Валентина Ивановна Козлова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Воздушная оболочка Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Сформировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них — кислород (им люди дышат); на основе опытов закрепить представление о роли кислорода; Расширить знания о значении воздушной оболочки Земли, воспитывать любознательность и интерес к процессам, происходящим в окружающем мире. Развивать умение детей строить правильно предложения, дополняя их прилагательными, глаголами, наречиями. Активизация словаря: воздух, углекислый газ, кислород, Земля, планета, космос. Обогащение словаря: космическое тело, солнечная система, азот, атмосфера.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе „Воздушная оболочка Земли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Материал: стаканчики с водой, камушки по количеству детей, соломинки по количеству детей, блюдце, спички, кусочек газеты, стеклянный стакан; схема слоев атмосферы. Предварительная работа: беседы о воздухе и его значении в жизни всего живого, рассматривание географического атласа, игры «Кто летает по воздуху?», «Ветер - это хорошо или плохо?», решение проблемных ситуаций: если бы не было воздуха, что будет, если исчезнут деревья? Что будет, если одна машина будет выпускать много газа? А много машин? Что произойдёт, если на заводах не будут стоять очистительные фильтры?
Ход занятия.
Предлагаю детям сесть за столы, выпрямить спину, ровно поставить ноги и положить ладонь на грудную клетку:
- Что мы вдыхаем и выдыхаем? (опрос 2-3 детей)
- Что бы произошло, если бы не было воздуха? (опрос 2-3 детей)
- Почему мы не видим воздух? (опрос 2-3 детей, он прозрачный, но мы его чувствуем) Опыт № 1. Показываю целлофановый мешок, внутри кубики:
- Что лежит в мешочке? (опрос 1 -2 детей). А больше ничего нет?
Вытаскиваю кубики и сворачиваю мешок:
- Посмотрите, здесь какая-то выпуклость, как думаете, отчего это? (опрос 2-3 детей, в мешочке остался воздух)
Опыт № 2
- А теперь пододвиньте к себе стаканчик с водой и возьмите соломинку, опустите её в воду и подуйте: что видите? (опрос 2-3 детей, идут пузырьки - это воздух).
Опыт № 3
- возьмите камушек и опустите в стакан с водой. Что видите? (опрос 2-3 детей). Да, идут пузырьки. Это воздух. Это «Волшебник», без которого бы не было жизни на Земле. Предлагаю посмотреть на изображение Земли
- Что это? (опрос 2-3 детей). Земля - это планета или звезда? (опрос 2-3 детей). А что такое планета? (опрос 2-3 детей).
Поясняю, что планета - это космическое тело. Выставляю схему Земли и атмосферы Земли :
- Ребята, мы с вами выяснили, что без воздуха невозможна жизнь на Земле. Посмотрите, на этой схеме видна воздушная оболочка Земли, которая состоит из разных газов: кислорода, которым мы дышим; углекислого газа, который мы выдыхаем и азота.
Опыт № 4
- Давайте проверим, можно ли хорошо себя чувствовать без воздуха? Закройте ненадолго ладошкой рот и нос. Откройте. Комфортно ли вы себя чувствовали? Почему? (опрос 2-3 детей). Да, потому, что не вдыхали воздух. Для дыхания нам нужен кислород, но кислород нужен не только для дыхания.
Опыт №5
- Посмотрите, на блюдце я зажгу кусочек бумаги. Горит? А теперь накрою её стаканом. Что произошло? (опрос 1-2 детей). Почему? (опрос 2-3 детей). Нет именно кислорода, а без него нет огня.
- А теперь давайте поиграем в игру «Воздух, земля, вода», выходите в круг. Я буду бросать вам по очереди мяч и говорить слово «Воздух» или «Земля» или «Вода», а вы будете называть объекты природы животного мира, которые либо летают по воздуху, либо ходят или ползают по земле или обитают в воде, (воздух - бабочка, снегирь, кукушка, стрекоза; земля - кобра, лягушка, лошадь; вода - морская звезда, кит, акула, дельфин, горбуша).
Когда дети сядут, продолжаю занятие:
- Ребята, мы выяснили, что кислород нужен не только чтобы дышать, но и без него нет огня. Дышат люди, дышат звери, птицы - все вдыхают кислород. Горит огонь - тоже забирает кислород. Трубы заводов, фабрик выбрасывают в атмосферу целые реки углекислого газа. Назовите источники загрязнения воздуха, (опрос 3-4 детей, заводы и фабрики, транспорт выбрасывает много выхлопных газов, пожары). Почему мы не задыхаемся? (опрос 2-3 детей, К счастью углекислый газ необходим растениям. Все они забирают углекислый газ, а возвращают кислород, без которого мы не могли бы жить. Назовите правила бережного обращения с растениями (опрос 3-5 детей) :
1) Не рубите деревья, кустарники
2) Ветки не ломать, деревья не калечить, ни травинку, ни лист зря не рвать
3) Не разжигать костров, от огня погибают растения
4) Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!
Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух
- Что нового сегодня узнали на занятии? (опрос 3-4 детей)
Литература:
1) Донина О. И., Хамидуллина Л А. «Путешествия по Вселенной» - занятия по формированию у дошкольников естествен но-научной картины мира
2) Гурчина Г. И. и др. «Окно в мир» - экологический атлас