воспитатель:

Волгина Н. И.

Провел: Волгина Н. И.

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему „Древо жизни“» размещена в разделах

Цель: Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, безопасность, труд, здоровье, физическая культура, чтение художественной литературы.

Задачи: -коррекционно-образовательные- расширять представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; учить составлять древо семьи; совершенствовать навык создания целого из 8 частей-(познание);

-учить ориентироваться в родственных отношениях (папа, мама, сын, дочь, дедушка, бабушка, тетя, дядя) - (социализация);

-продолжать учить детей выразительно, в собственной манере читать стихотворения - (чтение художественной литературы);

- закрепить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами-(безопасность);

- корреционно-развивающие- развивать интерес к повседневному труду родителей, их жизненному опыту- (труд) ;

-развивать общую и мелкую моторику-(физкультура, здоровье);

- побуждать открыто и искренне выражать свои чувства-(коммуникация);

- коррекционно-воспитательные- воспитывать любовь и уважение,

бережное отношение к членам своей семьи-(социализация);

Словарная работа: - учить подбирать к существительным слова - действия (глаголы, слова -признаки (прилагательные); использовать в речи существи- тельные: сын, дочь, внук внучка, племянник, племянница, прабабушка, прадедушка.

Индивидуальная работа: классифицировать имена существительные по родам- Атлан Иванов; подбирать к существительным слова-признаки-София Алеева, Атлан Иванов; слова-действия- Кирилл Атлашкин, Даша Васильева; давать полный ответ на поставленный вопрос- Кирилл Атлашкин, София Алеева, Даша Васильева, Атлан Иванов.

Оборудование: макет-полянка; ноутбук; совместные работы родителей и детей (родословные семей, характеристика имени ребенка в художественном оформлении; раздаточный материал для практической деятельности : разрез- ные картинки, деревья-яблони с яблоками (для составления родословных детьми); указка; ноутбук, мяч для словесной игры «Кто ты? Игрушка- сердечко для словесной игры «Назови имя»; мольберт; макет дерева для составления родословной семьи.

Предварительная работа воспитателя:

-разработка проекта на тему «Родословная семьи»;

- выступление на педсовете: «Основные направления работы ДОУ по взаимодействию с семьей» по результатам проекта «Родословная – древо жизни»;

- проведение родительских собраний на тему : «Родословная семьи», «Традиции семьи»;

- индивидуальные беседы-консультации с родителями;

- работа с родителями по оформлению родословной семьи-генеалогическиеого древа, составлению характеристик имени ребенка; организация совместного творчества родителей и детей (рисунки, аппликации); рассказы о предках, семейных коллекциях;

- составление семейных альбомов;

- изготовление атрибутов для занятия (разрезные картинки-семейные ситуации; древа жизни для практической деятельности детей);

- анкетирование родителей на тему : «Традиции семьи».

Предварительная работа с детьми:

- составление рассказов о своей семье;

- рисование на тему : «Моя семья», «Портрет моей мамы»;

- рассматривание семейных альбомов;

- рассматривание семейных коллекций;

- чтение художественной литературы: «Мой брат Миша» (Я. Аким, «А что у вас?» (С. Михалков, «Волшебное слово», «Сыновья» (В. Осеева);

- изготовление подарков для родителей, бабушек и дедушек к праздникам 8-ое Марта, 23-е февраля;

- заучивание пословиц и поговорок о семье, стихотворений;

- анкетирование детей на тему : «Традиции семьи»;

- участие в межрегиональном конкурсе «Совенок-дошкольник» в номинации мини-сочинения «Мой мир - моя семья», в фотоконкурсе «В кругу семьи».

Методические приемы:

- художественное слово: поговорка;

- составление древа семьи воспитателем – показ;

- стихотворение «Что может быть семьи дороже?» (Петр Градов);

- вопросы: «Что такое семья?» «Какой должна быть семья?»

- создание проблемной ситуации: собрать цельную картинку из восьми частей;

- художественное слово (пословицы и поговорки о семье);

- образование уменьшительно-ласкательной формы существителных;

- индивидуальная работа;

- игра «Назови имя»;

- рассматривание фотографий родителей (презентация);

- художественное слово – стихотворение «Папа» (Е. Серова);

«Ресницы» (Г. Виеру);

- Вопросы: «Какие домашние обязанности есть у мамы?» «Ребята, как вы помогаете маме в её работе по дому?» и т. д.

- художественное слово: гимнастика для глаз-«Стрекоза»;

- вопросы: «Какую бытовую технику используют родители в работе по дому?» «Какие меры безопасности необходимы при использовании утюга, чайника, плиты, мясорубки?» «Про каких членов семьи мы еще не рассказали?» «У кого из вас есть братья или сестры?»

- составление древа семьи детьми;

- игра «Кто ты»;

- анализ детей и педагога;

- художественное слово- стихотворение «Семья» (автор неизвестен)

Ход:

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними. Сегодня мы будем говорить о семье и составлять древо семьи. «Сядем рядком, поговорим ладком» - так говорили наши предки.

- Кто такие предки? Кто может ответить на этот вопрос? (ответы детей)

(наши прадедушки и прабабушки, прапрадедушки и прапрабабушки) Хороший ответ, спасибо. Посмотрите, ребята, какое у меня дерево. Мы превратим его с вами в семейное древо жизни. У этого дерева есть плоды-яблоки. Как называется это дерево? Кто может сказать? Точный ответ София. (яблоня). На каждом яблоке изображен член семьи. Мы с вами узнаем, в какой части семейного древа находится каждый из них. Мы назвали с вами наших предков. Они являются началом рода человека, началом семьи. Это наши корни, поэтому мы расположим их в нижней части дерева, где корни.

Воспитатель: Что может быть семьи дороже?,

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

(Петр Градов - «Что может быть семьи дороже?»)

-Как вы думаете, ребята, что такое семья? (ответы детей)

Воспитатель: Семья – это родные люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу с уважением.

-Ребята, какой должна быть семья? Подберите слова – признаки (определения) к слову «семья». ( ответы детей : дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, многодетная и др.»)

- Даша, какая у тебя семья? (дружная, трудолюбивая). У тебя, Атлан? (многодетная, дружная)

Воспитатель: Дружная, трудолюбивая, хорошая, веселая. Семьи у вас замечательные. Спасибо!

- Сейчас мы с вами поиграем. Подойдите, пожалуйста, к столам.

В корзиночках лежат разрезные картинки, я вам предлагаю сложить из них целую картинку и рассказать, что на ней изображено. Одна картинка на двоих. Вы будете помогать друг другу. Выберите себе пару.

Воспитатель: - Расскажите, что изображено на ваших картинках? Как можно сказать одним словом? (семья) Хорошо.

- Атлан и София, что делает ваша семья? Подберите слова - действия (купают детей) Олег и Даша, что делает ваша семья? (работают на даче) Все семьи трудятся, у каждой есть свое дело. А на моей картинке семья в своем доме радуется новому дню. Все здоровы и счастливы. «Когда вся семья вместе, и душа на месте!» Это поговорка, ребята.

Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена люди составляли пословицы и поговорки о семье (наши предки).

Мы с вами тоже знаем пословицы и поговорки. Я предлагаю вам вспомнить их. Поиграем в игру «Закончи фразу». Я буду начинать, а вы заканчивать.

- «При солнышке тепло, при матери добро».

- «Нет никого дороже отца и матери».

- «Лучших братьев и сестер не бывает».

- «У кого есть бабушка и дед, тот не знает бед».

- «Не красна изба углами, а красна пирогами».

- «На что клад, когда в семье лад».

- «Семья – это семь я». (или каждый ребенок должен сказать свою)

-Замечательно.

Воспитатель: Ваши родители очень любят вас, это самые близкие люди для вас. Папа дает вам свою фамилию. Вместе с мамой выбирают имя. Вы дома с родителями сделали красивые цветы. Я предлагаю вам пройти в уголок при- роды и рассмотреть ваши цветы. Какая красивая полянка у нас. Садитесь на полянку. Ребята, на каждом лепестке написано ваше имя в ласковой форме (как вас зовут дома). Рассмотрим эти цветы и вспомним, как ласково вас называют. (дети берут свои цветки, рассматривают и называют имена в ласковой форме) Послушаем Дашу, Олега, Атлана… Здорово. Интересные имена подобрали вам родители. Как еще ласково называют вас дома, ребята (солнышко, зайка и т. д.)

- Подумайте и скажите, как можно изменить слово «папа», чтобы оно тоже звучало ласково? Послушаем Софию, Атлана. (папуля, папочка) Хорошо.

- Как ласково можно назвать маму? Олег, как ты ласково называешь свою маму? Даша? (мамочка, мамуля) Очень хорошо. Наши предки, ребята, ласково называли маму - матушка. Мама - самый близкий и родной человек?

Это первое слово, которое произносит ребенок, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые нежные, ласковые руки, они все умеют.

У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы вам не было лет, мама нужна всегда. И чем больше вы любите свою маму, тем радостнее и светлее ваша жизнь.

- Прекрасные вы придумали слова. Так говорят дети, которые любят своих родителей.

- Ребята, мы поговорили о ваших именах. Знаете ли вы, как зовут ваших роди дителей? Мы поиграем в игру «Назови имя». Посмотрите что у меня в руках. (сердечко) Послушайте правила игры : вы будете передавать «сердечко» друг другу и называть родителей по имени и отчеству. Сделайте круг.

Олег, как зовут твою маму? Даша скажет нам, как зовут ее папу, маму?

(ответы детей)

- Замечательно. Вы хорошо знаете имена своих родителей.

Воспитатель: Ребята, дома всей семьей, вы смотрите телевизор. Я пригла- шаю вас в наш небольшой «кинозал». Мы посмотрим фотографии ваших родителей и вы расскажите о них.

- Кто узнал своих родителей?

- Атлан, какой у тебя папа? Подбери слова-признаки (сильный, умный)

- Хорошо. Атлан расскажет нам стихотворение о папе. Послушайте.

Не терпит мой папа безделья и скуки,

У папы умелые сильные руки.

И если кому-нибудь надо помочь

Мой папа всегда поработать не прочь. (Е. Серова «Папа»)

- Здорово.

- Какая мама у тебя, Атлан (добрая, красивая)

- Чей это папа? Даша, расскажи о своем папе, какой он (сильный, смелый, помогает маме) Что умеет делать твой папа? Подбери слова-действия. Постарайся дать полный ответ.

- Какой заботливый у тебя папа, Даша.

- София, какой у тебя папа (мама? Расскажи.

- Послушаем Олега. Какая у тебя мама (красивая, нежная)

- Олег расскажет нам стихотворение о маме, послушаем его.

Рядом с мамой я усну,

К ней ресницами прильну. (читает ребенок)

Вы, реснички, не моргните,

Мамочку не разбудите. (Г. Виеру «Ресницы»)

Воспитатель: - Спасибо Олег. Хорошее стихотворение.

Воспитатель:

- Даша сказала, что папа помогает маме, потому что у нее очень много дел.

- Какие домашние обязанности есть у мамы? Что она делает? Подберите слова-действия. (стирает, убирает, готовит, ухаживает за всеми, заботиться)

-Ребята, как вы помогаете маме в её работе по дому?

Олег, как ты помогаешь маме? Постарайся дать полный ответ на вопрос.

- Как помогает маме София? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.

- Чем радуешь маму ты, Атлан, расскажи. Даша ( ответы детей: работа по дому, забота о маме, не огорчать маму, уступать место а транспорте, быть вежливым) Замечательные фотографии. Вы очень хорошо рассказали о своих родителях., потому что вы их очень любите. Сейчас мы с вами отдохнем и сделаем гимнастику для глаз-«Стрекоза» : (дети выполняют упражнение стоя) Хорошо мы полетали.

Воспитатель:

Это что за стрекоза, как горошины глаза,

Влево, вправо и вперед - ну совсем, как вертолет.

Мы летаем высоко, мы летаем низко.

Мы летаем далеко, мы летаем близко.

- Хорошо мы полетали. Ребята, я предлагаю подойти к нашему дереву. Мы сейчас определим, в какой части дерева могут быть расположены ваши родители. Может быть кто-нибудь из вас уже догадался? Расскажите! Мы расположим их на нижних веточках дерева. Отлично. Садитесь на стульчики. Мы продолжим с вами нашу беседу.

- Ребята, у мамы с папой много дел. Вы им, конечно, помогаете. Но есть и другие помощники. Кто догадался? - Какую бытовую технику используют родители в работе по дому? (стиральная машина, пылесос, мясорубка, плита, утюг, микроволновая печь и т. д.) Как можно назвать одним словом (бытовая техника) Точный ответ.

- Какие меры безопасности необходимо знать при использовании утюга, чайника, плиты, мясорубки? (ответы детей)

- Ребята, вы хорошо усвоили правила безопасности. Вы настоящие помощники.

Воспитатель: - Про каких членов семьи мы еще не рассказали? У кого из вас есть братья или сестры (ответы детей)

-Даша, как зовут твоего брата? Сколько ему лет? Он старше или младше тебя? София, расскажи о своей сестре. Атлан, сколько братьев и сестер у тебя? Когда в семье много детей, как она называется? (многодетная)

- Умничка, хороший ответ. Старшие могут рассказать вам о многом интересном, защитить вас, быть примером для вас, а младшим вы должны помогать, оберегать их, быть примером для них.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на наше дерево. Как вы в думаете, в какой части дерева могут находиться дети? Мы расположим детей на верхних ветках дерева. Замечательно. Какое чудесное древо жизни у нас получилось! Мы с вами поговорили обо всех членах семьи и составили древо жизни. Вы бы хотели составить такое же древо своей семьи? Подойдите к столу. Я приготовила для вас из цветной бумаги деревья-яблони и яблоки, они лежат в корзиночках. Каждый возьмите себе по деревцу и составьте древо жизни своей семьи. Вам надо расположить членов семьи в определенном порядке от самого старшего до младшего.

Воспитатель: - София, кто самый старший в семье? (дедушки и бабушки) Даша, в какой части дерева они должны быть расположены? (у корней)

- Олег, в какой части дерева должны находиться родители? (на нижних ветвях)

- Все довольны, хорошо. Посмотрите, какой дивный сад у нас получился!

Воспитатель:- Положите свои древа, и мы с вами поиграем еще в одну игру - «Кто ты». Послушайте правила: я буду бросать каждому из вас мяч и называть членов семьи, а вы будете возвращать мне мяч и отвечать кто вы для дедушки, бабушки, для мамы и папы, для тети и дяди)

- Скажите, кто вы для дедушки и бабушки? Атлан, ответь, пожалуйста. София, а ты кем приходишься бабушке и дедушке? Олег, кто ты для мамы и папы? Даша, как называет тебя тетя? - Ребята, вы порадовали меня своими ответами. Всем спасибо!

Заключение: Воспитатель:- Ребята, о чем и о ком мы с вами говорили сегодня? В какие игры играли? (ответы детей) Что бы вы хотели пожелать друг другу?

- Мы говорили с вами о семье, о ваших близких и родных людях, которые подарили вам жизнь, окружают вас заботой и теплом! Об уважении к старшим и заботе о младших; о наших предках. Посмотрели фотографии родителей. Вы очень хорошо о них говорили. Семья - это самое главное в жизни человека :

«Семья-это труд, друг о друге забота,

Семья-это много домашней работы.

Семья-это важно! Семья-это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!» (автор неизвестен)

- Я желаю вам, ребята, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!

- Всем спасибо! Отдыхайте.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности» педагогический проект соответствует федеральным государственным требованиями и основывается на основной общеобразовательной программе дошкольного.

Презентация «Зимние виды спорта» Я считаю, что сейчас, когда в России полным ходом идет подготовка к зимней Олимпиаде в Сочи – 2014 года, вопрос спорта и развитие физической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему «Древо жизни»
Опубликовано: 15 мая 2013 в 21:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему «Древо жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Волгина (УИ 78886) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД