Наталья Волгина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему «Древо жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с
нарушением речи»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему : «Древо жизни» для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Составил: Воспитатель:
Волгина Н. И.
Провел: Волгина Н. И.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему „Древо жизни“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Цель: Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, безопасность, труд, здоровье, физическая культура, чтение художественной литературы.
Задачи: -коррекционно-образовательные- расширять представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; учить составлять древо семьи; совершенствовать навык создания целого из 8 частей-(познание);
-учить ориентироваться в родственных отношениях (папа, мама, сын, дочь, дедушка, бабушка, тетя, дядя) - (социализация);
-продолжать учить детей выразительно, в собственной манере читать стихотворения - (чтение художественной литературы);
- закрепить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами-(безопасность);
- корреционно-развивающие- развивать интерес к повседневному труду родителей, их жизненному опыту- (труд) ;
-развивать общую и мелкую моторику-(физкультура, здоровье);
- побуждать открыто и искренне выражать свои чувства-(коммуникация);
- коррекционно-воспитательные- воспитывать любовь и уважение,
бережное отношение к членам своей семьи-(социализация);
Словарная работа: - учить подбирать к существительным слова - действия (глаголы, слова -признаки (прилагательные); использовать в речи существи- тельные: сын, дочь, внук внучка, племянник, племянница, прабабушка, прадедушка.
Индивидуальная работа: классифицировать имена существительные по родам- Атлан Иванов; подбирать к существительным слова-признаки-София Алеева, Атлан Иванов; слова-действия- Кирилл Атлашкин, Даша Васильева; давать полный ответ на поставленный вопрос- Кирилл Атлашкин, София Алеева, Даша Васильева, Атлан Иванов.
Оборудование: макет-полянка; ноутбук; совместные работы родителей и детей (родословные семей, характеристика имени ребенка в художественном оформлении; раздаточный материал для практической деятельности : разрез- ные картинки, деревья-яблони с яблоками (для составления родословных детьми); указка; ноутбук, мяч для словесной игры «Кто ты? Игрушка- сердечко для словесной игры «Назови имя»; мольберт; макет дерева для составления родословной семьи.
Предварительная работа воспитателя:
-разработка проекта на тему «Родословная семьи»;
- выступление на педсовете: «Основные направления работы ДОУ по взаимодействию с семьей» по результатам проекта «Родословная – древо жизни»;
- проведение родительских собраний на тему : «Родословная семьи», «Традиции семьи»;
- индивидуальные беседы-консультации с родителями;
- работа с родителями по оформлению родословной семьи-генеалогическиеого древа, составлению характеристик имени ребенка; организация совместного творчества родителей и детей (рисунки, аппликации); рассказы о предках, семейных коллекциях;
- составление семейных альбомов;
- изготовление атрибутов для занятия (разрезные картинки-семейные ситуации; древа жизни для практической деятельности детей);
- анкетирование родителей на тему : «Традиции семьи».
Предварительная работа с детьми:
- составление рассказов о своей семье;
- рисование на тему : «Моя семья», «Портрет моей мамы»;
- рассматривание семейных альбомов;
- рассматривание семейных коллекций;
- чтение художественной литературы: «Мой брат Миша» (Я. Аким, «А что у вас?» (С. Михалков, «Волшебное слово», «Сыновья» (В. Осеева);
- изготовление подарков для родителей, бабушек и дедушек к праздникам 8-ое Марта, 23-е февраля;
- заучивание пословиц и поговорок о семье, стихотворений;
- анкетирование детей на тему : «Традиции семьи»;
- участие в межрегиональном конкурсе «Совенок-дошкольник» в номинации мини-сочинения «Мой мир - моя семья», в фотоконкурсе «В кругу семьи».
Методические приемы:
- художественное слово: поговорка;
- составление древа семьи воспитателем – показ;
- стихотворение «Что может быть семьи дороже?» (Петр Градов);
- вопросы: «Что такое семья?» «Какой должна быть семья?»
- создание проблемной ситуации: собрать цельную картинку из восьми частей;
- художественное слово (пословицы и поговорки о семье);
- образование уменьшительно-ласкательной формы существителных;
- индивидуальная работа;
- игра «Назови имя»;
- рассматривание фотографий родителей (презентация);
- художественное слово – стихотворение «Папа» (Е. Серова);
«Ресницы» (Г. Виеру);
- Вопросы: «Какие домашние обязанности есть у мамы?» «Ребята, как вы помогаете маме в её работе по дому?» и т. д.
- художественное слово: гимнастика для глаз-«Стрекоза»;
- вопросы: «Какую бытовую технику используют родители в работе по дому?» «Какие меры безопасности необходимы при использовании утюга, чайника, плиты, мясорубки?» «Про каких членов семьи мы еще не рассказали?» «У кого из вас есть братья или сестры?»
- составление древа семьи детьми;
- игра «Кто ты»;
- анализ детей и педагога;
- художественное слово- стихотворение «Семья» (автор неизвестен)
Ход:
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними. Сегодня мы будем говорить о семье и составлять древо семьи. «Сядем рядком, поговорим ладком» - так говорили наши предки.
- Кто такие предки? Кто может ответить на этот вопрос? (ответы детей)
(наши прадедушки и прабабушки, прапрадедушки и прапрабабушки) Хороший ответ, спасибо. Посмотрите, ребята, какое у меня дерево. Мы превратим его с вами в семейное древо жизни. У этого дерева есть плоды-яблоки. Как называется это дерево? Кто может сказать? Точный ответ София. (яблоня). На каждом яблоке изображен член семьи. Мы с вами узнаем, в какой части семейного древа находится каждый из них. Мы назвали с вами наших предков. Они являются началом рода человека, началом семьи. Это наши корни, поэтому мы расположим их в нижней части дерева, где корни.
Воспитатель: Что может быть семьи дороже?,
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
(Петр Градов - «Что может быть семьи дороже?»)
-Как вы думаете, ребята, что такое семья? (ответы детей)
Воспитатель: Семья – это родные люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу с уважением.
-Ребята, какой должна быть семья? Подберите слова – признаки (определения) к слову «семья». ( ответы детей : дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, многодетная и др.»)
- Даша, какая у тебя семья? (дружная, трудолюбивая). У тебя, Атлан? (многодетная, дружная)
Воспитатель: Дружная, трудолюбивая, хорошая, веселая. Семьи у вас замечательные. Спасибо!
- Сейчас мы с вами поиграем. Подойдите, пожалуйста, к столам.
В корзиночках лежат разрезные картинки, я вам предлагаю сложить из них целую картинку и рассказать, что на ней изображено. Одна картинка на двоих. Вы будете помогать друг другу. Выберите себе пару.
Воспитатель: - Расскажите, что изображено на ваших картинках? Как можно сказать одним словом? (семья) Хорошо.
- Атлан и София, что делает ваша семья? Подберите слова - действия (купают детей) Олег и Даша, что делает ваша семья? (работают на даче) Все семьи трудятся, у каждой есть свое дело. А на моей картинке семья в своем доме радуется новому дню. Все здоровы и счастливы. «Когда вся семья вместе, и душа на месте!» Это поговорка, ребята.
Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена люди составляли пословицы и поговорки о семье (наши предки).
Мы с вами тоже знаем пословицы и поговорки. Я предлагаю вам вспомнить их. Поиграем в игру «Закончи фразу». Я буду начинать, а вы заканчивать.
- «При солнышке тепло, при матери добро».
- «Нет никого дороже отца и матери».
- «Лучших братьев и сестер не бывает».
- «У кого есть бабушка и дед, тот не знает бед».
- «Не красна изба углами, а красна пирогами».
- «На что клад, когда в семье лад».
- «Семья – это семь я». (или каждый ребенок должен сказать свою)
-Замечательно.
Воспитатель: Ваши родители очень любят вас, это самые близкие люди для вас. Папа дает вам свою фамилию. Вместе с мамой выбирают имя. Вы дома с родителями сделали красивые цветы. Я предлагаю вам пройти в уголок при- роды и рассмотреть ваши цветы. Какая красивая полянка у нас. Садитесь на полянку. Ребята, на каждом лепестке написано ваше имя в ласковой форме (как вас зовут дома). Рассмотрим эти цветы и вспомним, как ласково вас называют. (дети берут свои цветки, рассматривают и называют имена в ласковой форме) Послушаем Дашу, Олега, Атлана… Здорово. Интересные имена подобрали вам родители. Как еще ласково называют вас дома, ребята (солнышко, зайка и т. д.)
- Подумайте и скажите, как можно изменить слово «папа», чтобы оно тоже звучало ласково? Послушаем Софию, Атлана. (папуля, папочка) Хорошо.
- Как ласково можно назвать маму? Олег, как ты ласково называешь свою маму? Даша? (мамочка, мамуля) Очень хорошо. Наши предки, ребята, ласково называли маму - матушка. Мама - самый близкий и родной человек?
Это первое слово, которое произносит ребенок, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые нежные, ласковые руки, они все умеют.
У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы вам не было лет, мама нужна всегда. И чем больше вы любите свою маму, тем радостнее и светлее ваша жизнь.
- Прекрасные вы придумали слова. Так говорят дети, которые любят своих родителей.
- Ребята, мы поговорили о ваших именах. Знаете ли вы, как зовут ваших роди дителей? Мы поиграем в игру «Назови имя». Посмотрите что у меня в руках. (сердечко) Послушайте правила игры : вы будете передавать «сердечко» друг другу и называть родителей по имени и отчеству. Сделайте круг.
Олег, как зовут твою маму? Даша скажет нам, как зовут ее папу, маму?
(ответы детей)
- Замечательно. Вы хорошо знаете имена своих родителей.
Воспитатель: Ребята, дома всей семьей, вы смотрите телевизор. Я пригла- шаю вас в наш небольшой «кинозал». Мы посмотрим фотографии ваших родителей и вы расскажите о них.
- Кто узнал своих родителей?
- Атлан, какой у тебя папа? Подбери слова-признаки (сильный, умный)
- Хорошо. Атлан расскажет нам стихотворение о папе. Послушайте.
Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь
Мой папа всегда поработать не прочь. (Е. Серова «Папа»)
- Здорово.
- Какая мама у тебя, Атлан (добрая, красивая)
- Чей это папа? Даша, расскажи о своем папе, какой он (сильный, смелый, помогает маме) Что умеет делать твой папа? Подбери слова-действия. Постарайся дать полный ответ.
- Какой заботливый у тебя папа, Даша.
- София, какой у тебя папа (мама? Расскажи.
- Послушаем Олега. Какая у тебя мама (красивая, нежная)
- Олег расскажет нам стихотворение о маме, послушаем его.
Рядом с мамой я усну,
К ней ресницами прильну. (читает ребенок)
Вы, реснички, не моргните,
Мамочку не разбудите. (Г. Виеру «Ресницы»)
Воспитатель: - Спасибо Олег. Хорошее стихотворение.
Воспитатель:
- Даша сказала, что папа помогает маме, потому что у нее очень много дел.
- Какие домашние обязанности есть у мамы? Что она делает? Подберите слова-действия. (стирает, убирает, готовит, ухаживает за всеми, заботиться)
-Ребята, как вы помогаете маме в её работе по дому?
Олег, как ты помогаешь маме? Постарайся дать полный ответ на вопрос.
- Как помогает маме София? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.
- Чем радуешь маму ты, Атлан, расскажи. Даша ( ответы детей: работа по дому, забота о маме, не огорчать маму, уступать место а транспорте, быть вежливым) Замечательные фотографии. Вы очень хорошо рассказали о своих родителях., потому что вы их очень любите. Сейчас мы с вами отдохнем и сделаем гимнастику для глаз-«Стрекоза» : (дети выполняют упражнение стоя) Хорошо мы полетали.
Воспитатель:
Это что за стрекоза, как горошины глаза,
Влево, вправо и вперед - ну совсем, как вертолет.
Мы летаем высоко, мы летаем низко.
Мы летаем далеко, мы летаем близко.
- Хорошо мы полетали. Ребята, я предлагаю подойти к нашему дереву. Мы сейчас определим, в какой части дерева могут быть расположены ваши родители. Может быть кто-нибудь из вас уже догадался? Расскажите! Мы расположим их на нижних веточках дерева. Отлично. Садитесь на стульчики. Мы продолжим с вами нашу беседу.
- Ребята, у мамы с папой много дел. Вы им, конечно, помогаете. Но есть и другие помощники. Кто догадался? - Какую бытовую технику используют родители в работе по дому? (стиральная машина, пылесос, мясорубка, плита, утюг, микроволновая печь и т. д.) Как можно назвать одним словом (бытовая техника) Точный ответ.
- Какие меры безопасности необходимо знать при использовании утюга, чайника, плиты, мясорубки? (ответы детей)
- Ребята, вы хорошо усвоили правила безопасности. Вы настоящие помощники.
Воспитатель: - Про каких членов семьи мы еще не рассказали? У кого из вас есть братья или сестры (ответы детей)
-Даша, как зовут твоего брата? Сколько ему лет? Он старше или младше тебя? София, расскажи о своей сестре. Атлан, сколько братьев и сестер у тебя? Когда в семье много детей, как она называется? (многодетная)
- Умничка, хороший ответ. Старшие могут рассказать вам о многом интересном, защитить вас, быть примером для вас, а младшим вы должны помогать, оберегать их, быть примером для них.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на наше дерево. Как вы в думаете, в какой части дерева могут находиться дети? Мы расположим детей на верхних ветках дерева. Замечательно. Какое чудесное древо жизни у нас получилось! Мы с вами поговорили обо всех членах семьи и составили древо жизни. Вы бы хотели составить такое же древо своей семьи? Подойдите к столу. Я приготовила для вас из цветной бумаги деревья-яблони и яблоки, они лежат в корзиночках. Каждый возьмите себе по деревцу и составьте древо жизни своей семьи. Вам надо расположить членов семьи в определенном порядке от самого старшего до младшего.
Воспитатель: - София, кто самый старший в семье? (дедушки и бабушки) Даша, в какой части дерева они должны быть расположены? (у корней)
- Олег, в какой части дерева должны находиться родители? (на нижних ветвях)
- Все довольны, хорошо. Посмотрите, какой дивный сад у нас получился!
Воспитатель:- Положите свои древа, и мы с вами поиграем еще в одну игру - «Кто ты». Послушайте правила: я буду бросать каждому из вас мяч и называть членов семьи, а вы будете возвращать мне мяч и отвечать кто вы для дедушки, бабушки, для мамы и папы, для тети и дяди)
- Скажите, кто вы для дедушки и бабушки? Атлан, ответь, пожалуйста. София, а ты кем приходишься бабушке и дедушке? Олег, кто ты для мамы и папы? Даша, как называет тебя тетя? - Ребята, вы порадовали меня своими ответами. Всем спасибо!
Заключение: Воспитатель:- Ребята, о чем и о ком мы с вами говорили сегодня? В какие игры играли? (ответы детей) Что бы вы хотели пожелать друг другу?
- Мы говорили с вами о семье, о ваших близких и родных людях, которые подарили вам жизнь, окружают вас заботой и теплом! Об уважении к старшим и заботе о младших; о наших предках. Посмотрели фотографии родителей. Вы очень хорошо о них говорили. Семья - это самое главное в жизни человека :
«Семья-это труд, друг о друге забота,
Семья-это много домашней работы.
Семья-это важно! Семья-это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!» (автор неизвестен)
- Я желаю вам, ребята, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!
- Всем спасибо! Отдыхайте.