Антонина Репина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Россия — Родина моя» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи «Россия — Родина моя» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель — продолжить формирование представлений о России, воспитывать у детей патриотические чувства, уточнить знания детей о государственных и неофициальных символах России.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи „Россия — Родина моя“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Систематизировать представления о России, активизировать и актуализировать словарь по теме «Россия – Родина моя».
2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, подбор слов признаков.
3. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков.
Коррекционно-развивающие задачи :
1. Развивать диалогическую речь, фонетические представления.
2. Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
3. Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать гордость за родную страну.
2. Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.
Предварительная работа:
• Рассматривание глобуса, географического атласа и карты России, Чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия».
• Прослушивание гимна России, песни «С чего начинается Родина» Оборудование и материалы:
• карта, герб, флаг Российской Федерации;
• природа России на картинах Е. Волкова «В березовой роще», М. Шишкина «Березовая роща».
• глобус, проектор, слайды на тему «Россия».
Ход нод.
Организационный момент.
-Здравствуйте! — Ты скажешь человеку.
Здравствуй! — Улыбнется он в ответ.
И, наверно, Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
-Что мы желаем человеку, когда говорим «Здравствуйте!»?
Дети: здоровья.
-Какие еще вежливее слова Вы знаете?
Дети: Спасибо, пожалуйста, до свидания.
-Здравствуйте, маленькие россияне!
-Вы знаете, почему я так к вам обращаюсь?
Дети: Потому что, мы живем в России
-Да, потому что всех, кто живет в России, называют Россиянами.
-Давайте посмотрим на карту нашей страны (показ на карте границ нашей Родины).
Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой - начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце. (Показ слайдов).
-Что вы можете рассказать о нашей стране. Какая она?
Большая, красивая, огромная, могучая, величественная, необъятная, просторная, бескрайняя….
-Почему мы зовем Россию Отечеством? (Мы зовем Россию Отечеством потому, что в ней живут наши отцы и деды).
Упражнение «Подбери родственные слова».
Воспитатель называет слово, дети, подбирают однокоренные слова, объясняя смысл слова.
Русь — русская, русский, русский язык, русское поле.
Россия — россиянин, россиянка, россияне, российский.
Родина — род, родимый, родители, родственники, родной.
Отец — Отчизна, отчество, отчий дом.
А как называется наша малая Родина? Дети: наша малая Родина называется город Шебекино.
А сейчас вы, друзья, не суетитесь –
В круг широкий становитесь.
Проводится игра «Подбери слово», я начинаю предложение, а вы его продолжаете.
-Мы живём в городе (Шебекино).
-Жителей города называют (шебекинцы).
-У города есть свой символ (герб).
-Две серебряные подковы на гербе нашего города символизирует (развитые в последние года на территории района земледелие и промышленность).
-Наш город расположен на реке (Нежеголь).
-В городе есть улицы
-Наш город расположен на улице (50 лет Октября).
-В городе есть (детские сады, школы, аптеки, библиотеки, плавательный бассейн «Дельфин», спортивный комплекс «Айсберг» и т. д.).
-Мы очень любим свой родной город (Шебекино).
-Мы хотим, чтобы наш город был (чистым, уютным).
-Послушайте песню в исполнении М. Бернеса «С чего начинается Родина» (звучит аудиозапись песни).
-Ребята с чего начинается Родина? Как вы понимаете этот вопрос? (Ответы детей).
-Молодцы! Давайте уточним. Родина начинается с родного дома, где живет семья каждого из нас. Можно говорить о любимом уголке природы, где мы отдыхаем — это тоже Родина, о своем дворе, улице, где мы встречаемся с друзьями, о своем городе. Все это — наша Родина.
-Каждая страна мира имеет столицу, символы, традиции, историю, людей, прославивших ее. Ребята, назовите, пожалуйста, символы нашей страны.
Дети: Флаг, герб и гимн России.
-Верно. Давайте, ребята, рассмотрим флаг. Какие цвета на нашем флаге?
Дети: Белый, синий, красный.
-Правильно. Российский флаг состоит из трех полос, поэтому его называют «триколор». Верхняя полоса — белая, как чистый снег, средняя полоса — синяя, как ясное небо, а нижняя полоса — ярко-красная, как солнышко на рассвете.
-Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота.
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов наглядных, радости, чудес.
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак, -
Доблестный трёхцветный наш российский флаг! (стихотворение читает ребёнок).
-Что можно сказать о флаге? Какой он?
Ответы детей: торжественный, нарядный, трехцветный, большой.
-Посмотрите это герб – еще один символ России.
-У каждой страны есть и герб свой, и флаг.
Вот гордая птица о двух головах,
Корона и щит этот герб украшают
И воин, который змею поражает.
-Мы герб этот видим на важной бумаге
На нашем большом государственном флаге.
Когда бы и где бы о нём не спросили
Скажи: «Это герб дорогой нам России» (стихотворение читают дети).
-Ребята, а ведь есть еще один символ. Какой? ( Дети: Гимн).
-Когда звучит гимн России? (Наша страна встречает и провожает каждый новый день мелодией гимна. Гимн звучит, когда наши спортсмены завоёвывают золотые медали)
-Есть торжественный гимн у России.
Прославляет от Родины силу,
Славит доблесть, заслуги людей.
Вдохновенною песней своей.
-Гимн принято слушать стоя. Давайте его послушаем.
Звучит аудиозапись «Гимн России» (муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова).
-Сейчас прозвучал гимн России. Что вы можете сказать о нем? Какой он? (Торжественный, величественный, гордый, красивый).
-Ребята, назовите людей, которые прославили нашу Родину, (А. С. Пушкин, великий русский поэт; А. В. Суворов великий русский полководец, Ю. А. Гагарин первый в мире космонавт). Рассказы детей сопровождаются показом слайдов.
-Ребята, мы с вами много знаем о российских промыслах, которые тоже прославляют нашу Россию. (Демонстрация слайдов).
-Посуда из Гжели (Какая) гжельская,
-Игрушки из Дымково дымковские,
-Самовар из Тулы тульский,
-Подносы из Жостово жостовские,
-Платок из Оренбурга оренбургский,
-Матрёшка из Семёнова семёновская,
-Ложки из Хохломы хохломские,
-Платки из Сергиева Посада сергиевопосадские.
-Ребята, сейчас мы с вами поиграем, в игру закончите предложения словом «Родина».
Приехать, прибыть (куда) на…Родину.
Все люди гордятся своей …Родиной.
Жить, работать (где) на… Родине.
Пролетать над… Родиной.
Мы сегодня говорим о… Родине.
Я люблю свою Родину.
Мы гордимся своей Родиной.
Физкультминутка по стихотворению В. Степанова:
Если долго – долго – долго, в самолёте нам лететь,
Если долго – долго – долго, на Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда и леса, и города.
Океанские просторы, ленты рек, леса и горы.
Послушайте рассказ «У меня есть родина!», чтение сопровождается показом опорных картинок.
Это было летом, а может весной. Однажды, рано утром ласковый лучик солнышка заглянул в окошко к маленькому мальчику и нежно дотронулся до его личика. «Просыпайся малыш», - прошептал лучик, «посмотри в окошко». Легко вскочив с кроватки, мальчик подбежал к окошку. Яркое солнце ослепило мальчика. Он зажмурился. Немного подождав, он все же распахнул свои реснички и увидел, а может, это ему показалось, что все растения, деревья, цветы радуются встрече с ним. «Я должен сделать, что-то очень хорошее», - подумал мальчик и побежал на улицу. Солнышко вновь ослепило мальчика. Небо было синее и, казалось, полностью охватывало землю, с ее бархатной травкой, деревьями и цветами. Пели птички и их голоса были созвучны со звуками природы: шелест листьев, журчанье ручейка. Во всем этом было что-то волшебное. И вдруг мальчик явно услышал, что кто-то ласково сказал: «Это твоя Родина, малыш, цветы, поля, леса и озера – это твоя Родина, земля на которой живут люди и ты малыш – это твоя Родина» Мальчик обернулся, перед ним стояла мама. «Мама»! Воскликнул мальчик удивленно, и нежно к ней прикоснувшись, прошептал: ты тоже частичка моей Родины» Они еще долго говорили о любви, заботе к своей Родине. О ее красоте и бесконечных просторах. «Да», - подумал мальчик, «я еще маленький» но я уже понял, что Родину надо любить, беречь, защищать каждый камешек, травинку, речку, озеро и даже это цветочек, который растет у меня под ногами».
-Ребята, подумайте и назовите, какие наши действия, какие дела россиян, необходимы нашей родине? (любить её, беречь каждый кустик, дерево; сохранять её богатства; работать; трудиться).
-Для многих людей Россия славится широкими просторами, белоствольными березками, разудалыми песнями – это тоже символы нашей Родины. (Показ слайдов с изображением берез, березовых рощ).
-Ребята, как вы думаете, почему именно береза является одним из символов России? (Потому что таких березовых рощ нет больше нигде в мире).
Дидактическое упражнение «Скажи какая берёза?» (Подбор слов-признаков)
Хоровод «Во поле берёза стояла»
-Еще одним символом России является цветок. Отгадайте, какой.
Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,
Сердечко золотое, что это такое? (Ромашка)
-Действительно, это ромашка. (Демонстрация слайда)
-Наша беседа подходит к концу. А чтобы она надолго запомнилось нам, я предлагаю вам сделать композицию, в которой останутся те самые символы, которые всегда напоминают о нам, о Родине и о которых мы сегодня говорили.
(Дети рассаживаются за стол и совместно с педагогом создают композицию с использованием заготовок, сделанных совместно с родителями).