Получи документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие капельки»

Елена Цветкова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие капельки»

Тема НОД: «Путешествие Капельки»

Образовательная область: познавательное развитие

Тип занятия: Сообщение новых знаний

Вид: Экспериментирование

Программные задачи:

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать с помощью опытов, что вода может переходить из одного состояния в другое. Обобщить и расширить знания детей о круговороте воды в природе. Развивать любознательность, мышление, речь детей; обогащать словарный запас. Воспитывать бережное отношение к воде.

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Путешествие капельки“» размещена в разделах

Цель экспериментальной деятельности:

Учить детей проводить исследования, добиваться результатов; размышлять, высказывать своё мнение, обобщать результаты опытов.

Здоровьесберегающие технологии: Зрительная гимнастика

Оборудование: диск «Звуки природы» (Шум океана, Журчание ручья).

Материал для оформления лаборатории: халаты по количеству детей, 1 для взрослого, глобус, колбы, пробирки, пинцеты, микроскоп, пипетки, увеличительные стекла и т. д.

Для опытов: кусочки льда, комочки снега, чайник с горячей водой, стекло или зеркало, пипетки по количеству детей, стаканчики одноразовые (по 2 штуки, глубокие контейнеры, колба, желобки из фольги (по количеству детей, банка 3-литровая, пинцет или щипцы для льда; диск с мультфильмом «Заяц Коська и Родничок»; силуэты сказочных капелек.

Словарная работа: лаборатория, ученые.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, заучивание стихотворения «Вы слыхали о воде?», замораживание воды в формочках.

Ход занятия.

Звучит музыка с записью шума океана. Дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Конечно же, это вода. Так вы слыхали о воде?

1 ребенок: Говорят, она везде!

2 ребенок: В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

3 ребенок: На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем!

4 ребенок: Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

5 ребенок: Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

6 ребенок: Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Вы ее в пруду найдете

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница – вода!

Воспитатель:

Ребята, вода - самое удивительное вещество на Земле! Сегодня я хочу вам рассказать одну историю. Жили-были три капельки, три сестрички. Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды солнышко грело так сильно, что одна из них превратилась в пар. А когда похолодало, ударил страшный мороз. Вторая капелька в эту минуту расчесывала свои косички, да так и превратилась в снежинку с красивыми лучиками. А третья успела спрятаться и осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала любоваться собой и не захотела признавать в капельке и «паринке» родных сестричек. А как вы думаете, права ли снежинка? Снежинка, паринка и капелька – это родные сестрички или нет? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы хотите помирить сестричек? Как это сделать? Что для этого нужно? (ответы). Вы предлагаете провести опыты, чтобы больше узнать о свойствах воды? Хорошо. Тогда предлагаю отправится в научную лабораторию. Согласны? Вы знаете, что такое лаборатория? А кто там работает? (ответы).

Правильно. Лаборатория – это помещение, специально приспособленное для проведения там опытов. А ученый – это человек, который очень много знает и еще больше хочет узнать. Учеными могут быть и мужчины, и женщины. В лаборатории нужно вести себя очень тихо, чтобы никому не мешать работать. Вы готовы? Тогда пойдемте.

Воспитатель и дети заходят в лабораторию, ученый (2 воспитатель) разглядывает что-то в колбе, взбалтывает цветную жидкость, записывает что-то в тетрадь. Дети здороваются.

Ученый: Здравствуйте - здравствуйте! (спуская очки на нос, разглядывает гостей). Чем могу быть полезен? Что привело вас в нашу научную лабораторию? Дети объясняют, с какой целью они пришли. Просят помочь им доказать снежинке, что капелька и паринка ее сестрички.

Ребята, я с удовольствием вам помогу, но сначала мне бы хотелось узнать, что вы знаете о воде? (ответы детей)

Молодцы, необходимые знания у вас есть. Поэтому, я предлагаю вам провести несколько опытов с водой. Сегодня вы будете настоящими учеными! Лаборатория любит чистоту и порядок. Наденьте, пожалуйста, халаты. А чтобы мне с вами было легче общаться, давайте прикрепим бейджики с вашими именами (воспитатель помогает прикреплять бейджики с надписями Ученый Максим и т. д.). Готовы к работе? Тогда начнем.

Итак, подойдите, пожалуйста, к столу. Что происходит с капельками дождя, когда они падают на землю? (ответы)

Ученый выслушивает ответы. Хорошо, сейчас мы с вами это и проверим.

Опыт 1. Возьмите в руки пипетку, наберите в нее воду из стаканчика, по капельке капайте воду на желобок. Что происходит с капельками воды?

Дети: Капельки соединяются вместе и образуют ручеек.

Ученый: Молодцы. Положите пипетки на место. Сейчас мы с вами смогли пронаблюдать, как в природе образуются ручейки. А как вы думаете, если много ручейков сольются вместе, что получится? (река). Молодцы.

Вывод: Капельки дождя, падая с неба, соединяются и образуют ручейки.

Опыт 2. «Вода не имеет формы»

Ученый: А теперь посмотрите на мяч, какой он формы? Какую форму имеет огурец? Как вы думаете, а какую форму имеет вода? (ответы). Давайте проверим, верны ли ваши предположения? Поможет нам в этом следующий опыт.

Возьмите пробирку с водой. Какой формы в ней вода? (ответы). Хорошо. А сейчас возьмите в руки пустой стаканчик и аккуратно перелейте воду из пробирки в стакан. Что вы сейчас делаете? Если воду можно переливать, значит, она какая? (жидкая). Какой формы стала вода в ваших стаканчиках? Значит, что мы можем сказать о форме воды? Есть ли у нее своя форма? (ответы)

Вывод: У воды нет формы, она принимает форму емкости, в которую ее наливают.

Опыт 3. «Лед - твердая вода»

Мне сказали, что вчера вы налили воду в формочки и поставили их на улицу, чтобы посмотреть, что же произойдет с водой. Сейчас в нашу лабораторию доставили ваши образцы, вот они, посмотрите. Что произошло с водой? Если положить кусочек льда на тарелочку, как вы думаете, что произойдет? А если положить его на ладошку? Где лед растает быстрее? Давайте это проверим. Я положу каждому на тарелочку кусочек льда. А теперь возьмите вторую льдинку и подержите ее в ладошке. Какая она? Что случилось с льдинкой? Почему лед стал таять в ваших ладонях? Значит, лед это?

Положите льдинки на мою тарелочку. А теперь возьмите льдинку на своей тарелочке и тоже переложите на мою. Что-нибудь появилось на месте, где лежала льдинка? Где лед таял быстрее? Почему? Итак, что мы узнали?

Вывод: Мы узнали еще одно свойство воды: она может замерзать и превращаться (в лед, который в свою очередь может в тепле растаять и снова превратиться… (в воду)

Возьмите в ладошки снег. Подержите. Что происходит? Значит снег - это…

Замечательно. Вы настоящие ученые.

А теперь мы проведем самый опасный опыт. Подойдите ко мне. Сейчас нам понадобятся ваши зоркие глазки. А чтобы они лучше видели, мы с вами их немножко потренируем.

Зрительная гимнастика «Дождик»

Капля первая упала – кап! Сверху пальцем показывают траекторию движения капли,

И вторая прибежала – кап! глазами вверх

Мы на небо посмотрели

Капельки «кап-кап» запели,

Намочили лица,

Мы их вытирали. Вытирают» лицо руками

Туфли – посмотрите –

Мокрыми стали. Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз

Плечами дружно поведем Движения плечами

И все капельки стряхнем

От дождя убежим,

Под кусточком посидим. Приседают, поморгать глазами.

Ученый: Теперь я попрошу вас сесть. Вставать со стульчиков нельзя. Дома такой опыт можно проводить только со взрослыми!

Опыт 4. «Пар - это тоже вода»

Для опыта нам понадобится банка. Из чего она сделана? Значит она какая? (стеклянная, сухая, пустая). Посмотрите на крышку. Какая она? Дает потрогать. (сухая). Я ставлю банку на стол, беру чайник с очень горячей водой, аккуратно наливаю воду в банку. Закрываю банку крышкой. Что происходит в банке? Что за белое облако поднимается вверх? (ответы). Белое облако – это пар. Пар – это мельчайшие капельки воды. Посмотрите на крышку. Что стекает по стенкам банки? Так вот, оказывается, откуда берется дождь. Капли, нагревшись на земле от солнышка, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Итак, что мы узнали из этого опыта?

Вывод: Пар – это мельчайшие капельки воды.

Ученый: Сегодня вы, как настоящие ученые, провели несколько опытов. Можете ли вы теперь сказать, что снежинка, паринка и капелька это родные сестрички? (ответы). Я рада была вам помочь. Вы молодцы, мне было очень приятно работать с такими умными, внимательными, любознательными учеными. На память о нашей встрече я дарю вам диск с замечательным мультфильмом «Заяц Коська и Родничок». Он поможет вам еще больше узнать о путешествии воды в природе. До свидания. Дети благодарят за помощь и возвращаются в группу.

Воспитатель:

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лёд,

Растает – и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким равнинам.

Вдруг в небо взовьётся,

Дождями вернётся.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь…

Вас окружает везде и всегда-

Эта волшебница, чудо – вода!

Воспитатель: К сожалению, чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Человек не всегда бережно относится к воде. А вы? Что вы делаете для того, чтобы беречь воду? (ответы). Да, ребята, вода – добрый друг и помощник человека. Так давайте будем дружить с водой и относиться к ней бережно. А чтобы вы всегда помнили о том, что воду надо беречь, Капелька дарит вам на память вот таких маленьких сестричек (показывает капельки). Эти капельки будут жить у нас в группе в тех местах, где находится вода.

Используемая литература:

1. Экологические проекты в детском саду/О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2011.

2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-190с.

3. Яковлева М. И. Опыты для детей и взрослых. - Эксмо, 2012

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2007.- 56с.

5. Интернет-ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir

Публикации по теме:

Проект «Волшебница вода» в 1 младшей группе детского садаПроект «Волшебница вода» в 1 младшей группе детского сада роект " Волшебница-вода". Цель проекта знакомить детей со свойствами воды (текучесть, прозрачность и т. д.) ; развивать навыки проведения.

Проект «Вода вокруг нас» Дать детям элементарные знания о воде, воспитывать бережное отношение к воде. Задачи: -обратить внимание детей на значение воды в окружающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие капельки»
Опубликовано: 15 октября 2014 в 20:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД