Светлана Чебышева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Моя семья» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о себе и своей семье, о некоторых родственных отношениях.
Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Коррекционно-образовательные задачи:
• активизировать словарь по теме занятия;
• упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнительной степени прилагательных;
• закреплять образование существительных, с помощью суффиксов;
• упражнять в подборе антонимов;
• обучать составлению рассказа по картине.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Моя семья“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи:
• формировать связную речь;
• совершенствовать общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);
• развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;
• развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
• воспитывать любовь и заботу, по отношению к членам семьи, доброжелательность;
• воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Оборудование: Электронный фотоальбом «Моя семья» с семейными фотографиями детей, мяч, игровизоры: «Кому что», фломастеры, шаблоны лепестков ромашки, ножницы, клей.
Предварительная работа: Рассматривание семейных фотографий, сюжетных картин о семье. Рисование портретов мамы, папы, автопортрета. Заучивание стихов, пословиц. Чтение рассказов Н. Артюховой «Трудный вечер», Е. Благининой «Солнечный луч» и стихов В. Донниковой «Твоя мама», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил», В. Кудлачёвой «Важные слова».
Ход НОД:
Организационный момент:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Вот смотрю я на ваши лица и думаю с кем мне здесь подружиться?
Меня зовут Светлана Николаевна, а вы мне ответьте, как вас зовут по имени ласково? (Артурчик, Тёмочка, Наташенька, Вовочка и т. д.)
Вот таких замечательных ребят я приглашаю поиграть:
Покажите, какое бывает выражение лица у папы, когда он сердится;
у мамы, когда она радуется;
у бабушки, когда она удивляется;
у воспитательницы, когда она огорчается.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам поговорить о Семье,
сегодня у нас в группе открыта электронная фотовыставка «Моя семья».
(дети садятся на стульях полукругом перед экраном)
(Воспитатель или ребёнок читает стихотворение «Семейный альбом»)
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале мы отражаемся в нем.
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Воспитатель: Кто нашел фото своей семьи и хочет рассказать о ней?
(Дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен. По ходу рассказов воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья и т. д.)
Воспитатель:Ребята, а вы заметили, что все дети, когда рассказывали о своей семье, улыбались? Кто догадался, почему все дети улыбались?
( - потому что дети любят всех в своей семье;
- когда мама и папа рядом, всегда хорошее настроение, радость;
- приятно вспоминать тот день, когда вместе фотографировались и т. д.)
Воспитатель: Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
Воспитатель: С таким замечательным настроением я приглашаю вас в гости к девочке Аленке.
Воспитатель: Живёт Аленка в этом красивом доме (обращаю внимание детей на макет дома). Но Алёнка живет не одна. И вот, чтобы нам узнать с кем она живет, нам надо будет отгадать загадки.
(при отгадывании загадки детьми правильно устанавливаю в окошки дома картинку, обозначающую членов семьи).
1. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед-
Мой родной, любимый …. (дед)
2. Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?-
Ну, конечно… (бабушка)
3. Кто стирает, варит, шьёт,
На работе устает,
Просыпается так рано?-
Лишь заботливая ….(мама)
4. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым.
(папа)
5. У нас родители одни,
Один любимый круг родни,
В один мы ходим детский сад,
Одни игрушки, самокат.
Всё потому, что он мой …(брат)
6. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя старшая … (сестренка)
Воспитатель: Так с кем же живет девочка Аленка? Перечислите… Как назвать их одним словом?
Дети: Семья.
Воспитатель: Семья – это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу.
Воспитатель: Сколько членов в этой семье?
/семь/
Назовите самых старших членов семьи.
/бабушка и дедушка/
Чтение стихотворения о бабушке
Ближе бабушки чудесной, нет подружки у меня!
Мне с бабулей интересно, не прожить нам врозь и дня!
Чтение стихотворения о дедушке
Стих сейчас вам расскажу, как я с дедушкой дружу!
Мы играем с дедом в прятки, он катает, как лошадка.
Дед рассказывает сказки и мне песенки поет.
Порой возит на рыбалку, или слезы мне утрет.
Вот такой у меня дед! Лучше деда – просто нет!
Воспитатель: Назовите самых младших членов семьи.
/сын, дочь/
Воспитатель: Назовите членов семьи, которых не назвали.
/мама, папа/
Чтение стихов.
Я и мама
Улыбаюсь я, как мама,
Так же хмурюсь я упрямо.
У меня такой же нос
И такой же цвет волос.
Ростом ниже я. Но все же
И глаза у нас похожи.
Даже папа мне сказал:
- Просто мамины глаза!
Ходим в ногу я и мама.
- Как похожи! – говорят.
Только мама смотрит прямо,
А я налево и направо
И еще смотрю назад.
О. Дриз. перевод Г. Сапгира.
Про папу
Не терпит мой папа безделье и скуку.
У папы умелые сильные руки!
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
Е. Серова
Воспитатель: Кто девочка и мальчик бабушке и дедушке?
/внучка и внук/
Воспитатель: Кем доводится девочка мальчику?
/сестрой/
А кто мальчик девочке?
/брат/
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы, наверное, устали? Давайте отдохнем.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Хомячок, щенок и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
Воспитатель: Ребята, а как члены семьи относятся друг другу?
(Любят друг друга, уважают, помогают)
Воспитатель: Правильно, в семье все любят друг друга. И называют друг друга ласково.
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково»
Игра мячом «Скажи ласково»
(я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково)
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька, папуля
Мама – мамочка, мамуля.
Дед – дедушка, дедуля
Баба – бабушка, бабуля, бабулечка.
Брат, сестра, дядя, тётя.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных. Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек.
Воспитатель: В семье все должны заботиться друг о друге, помогать друг другу. Помогите всем членам семьи отыскать свои вещи.
Игровизор «Отгадай, чья вещь!»
(Дети соединяют вещи и членов семьи по смыслу)
Воспитатель: Как хорошо, что у вас есть семья. Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в вашей семье любят друг друга, весело живут все вместе.
Семьи бывают большие и маленькие.
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
А нас с вами, нашу группу «Пчелки», тоже можно назвать семьей. Ведь мы столько времени проводим вместе. Вместе радуемся и печалимся, вместе преодолеваем трудности, учимся и побеждаем.
А вы знаете, что символом семьи считается цветок ромашка.
Я предлагаю сделать символ семьи для нашей группы.
(дети вырезают из белой бумаги лепестки и приклеивают на ватман. Воспитатель завершает ромашку, приклеивая желтую серединку).
Воспитатель: Отлично! Какая красивая эмблема у нас получилась!
Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается. Я хочу вам пожелать, чтобы вы любили и уважали своих родителей и все вместе жили дружно и счастливо!