Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Мини-музей «Куклы наших бабушек»

Александра Володина
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Мини-музей «Куклы наших бабушек»

Конспект непосредственно

образовательной деятельности

на тему:

«Мини – музей «Куклы наших бабушек».

Подготовил: воспитатель

гр. №11 «Светлячки»

Володина А. С.

г. Людиново, 2019 г.

«Куклы наших бабушек»

Форма проведения: экскурсия

Цель:

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе „Мини-музей „Куклы наших бабушек“» размещена в разделах

-формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю кукол.

Задачи:

-развитие познавательной активности, любознательности, социальной компетентности дошкольников;

- пробуждение интереса к истокам народного творчества, через эстетическое восприятие образцов народной игрушки;

- расширение представлений детей о народных игрушках;

- развивать творческое мышление, эстетический вкус.

Оборудование и материалы: кукла Марья- Искусница

экспонаты музея «Куклы наших бабушек» : мартинички, Зерновушка, Кубышка-травница, Зайчик на пальчик, Кувадка, Кукла на счастье (Долюшка, Кукла-колокольчик

Методы и приемы:

наблюдение

проблемные вопросы,

игра «У Меланьи, у старушки»

художественное слово

словесные игры

физкультминутка «Зайка серенький сидит…»

Ход

Воспитатель: «Руки протяни дружок,

Становись скорей в кружок,

Будем мы с тобой дружить,

В этом светлом мире жить».

Дети:

Много игрушек в детском саду

Наши игрушки стоят на виду

Машины, посуда, котики, мышки,

Кукла, раскраски и книжки.

Мы наши игрушки не бьем, не ломаем,

Их у товарищей не отнимаем.

Много и кукол в музее у нас

Ими любуемся мы каждый раз.

Воспитатель:

И бабушки ваши в куклы играли

Хотели бы вы о них больше узнать?

Я вас на экскурсию всех приглашаю

И экскурсовода вам представляю

(воспитатель достает куклу Марью-искусницу)

- Эта Кукла живет в нашей группе и теперь в нашем музее, она хранит все его секреты.

Воспитатель: Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.

Давным- давно наши прапрабабушки и прапрадедушки жили среди природы. Она их кормила, одевала, лечила, давала тепло. И люди верили, что если задобрить солнце, ветер, дождь, грозу, мороз, то погода будет благоприятной, ведь именно от этого зависело самое главное.

Воспитатель: А что было самым главным для тех, кто жил и работал на земле?

Дети: Ответы детей (хороший урожай, чтобы прокормить семью, чтобы весной снова засеять поле)

Воспитатель: А как можно задобрить солнце, ветер, дождь?

Дети: Ответы детей (устроить праздник, спеть песню, сделать подарок)

Воспитатель: Люди готовы были отдать в дар природе самое дорогое, и тогда они стали делать кукол, которые были похожи на человека.

Воспитатель: А одна девочка знает загадку, послушайте внимательно.

Загадка

Вот возьму я палочку

Замотаю в тряпочку,

В лоскуточки наряжу,

Сверху бантик повяжу,

Получилась не игрушка

А любимая подружка.

(лоскутная кукла)

Воспитатель: Весной в марте дети делали из цветных ниток кукол Мартиничек. Их развешивали на деревьях в подарок теплому ветру, чтобы он скорее принес весну.

Давайте и мы развесим наши Мартинички, да по народному обычаю ветер закличкой позовем:

«Ветер-ветерок, Прилети к нам,

Принеси Весну - красну, Красно солнышко!»

Воспитатель: Вот и ветер услышал нас и прилетел.

Воспитатель: В старину куклы и по хозяйству помогали. Во многих домах была вот такая кукла. Это кукла Крупеничка (или Зерновушка). В этой куколке крупа всю зиму хранилась, сберегала в себе силу Земли-матушки.

Воспитатель: В круг скорее вставайте, да народную игру затевайте:

Игра – песня «У Маланьи, у старушки»

А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

Любил веселиться наш народ, много праздников было на Руси.

Воспитатель: Первая кукла, с которой играли дети - Кувадка - подвешивали над колыбелью новорожденного - отгоняли злых духов и бессонницу от младенца.

Воспитатель: Посмотрите, из каких материалов сделаны куклы?

Дети: ответы детей – из ткани, лоскутов, соломы, ниток.

Воспитатель: Да,правильно. Ткань для куклы не резали, а рвали, отсюда другое название тряпичной игрушки - рванка. Иголку применяли только для создания одежды куклы.

Воспитатель: Что необычного вы заметили во всех куколках?

Дети: ответы детей….

Воспитатель: (дополнить ответы детей) Все эти куколки безликие. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и тем самым могла стать опасной для малыша. Кукла «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребенку. Эти куклы являлись оберегами от болезней, недобрых людей, злых духов как для детей так и для всего дома.

Воспитатель: Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их было очень много. Дети умели делать тряпичных кукол сами, они начинали «вертеть» их уже лет с пяти.

Воспитатель: Зайчик на пальчик

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, именно в этом возрасте родители начинали оставлять ребенка одного, и чтобы ему не страшно, и было с кем играть, ему делали такого зайчика.

Физкультминутка «Зайка серенький сидит…»

-А давайте с зайчиком поиграем.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

Воспитатель:А эта кукла Травница.

- Кто сможет рассказать о ней?

Дети: ответы детей…

Воспитатель: дополнить ответы

Кубышка-Травница

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни.

Воспитатель: Колокольчик - кукла добрых вестей.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Дети : У кукол, знаю точно, есть душа,

В груди тряпичной сердце бьется часто.

Прижми ее к себе, увидишь, счастье

Из глаз струится, как у малыша.

Согрета человеческим теплом,

Тех рук, что эту куклу создавали,

Лелеяли, ночами обшивали.

Теперь она несет тепло в твой дом.

А ты в ответ мне: «Верится с трудом».

Воспитатель: Какое у вас настроение, ребята? Конечно, ведь Кукла добрых вестей приносит в нашу группу только хорошие новости и дарит веселое настроение всем нам своим задорным перезвоном.

Много кукол у нас в музее, и они еще нам расскажут свои секреты и подарят хорошее настроение.

Кукла Марья- искусница :

мини-музее вам я рассказала,

Вот только не все еще показала,

Вы в гости почаще ко мне приходите

О куклах народных всем- всем расскажите,

А я буду ждать вас, друзья, каждый раз

И кукол таких научу крутить вас!

Воспитатель: Вижу, что куклы Вам понравились. Поэтому на память о нашей встречи, я хочу вам подарить Кукол Мартиничек. И вы их сможете повесить у себя дома на окошке в знак прихода весны. А еще схемы карточки кукол с помощью них вы вместе с бабушкой или мамой сделаете свою куклу подружку. Спасибо за работу вашу, за старание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Дикие животные наших лесов» Педагогический замысел: Воспитывать интерес и бережное отношение к миру живой природы. Познавательное развитие: Систематизировать представления.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Цветок Доброты» в средней группеКонспект непосредственно-образовательной деятельности «Цветок Доброты» в средней группе Цель: - формировать умение детей использовать нетрадиционную технику рисования - печать ладошкой, - совершенствовать технику скатывания.

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по аппликации «Друзья для Снеговика» в средней группеКонспект непосредственно — образовательной деятельности по аппликации «Друзья для Снеговика» в средней группе Конспект непосредственно - образовательной деятельности по аппликации в средней группе. Тема: «Друзья для Снеговика». Образовательная.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Сосульки на крыше» в средней группеКонспект непосредственно образовательной деятельности «Сосульки на крыше» в средней группе Задачи: - обобщить знания детей о первых признаках прихода весны; закрепить умение детей закрашивать фон без пробелов, катать из пластилина.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «День здоровья»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «День здоровья» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 58 «БЕЛОЧКА» Конспект непосредственно.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Покормите птиц зимой!»Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Покормите птиц зимой!» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Покормите птиц зимой!» Цель. Продолжать знакомить детей с зимующими.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе совместно с родителями «Путешествие в прошлое куклы» Ход непосредственно образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята в нашу группу пришло письмо, оно адресовано.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Волшебный кубик»Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Волшебный кубик» Цель: - Показать уровень сформированности умений и навыков, приобретённых ранее; поддерживать интерес к дидактическим играм развивающей.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Зимние гости» в средней группеКонспект непосредственно-образовательной деятельности «Зимние гости» в средней группе О. О. Художественно-эстетическое развитие (аппликация) Тема: «Зимние гости» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной.

Мини-музей «Волшебные вещи руками наших мам и бабушек» в старшей группеМини-музей «Волшебные вещи руками наших мам и бабушек» в старшей группе В нашем группе стало традицией в канун праздников организовывать мини-музеи. Вот и в преддверии8-го марта мы организовали мини - музей "Волшебные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Мини-музей «Куклы наших бабушек»
Опубликовано: 13 сентября 2020 в 11:54
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД