Валентина Сомова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимующие птицы».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие».
Задачи:
1). Формировать умение составлять сложносочинённые предложения с союзом «а» по схеме, упражнять в составлении рассказа по предметно – графическому плану.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Совершенствовать навыки чтения. Отработать произношение звука «р» в чистоговорках.
Закреплять умения подбирать слова, обозначающие признаки, действия. (Речевое развитие)
2). Уточнить представления детей о зиме и зимних признаках. (Познавательное развитие)
3). Продолжать формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение договариваться о предстоящей работе, учитывать мнение партнёра, воспитывать доброжелательные отношения. (Социально – коммуникативное развитие)
4). Вызвать яркий эмоциональный отклик во время слушания пения птиц («Художественно – эстетическое развитие»).
5). Развивать двигательную активность, способствовать снятию мышечного напряжения. (Физическое развитие)
Методы и приё мы:
- практические: динамическая пауза «ворона»; игровой массаж; рисование птиц, Дидактическая игра «Сложи картинку» (разрезные картинки); игра «Чьи следы»;
- наглядные: мнемотаблица нарисованы темное небо, снежинки, горка снега, ветка дерева унылая птичка, берлога);
предметно – графический план (для составления рассказа); ребус;
- словесные: проговаривание чистоговорки, составление рассказа по предметно – графическому плану, вопросу. Обсуждения.
Материалы и оборудование:
Мнемотаблица по теме «Зима», изображение «птичьих следов», макет дерева, предметные картинки с изображением зимующих птиц, рисунки для обведения птиц по точкам, простой карандаш, разрезные картинки птиц, предметно – графический план к рассказу «Снегирь – красивая птица», схема сложносочинённого предложения с союзом а, фонограмма с голосами птиц, тексты незаконченных предложений.
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Динамическая пауза «Голубь», игровой массаж.
Игровая Игра «Чьи следы», Дидактическая игра «Сложи картинку», «Дорисуй предмет».
Продуктивная Рисование птиц
Коммуникативная Составление рассказа по предметно-графическому плану «Снегирь – красивая птица»
Музыкальная Слушание пения птиц
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Организационный момент.
Какое время года наступило?
Посмотрите на таблицу и составьте предложения на тему «Что бывает зимой?»
Дети, опираясь на рисунки мнемотаблицы (туча, снежинки, много снега, ветер, грустная птица, ветка без листьев, берлога, составляют предложения о зиме. Дети мотивированы к организационной деятельности, уточнены представления о зиме, о признаках зимы.
2. Знакомство с темой. Игра «Чьи следы».
Педагог включает фонограмму с голосами птиц. - Как думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
- Посмотрите, кто оставил следы на полу?
- Давайте посмотрим, куда они ведут? Дети слушают фонограмму, идут по следам птиц. Развито умение слушать музыкальную композицию, определять по следам птиц.
3. Беседа о сороке, подбор признаков.
-Что это?
-Где живет сорока?
-Как люди помогают птицам зимой?.
-Зачем птицы нужны нам?
- Как люди должны относиться к птицам?
- Подберите слова-признаки к слову сорока. (Картинка с изображением сороки занимает место на дереве). Следы выводят детей к дереву. Отвечают на вопросы педагога. Подбирают слова-признаки (Чёрный, голосистый, звонкоголосый, шустрый, ловкий, красивый). Пополнены знания детей о зимующей птице сороке, закреплено умение подбирать слова – признаки.
4. Отработка звукопроизношения в чистоговорке, подбор действий.
-Какая птица прилетела в наш сад, вы узнаете, если разгадаете ребус. (Дятел)
Произносят чистоговорку на одном выдохе.
Дятел дерево долбит,
День – деньской
Кору дробит.
Дятел лечит
Древний дуб.
Добрый дятел
Дубу люб.
Подберите слова – действия к слову дятел.
(Картинка с изображением грача занимает место на дереве). Дети разгадывают ребус, произносят чистоговорку хором и индивидуально.
Подбирают слова – действия (клюёт, летает, спит, прыгает, защищает) Отработано произношение звука «р» с чистоговорке, закреплено
умение подбирать слова – действия.
5. Динамическая пауза «Голубь».
Дети под музыку имитируют полёт птиц.
По окончании музыки поворачиваются друг к другу.
Я –голубь, и ты –голубь.
(Показывают на себя, потом на товарища)
У меня нос, и у тебя нос.
(Прикасаются к своему носу и к носу товарища)
У меня гладкие, и у тебя гладкие.
(Гладят друг другу щёки)
У меня сладкие, и у тебя сладкие.
Прикасаются к уголкам губ)
Я – друг, и ты, друг.
Нам хорошо!
(Обнимаются) Дети выполняют движения в соответствии со словами. Сформировано координация движений.
6. Составление сложносочинённого предложения по схеме. Д/и «Сложи картинку», «Дорисуй предмет»
Кто из птиц ещё порадует вас своим пением, вы узнаете,
выполнив следующее задание.
(Мальчики собирают из частей птицу, а девочки обводят по точкам птицу).
-Какую птицу сложили мальчики? (Воробья)
- Какую птицу нарисовали девочки? (Синицу).
-Составьте предложение по схеме о том, что делали мальчики и что делали девочки.
(Воробей и синица занимают место на дереве) Мальчики собирают воробья, а девочки рисуют синицу.
Составляют предложение с союзом «а». (Мальчики собирали воробья, а девочки рисовали синицу). Сформировано умение составлять сложносочинённые предложения с союзом «а», составлять из частей целое, обводить предмет по контуру.
7. Закончи предложение.
На карточках напечатано часть предложения, вторую часть дети придумывают сами, используя картинку – птицу.
Осенью аист улетает, а… ворона остаётся зимовать.
Дятел живёт в дупле, а. грач в гнезде.
Дети работают в парах, один ребёнок читает, другой придумывает вторую часть предложения, используя картинки. Совершенствованы навыки чтения, умение договариваться о предстоящей работе, учитывать мнение партнёра.
8. Игровой массаж.
Вот глаза у нас какие:
Голубые, голубые.
Носик – пуговкой у нас.
Брови – ниточкой у глаз.
Ушки маленькие,
Губки аленькие,
Щёчки,
Шейка,
Лобик,
Рот
И наш пухленький живот. Дети выполняют лёгкий массаж частей тела в соответствии со словами. Созданы условия для снятия мышечного напряжения.
9. Составление рассказа по предметно – графическому плану.
Педагог обращает внимание на графический план, предлагает рассмотреть его и придумать рассказ «Снегирь – красивая птица».
Дети составляют рассказ по цепочке.
Снегирь очень красивая птица.
У него яркое туловище, черная голова и розово – красная грудка.
Когда птицы сидят на ветках деревьев, то они похожи на зимние яблочки.
Птицы живут в лесу
Они могут клевать семена растений.
Птенцы у них называются - снегирята.
Зимой люди делают кормушки и насыпают в них семечки и хлебные крошки, чтобы пережить зимой. Дети рассматривают графический план, рассказывают по цепочке. Сформировано умение составлять рассказ по предметно – графическому плану, готовы к совместной деятельности, воспитаны доброжелательные отношения.