Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Вся семья вместе и душа на месте»

Нина Бриль
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Вся семья вместе и душа на месте»

Цель: Нравственно-эстетическое воспитание в процессе приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Ход занятия:

Воспитатель и дети входят в избу (музыкальный зал оформлен в виде русской избы). Детей принимает Хозяюшка.

Воспитатель и дети: Здравствуйте,Хозяюшка! (Кланяются). Мир дому вашему!

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Дай бог тому, кто к нашему дому! Проходите, рассаживайтесь на лавке поудобнее. У меня для каждого найдется местечко и словечко.

Воспитатель:Как у тебя, Хозяюшка, в избе-то красиво!

Дети:Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Воспитатель: А не хочешь ли ты, Хозяюшка, загадки про свою избу послушать?

Хозяюшка:Давайте сядем рядком да поговорим ладком. Какие вы загадки знаете?

Дети:Стоит копна вся в дырках,

На копне гора,

Из горы дым идет. (Изба)

Хозяюшка: Вот вам моя отгадка:

Стоит бычище

Проклеваны бочища.

Дети:Дарья да Марья

Друг на друга глядят. (Пол, потолок)

Хозяюшка: Это два братца,

Которые друг на друга глядятся,

А вместе не сойдутся.

Дети: Набита пухом

Лежит под ухом. (Подушка)

Хозяюшка: Два братка, четыре ушка.

Вот и потолковали. Смышленые у меня гости, да и хозяюшка не проста.

Звучит фонограмма - плач маленького ребенка.

Воспитатель: Ребята, чей это голос?

Дети: Это плачет маленький ребенок.

Хозяюшка: Ой! Это моя внученька маленькая проснулась и плачет. (Берет из люльки куклу, укачивает, показывает детям)

Вот она внученька наша,

Девочка клубничка,

Румяное личико.

А вам она нравится? Как же ее успокоить?

Дети:Надо ей спеть колыбельную песню. (Дети поют колыбельную)

Воспитатель: А как зовут твою внучку, Хозяюшка?

Хозяюшка: Зовут ее Дарья. Давайте, ребята, назовем ее ласково, она ведь еще маленькая.

Дети: Даша, Дашенька, Дашутка, Дарьюшка и т. д

Хозяюшка: Вот и уснула моя Дашурочка. А теперь попробуйте друг друга назвать ласково. (Обращаясь к ребенку) Как тебя зовут?

Ребенок:Вася.

Хозяюшка:Давайте, ребята, назовем Васю ласково.

Дети: Васенька, Васютка, Васечка, Василек и т. д.

Хозяюшка:А когда Вася вырастет, как его будут называть?

Дети:Василий

и т. д. 3-4 имени.

Хозяюшка: Вот сколько есть разных имен, и как по-разному они могут звучать. У каждого имени есть своя красота, своя музыка, свой ритм.

(Дети на музыкальных инструментах проигрывают ритм имени: Ва-ря, Ва-рюш-ка, Вар-ва-руш-ка).

А теперь давайте поиграем в имена.

Игра "Договори имя". Хозяюшка называет первый слог имени и бросает платочек ребенку. Ребенок договаривает и бросает платочек Хозяюшке.

Хозяюшка: А что есть у человека, кроме имени?

Дети: Отчество.

Хозяюшка: А что такое отчество?

Дети: Это имя отца.

Хозяюшка: Правильно, если сына зовут Иван, а отца Петр, то полное имя будет Иван Петрович. А теперь попробуйте назвать свое имя и отчество. Так вас будут называть, когда вы вырастете. (Дети называют свои имена и отчества).

Хозяюшка: Кроме имени и отчества у каждого человека есть еще и фамилия. Вы знаете, ребята, что в старину давали фамилию в зависимости от характера человека, от того, как он выглядит, чем он занят, от названий животных, растений, от города, в котором он живет и т. д. Давайте попробуем придумать фамилию для человека:

- от слов "корова", "капуста", "рыбак", "кузнец";

- у которого длинный нос, одна нога, большие глаза.

(Дети образовывают фамилии).

Хозяюшка:Пока моя Дашенька - каприза спит, пойдемте детушки-малолетушки поиграем.

Хороводная игра "Арина".

Хозяюшка: А вы знаете, ребята, у меня ведь не одна внучка Дарьюшка. У меня много внуков, потому что семья большая. А в старину все семьи были большими. Недаром в народе говорят: "Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын".А знаете ли вы, ребята пословицы и поговорки о семье?.

Дети называют пословицы и поговорки о семье.

Хозяюшка: В большой семье всегда было много работы, но дело спорилось, работа ладилась. Как вы думаете, почему?

Дети отвечают.

Хозяюшка: Да, правильно,. Каждый работал, каждый знал свои обязанности. А знаете ли вы, что делали дети в крестьянской семье?

Воспитатель: Об этом очень хорошо рассказывается в русских народных сказках. Я сейчас вам прочитаю отрывки из сказок, а вы узнайте сказку и расскажите, чем занимались дети в семье.

Читает отрывки из сказок "Гуси-лебеди", "Семь Симеонов" и т. д. Дети отвечают, что девочек оставляли в няньках, мальчики помогали отцу в поле,

дети кормили домашних животных, помогали старым и больным соседям.

Хозяюшка: А чтобы веселей работалось в большой дружной семье, все пели песни.

Дети поют песню "Пряха".

Хозяюшка: Ох и порадовали вы меня, гости дорогие своими речами разумными. Ну совсем как мои внуки! Вот я вам сейчас фотографию моей семьи. Только вот беда, очки куда-то подевались. (Перебирает фотографии).

А вот она, кажется. (Показывает детям фотографию группы). Вот моя семья.

Дети:Нет, это не семья, это наша группа.

Хозяюшка: А группа разве не может быть семьей? Что такое семья?

Дети: Семья - это родственники. Это дедушка, бабушка, мать, отец, дети, внуки, братья, сестры. В группе дети из разных семей, у каждого свои

родственники.

Хозяюшка: (Показывает фотографию семьи). А это семья?

Дети: Это семья. На фотографии изображены дедушка, бабушка, отец, мать, дети, внуки.

Хозяюшка: А давайте сравним, кто в этой семье старше, а кто моложе.

Дети: Сравнивают: дедушка старше папы, мама моложе бабушки и т. д.

Хозяюшка:Ой,что же это я, гости дорогие, за разговорами и про угощение забыла. Пора и чайку попить. "Чай пить - не дрова рубить". А чтобы весело сиделось, запевайте, ребята, песню шуточную, прибауточную.

Дети исполняют песню "Было у тещеньки семеро зятьев"

Воспитатель: Спасибо тебе, Хозяюшка, за угощение. Пора и честь знать. До свидания.

Хозяюшка: До свидания, гости дорогие.

Публикации по теме:

Циклограмма мероприятий в подготовительной группе «Неделя родного языка» Цель: обогащение детского развития посредством приобщения к истокам татарской и русской национальной культуры; развитие интереса к татарскому.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Вся семья вместе и душа на месте»
Опубликовано: 29 декабря 2014 в 21:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 августа. День сбора и заготовки грибов на МААМ

26 августа в народном календаре Тихонов день – православная церковь вспоминает святого Тихона Задонского. Какие традиции связаны с этим днём? Сбор и заготовка впрок грибного «улова»; подготовка хранилищ,...

26 августа. День рисования по ткани на МААМ

Сказочные переливы красок и волшебные рисунки на ткани – все это батик. Этот вид росписи пришел к нам с индонезийского острова Ява, о чем свидетельствует само его название – на местный язык глагол...

Сценарий спортивно — игровой программы для дошкольников «Битва скороходов»
Цель: социальная адаптация и реабилитация воспитанников, путём включения их в досуговую деятельность, привитие навыков здорового образа жизни. Ход...
Выставка поделок «Парад Витаминов!» (фотоотчёт)
Концу лета традиционно в нашем детском саду проводится выставка поделок детского и семейного творчества из природных материалов. В этот раз мы ее назвали...
Конспект НОД в старшей группе «Считаем до 10»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Числа от до 10″; Задачи: Обучающие: 1. Закреплять умения детей пользоваться прямым...