Нина Бриль
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Вся семья вместе и душа на месте»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Нравственно-эстетическое воспитание в процессе приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Ход занятия:
Воспитатель и дети входят в избу (музыкальный зал оформлен в виде русской избы). Детей принимает Хозяюшка.
Воспитатель и дети: Здравствуйте,Хозяюшка! (Кланяются). Мир дому вашему!
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Дай бог тому, кто к нашему дому! Проходите, рассаживайтесь на лавке поудобнее. У меня для каждого найдется местечко и словечко.
Воспитатель:Как у тебя, Хозяюшка, в избе-то красиво!
Дети:Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы „Вся семья вместе и душа на месте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Воспитатель: А не хочешь ли ты, Хозяюшка, загадки про свою избу послушать?
Хозяюшка:Давайте сядем рядком да поговорим ладком. Какие вы загадки знаете?
Дети:Стоит копна вся в дырках,
На копне гора,
Из горы дым идет. (Изба)
Хозяюшка: Вот вам моя отгадка:
Стоит бычище
Проклеваны бочища.
Дети:Дарья да Марья
Друг на друга глядят. (Пол, потолок)
Хозяюшка: Это два братца,
Которые друг на друга глядятся,
А вместе не сойдутся.
Дети: Набита пухом
Лежит под ухом. (Подушка)
Хозяюшка: Два братка, четыре ушка.
Вот и потолковали. Смышленые у меня гости, да и хозяюшка не проста.
Звучит фонограмма - плач маленького ребенка.
Воспитатель: Ребята, чей это голос?
Дети: Это плачет маленький ребенок.
Хозяюшка: Ой! Это моя внученька маленькая проснулась и плачет. (Берет из люльки куклу, укачивает, показывает детям)
Вот она внученька наша,
Девочка клубничка,
Румяное личико.
А вам она нравится? Как же ее успокоить?
Дети:Надо ей спеть колыбельную песню. (Дети поют колыбельную)
Воспитатель: А как зовут твою внучку, Хозяюшка?
Хозяюшка: Зовут ее Дарья. Давайте, ребята, назовем ее ласково, она ведь еще маленькая.
Дети: Даша, Дашенька, Дашутка, Дарьюшка и т. д
Хозяюшка: Вот и уснула моя Дашурочка. А теперь попробуйте друг друга назвать ласково. (Обращаясь к ребенку) Как тебя зовут?
Ребенок:Вася.
Хозяюшка:Давайте, ребята, назовем Васю ласково.
Дети: Васенька, Васютка, Васечка, Василек и т. д.
Хозяюшка:А когда Вася вырастет, как его будут называть?
Дети:Василий
и т. д. 3-4 имени.
Хозяюшка: Вот сколько есть разных имен, и как по-разному они могут звучать. У каждого имени есть своя красота, своя музыка, свой ритм.
(Дети на музыкальных инструментах проигрывают ритм имени: Ва-ря, Ва-рюш-ка, Вар-ва-руш-ка).
А теперь давайте поиграем в имена.
Игра "Договори имя". Хозяюшка называет первый слог имени и бросает платочек ребенку. Ребенок договаривает и бросает платочек Хозяюшке.
Хозяюшка: А что есть у человека, кроме имени?
Дети: Отчество.
Хозяюшка: А что такое отчество?
Дети: Это имя отца.
Хозяюшка: Правильно, если сына зовут Иван, а отца Петр, то полное имя будет Иван Петрович. А теперь попробуйте назвать свое имя и отчество. Так вас будут называть, когда вы вырастете. (Дети называют свои имена и отчества).
Хозяюшка: Кроме имени и отчества у каждого человека есть еще и фамилия. Вы знаете, ребята, что в старину давали фамилию в зависимости от характера человека, от того, как он выглядит, чем он занят, от названий животных, растений, от города, в котором он живет и т. д. Давайте попробуем придумать фамилию для человека:
- от слов "корова", "капуста", "рыбак", "кузнец";
- у которого длинный нос, одна нога, большие глаза.
(Дети образовывают фамилии).
Хозяюшка:Пока моя Дашенька - каприза спит, пойдемте детушки-малолетушки поиграем.
Хороводная игра "Арина".
Хозяюшка: А вы знаете, ребята, у меня ведь не одна внучка Дарьюшка. У меня много внуков, потому что семья большая. А в старину все семьи были большими. Недаром в народе говорят: "Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын".А знаете ли вы, ребята пословицы и поговорки о семье?.
Дети называют пословицы и поговорки о семье.
Хозяюшка: В большой семье всегда было много работы, но дело спорилось, работа ладилась. Как вы думаете, почему?
Дети отвечают.
Хозяюшка: Да, правильно,. Каждый работал, каждый знал свои обязанности. А знаете ли вы, что делали дети в крестьянской семье?
Воспитатель: Об этом очень хорошо рассказывается в русских народных сказках. Я сейчас вам прочитаю отрывки из сказок, а вы узнайте сказку и расскажите, чем занимались дети в семье.
Читает отрывки из сказок "Гуси-лебеди", "Семь Симеонов" и т. д. Дети отвечают, что девочек оставляли в няньках, мальчики помогали отцу в поле,
дети кормили домашних животных, помогали старым и больным соседям.
Хозяюшка: А чтобы веселей работалось в большой дружной семье, все пели песни.
Дети поют песню "Пряха".
Хозяюшка: Ох и порадовали вы меня, гости дорогие своими речами разумными. Ну совсем как мои внуки! Вот я вам сейчас фотографию моей семьи. Только вот беда, очки куда-то подевались. (Перебирает фотографии).
А вот она, кажется. (Показывает детям фотографию группы). Вот моя семья.
Дети:Нет, это не семья, это наша группа.
Хозяюшка: А группа разве не может быть семьей? Что такое семья?
Дети: Семья - это родственники. Это дедушка, бабушка, мать, отец, дети, внуки, братья, сестры. В группе дети из разных семей, у каждого свои
родственники.
Хозяюшка: (Показывает фотографию семьи). А это семья?
Дети: Это семья. На фотографии изображены дедушка, бабушка, отец, мать, дети, внуки.
Хозяюшка: А давайте сравним, кто в этой семье старше, а кто моложе.
Дети: Сравнивают: дедушка старше папы, мама моложе бабушки и т. д.
Хозяюшка:Ой,что же это я, гости дорогие, за разговорами и про угощение забыла. Пора и чайку попить. "Чай пить - не дрова рубить". А чтобы весело сиделось, запевайте, ребята, песню шуточную, прибауточную.
Дети исполняют песню "Было у тещеньки семеро зятьев"
Воспитатель: Спасибо тебе, Хозяюшка, за угощение. Пора и честь знать. До свидания.
Хозяюшка: До свидания, гости дорогие.