Елена Цветкова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Путешествие Капельки»
Образовательная область: познавательное развитие
Тип занятия: Сообщение новых знаний
Вид: Экспериментирование
Программные задачи:
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать с помощью опытов, что вода может переходить из одного состояния в другое. Обобщить и расширить знания детей о круговороте воды в природе. Развивать любознательность, мышление, речь детей; обогащать словарный запас. Воспитывать бережное отношение к воде.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Темочки
Цель экспериментальной деятельности:
Учить детей проводить исследования, добиваться результатов; размышлять, высказывать своё мнение, обобщать результаты опытов.
Здоровьесберегающие технологии: Зрительная гимнастика
Оборудование: диск «Звуки природы» (Шум океана, Журчание ручья).
Материал для оформления лаборатории: халаты по количеству детей, 1 для взрослого, глобус, колбы, пробирки, пинцеты, микроскоп, пипетки, увеличительные стекла и т. д.
Для опытов: кусочки льда, комочки снега, чайник с горячей водой, стекло или зеркало, пипетки по количеству детей, стаканчики одноразовые (по 2 штуки, глубокие контейнеры, колба, желобки из фольги (по количеству детей, банка 3-литровая, пинцет или щипцы для льда; диск с мультфильмом «Заяц Коська и Родничок»; силуэты сказочных капелек.
Словарная работа: лаборатория, ученые.
Предварительная работа: наблюдения на прогулках, заучивание стихотворения «Вы слыхали о воде?», замораживание воды в формочках.
Ход занятия.
Звучит музыка с записью шума океана. Дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто я такая? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Конечно же, это вода. Так вы слыхали о воде?
1 ребенок: Говорят, она везде!
2 ребенок: В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
3 ребенок: На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем!
4 ребенок: Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
5 ребенок: Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
6 ребенок: Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Вы ее в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
Воспитатель:
Ребята, вода - самое удивительное вещество на Земле! Сегодня я хочу вам рассказать одну историю. Жили-были три капельки, три сестрички. Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды солнышко грело так сильно, что одна из них превратилась в пар. А когда похолодало, ударил страшный мороз. Вторая капелька в эту минуту расчесывала свои косички, да так и превратилась в снежинку с красивыми лучиками. А третья успела спрятаться и осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала любоваться собой и не захотела признавать в капельке и «паринке» родных сестричек. А как вы думаете, права ли снежинка? Снежинка, паринка и капелька – это родные сестрички или нет? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы хотите помирить сестричек? Как это сделать? Что для этого нужно? (ответы). Вы предлагаете провести опыты, чтобы больше узнать о свойствах воды? Хорошо. Тогда предлагаю отправится в научную лабораторию. Согласны? Вы знаете, что такое лаборатория? А кто там работает? (ответы).
Правильно. Лаборатория – это помещение, специально приспособленное для проведения там опытов. А ученый – это человек, который очень много знает и еще больше хочет узнать. Учеными могут быть и мужчины, и женщины. В лаборатории нужно вести себя очень тихо, чтобы никому не мешать работать. Вы готовы? Тогда пойдемте.
Воспитатель и дети заходят в лабораторию, ученый (2 воспитатель) разглядывает что-то в колбе, взбалтывает цветную жидкость, записывает что-то в тетрадь. Дети здороваются.
Ученый: Здравствуйте - здравствуйте! (спуская очки на нос, разглядывает гостей). Чем могу быть полезен? Что привело вас в нашу научную лабораторию? Дети объясняют, с какой целью они пришли. Просят помочь им доказать снежинке, что капелька и паринка ее сестрички.
Ребята, я с удовольствием вам помогу, но сначала мне бы хотелось узнать, что вы знаете о воде? (ответы детей)
Молодцы, необходимые знания у вас есть. Поэтому, я предлагаю вам провести несколько опытов с водой. Сегодня вы будете настоящими учеными! Лаборатория любит чистоту и порядок. Наденьте, пожалуйста, халаты. А чтобы мне с вами было легче общаться, давайте прикрепим бейджики с вашими именами (воспитатель помогает прикреплять бейджики с надписями Ученый Максим и т. д.). Готовы к работе? Тогда начнем.
Итак, подойдите, пожалуйста, к столу. Что происходит с капельками дождя, когда они падают на землю? (ответы)
Ученый выслушивает ответы. Хорошо, сейчас мы с вами это и проверим.
Опыт 1. Возьмите в руки пипетку, наберите в нее воду из стаканчика, по капельке капайте воду на желобок. Что происходит с капельками воды?
Дети: Капельки соединяются вместе и образуют ручеек.
Ученый: Молодцы. Положите пипетки на место. Сейчас мы с вами смогли пронаблюдать, как в природе образуются ручейки. А как вы думаете, если много ручейков сольются вместе, что получится? (река). Молодцы.
Вывод: Капельки дождя, падая с неба, соединяются и образуют ручейки.
Опыт 2. «Вода не имеет формы»
Ученый: А теперь посмотрите на мяч, какой он формы? Какую форму имеет огурец? Как вы думаете, а какую форму имеет вода? (ответы). Давайте проверим, верны ли ваши предположения? Поможет нам в этом следующий опыт.
Возьмите пробирку с водой. Какой формы в ней вода? (ответы). Хорошо. А сейчас возьмите в руки пустой стаканчик и аккуратно перелейте воду из пробирки в стакан. Что вы сейчас делаете? Если воду можно переливать, значит, она какая? (жидкая). Какой формы стала вода в ваших стаканчиках? Значит, что мы можем сказать о форме воды? Есть ли у нее своя форма? (ответы)
Вывод: У воды нет формы, она принимает форму емкости, в которую ее наливают.
Опыт 3. «Лед - твердая вода»
Мне сказали, что вчера вы налили воду в формочки и поставили их на улицу, чтобы посмотреть, что же произойдет с водой. Сейчас в нашу лабораторию доставили ваши образцы, вот они, посмотрите. Что произошло с водой? Если положить кусочек льда на тарелочку, как вы думаете, что произойдет? А если положить его на ладошку? Где лед растает быстрее? Давайте это проверим. Я положу каждому на тарелочку кусочек льда. А теперь возьмите вторую льдинку и подержите ее в ладошке. Какая она? Что случилось с льдинкой? Почему лед стал таять в ваших ладонях? Значит, лед это?
Положите льдинки на мою тарелочку. А теперь возьмите льдинку на своей тарелочке и тоже переложите на мою. Что-нибудь появилось на месте, где лежала льдинка? Где лед таял быстрее? Почему? Итак, что мы узнали?
Вывод: Мы узнали еще одно свойство воды: она может замерзать и превращаться (в лед, который в свою очередь может в тепле растаять и снова превратиться… (в воду)
Возьмите в ладошки снег. Подержите. Что происходит? Значит снег - это…
Замечательно. Вы настоящие ученые.
А теперь мы проведем самый опасный опыт. Подойдите ко мне. Сейчас нам понадобятся ваши зоркие глазки. А чтобы они лучше видели, мы с вами их немножко потренируем.
Зрительная гимнастика «Дождик»
Капля первая упала – кап! Сверху пальцем показывают траекторию движения капли,
И вторая прибежала – кап! глазами вверх
Мы на небо посмотрели
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали. Вытирают» лицо руками
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали. Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз
Плечами дружно поведем Движения плечами
И все капельки стряхнем
От дождя убежим,
Под кусточком посидим. Приседают, поморгать глазами.
Ученый: Теперь я попрошу вас сесть. Вставать со стульчиков нельзя. Дома такой опыт можно проводить только со взрослыми!
Опыт 4. «Пар - это тоже вода»
Для опыта нам понадобится банка. Из чего она сделана? Значит она какая? (стеклянная, сухая, пустая). Посмотрите на крышку. Какая она? Дает потрогать. (сухая). Я ставлю банку на стол, беру чайник с очень горячей водой, аккуратно наливаю воду в банку. Закрываю банку крышкой. Что происходит в банке? Что за белое облако поднимается вверх? (ответы). Белое облако – это пар. Пар – это мельчайшие капельки воды. Посмотрите на крышку. Что стекает по стенкам банки? Так вот, оказывается, откуда берется дождь. Капли, нагревшись на земле от солнышка, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Итак, что мы узнали из этого опыта?
Вывод: Пар – это мельчайшие капельки воды.
Ученый: Сегодня вы, как настоящие ученые, провели несколько опытов. Можете ли вы теперь сказать, что снежинка, паринка и капелька это родные сестрички? (ответы). Я рада была вам помочь. Вы молодцы, мне было очень приятно работать с такими умными, внимательными, любознательными учеными. На память о нашей встрече я дарю вам диск с замечательным мультфильмом «Заяц Коська и Родничок». Он поможет вам еще больше узнать о путешествии воды в природе. До свидания. Дети благодарят за помощь и возвращаются в группу.
Воспитатель:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким равнинам.
Вдруг в небо взовьётся,
Дождями вернётся.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь…
Вас окружает везде и всегда-
Эта волшебница, чудо – вода!
Воспитатель: К сожалению, чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Человек не всегда бережно относится к воде. А вы? Что вы делаете для того, чтобы беречь воду? (ответы). Да, ребята, вода – добрый друг и помощник человека. Так давайте будем дружить с водой и относиться к ней бережно. А чтобы вы всегда помнили о том, что воду надо беречь, Капелька дарит вам на память вот таких маленьких сестричек (показывает капельки). Эти капельки будут жить у нас в группе в тех местах, где находится вода.
Используемая литература:
1. Экологические проекты в детском саду/О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2011.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-190с.
3. Яковлева М. И. Опыты для детей и взрослых. - Эксмо, 2012
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2007.- 56с.
5. Интернет-ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir