Лучший педагог года

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в село Хохлома»

Ольга Анатольевна Квашнина
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в село Хохлома»

Вид: продуктивная деятельность

Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка», «Труд».

Цель: Знакомство детей с Хохломским народным промыслом, его особенностями, цветовой палитрой.

Задачи:

1. Обучающие

1.1. Познакомить с техникой выполнения «верховой» росписи.

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Путешествие в село Хохлома“» размещена в разделах

1.2. Учить рисовать элементы узора: завитки, травку, ягоды, цветы, листья.

1.3. Совершенствовать умение рисовать концом кисти.

2. Развивающие

2.1. Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук.

2.2. Развивать целостное восприятие (умение соединять элементы в целое).

2.3. Развивать наблюдательность, зрительно-пространственное восприятие и воображение.

2.4. Развивать крупную моторику: ловкость и координацию движений.

3. Воспитательные

3.1. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь другим.

4. Оборудование и материалы к НОД

Для воспитателя: презентация «Хохлома», флэш-накопитель с записями народной музыки и песни «Дружба» (слова и музыка Любаши, ноутбук, мультимедиа проектор; игрушка (кукла) Марья-искусница, образцы промысла Хохлома, шкатулка, записка; кисти разного размера (№ 1-5, два набора гуаши, магнитная доска, магниты, мольберт (доска, голубая ткань (для ручейка, «кочки» из дерматина; деревянная разделочная доска, тонированная желтым цветом.

Для детей: краски гуашь – 6 цветов (набор на двоих детей, кисти № 2 и № 3, подставки для кисточек, стаканчики-непроливайки, салфетки, деревянные разделочные доски, тонированные желтым цветом.

Словарная работа: «Золотая хохлома», промысел, рукодельница.

Ход НОД.

Вводная часть

Дети заходят в группу под музыку «Дружба», становятся полукругом перед воспитателем.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

Всех вас видеть

Очень рада я!

К вам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними. Ребята, песня, под которую вы вошли в зал, про дружбу. А у вас есть лучшие друзья?

Дети: да, у нас есть друзья.

Воспитатель: у меня тоже есть подружка, зовут её Марья-искусница (показываю куклу в русском народном костюме). Марья – талантливая рукодельница: и шьёт, и вяжет, и лепит, и изделия узорами украшает. Живёт она в одном селе великих мастеров. В этом селе умельцы расписывают посуду из дерева, там нет ни одного жителя, который не умел бы делать что-то своими руками и даже малыши помогают взрослым расписывать изделия.

У нас с Марьюшкой есть заветная шкатулка (показываю расписную шкатулку). Хотите посмотреть, что в ней лежит?

Дети: да!

(Дети рассматривают содержимое шкатулки – кисти, краски).

Воспитатель: ребята, посмотрите, здесь какая-то записка (достать записку и показать детям! Давайте ее прочитаем.

Воспитатель читает записку: дорогие ребята, приглашаю вас в гости в мое родное чудесное село великих мастеров! Ну, что, отправимся в село мастеров?

Дети: да!

Воспитатель: тогда вставайте парами, и идите за мной.

Путь до сказки недалёк,

Перепрыгнем ручеёк (перепрыгивают «ручеёк»).

Вот болото перед нами,

Кочки ходят под ногами.

Осторожно проходите,

Равновесие держите (прыгают по «кочкам»!

Основная часть:

Воспитатель: (звучит народная музыка) вот и случилось волшебство, и давайте узнаем, куда мы попали? Для этого прочтем название села (читаем слайд 1 "Хохлома").

Мы попали в царство Золотой Хохломы!

Воспитатель:

Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду. Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать?

Дети: да!

Воспитатель: садитесь на стулья, а я вам сказку расскажу не про вас, не про вас, а про чудесный промысел (дети садятся на стулья, идет рассказ с показом презентации).

Сказка о Хохломе (слайд 2)

Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Люди говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок – умелец (слайд 3). Избу поставил, стол, да лавку сделал, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу, сам ест и птицам пшена не забывает насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица, он ее и угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. С тех пор стал мужик делать и расписывать посуду, и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые (слайд 4).Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до царя, и послал он за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, то он позвал деревенских мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем о счастье, о любви к людям, о красоте.

Вот откуда появилась на Руси золотая посуда (слайд 5). Затем золотую посуду мастера везут на ярмарку, а там народ зазывают: «Кому посуду для каши, окрошки, чудо-блюдо, да чашки, ложки?» (слайд 6) Народ спрашивает: «Откуда посуда?», а мастера отвечают: «К вам приехала золотая Хохлома (слайд 7)

Воспитатель: ребята, как много разной посуды изображено на экране. Нравятся вам посуда? Почему она вам понравились? Как вы думаете, что необычного в этой посуде?

Дети: да, нравится, так как она нарядная, красивая, расписная

Воспитатель: дети, как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду?

Дети: да, посуду изготавливать трудно.

Воспитатель: конечно, изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкурится, олифится, покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.

Воспитатель: дети, осмотрите на экран и скажите, какие цвета использовал художник для росписи посуды (слайд 8?

Дети: красный, черный, зеленый.

Воспитатель: правильно, есть черный, красный цвет, встречается зеленый, но больше всего желтого или золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему Хохлому называют «золотой»?

Воспитатель: скажите, какие узоры использовал художник (слайд 8?

Дети: веточки, травка, листья, цветы, ягоды.

Воспитатель: правильно, в узорах есть разные ягоды, листья, цветы (слайд 9, а вот узор, который встречается чаще всего – это «травка», который состоит из разных элементов: осочки, капельки, завитки, усики (слайд 10).

Из «травки» художники составляют самые разные композиции (слайд 11). Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.

И чего здесь только нет:

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

И нигде на свете нет таких соцветий!

Воспитатель: дети, встаньте, пожалуйста, в круг, мы немного отдохнем.

Проводится физкультминутка:

Птица хохломская крыльями махала (руки в стороны, взмахи,

Крыльями махала - злато рассыпала (взмахи, встряхиваем кисти рук,

Головой качала, в стороны качала (наклоны головы,

Да с землицы русской травы собирала (наклоны в пол, «собираем травы»,

Травы собирала, чаши украшала («собираем травы», обводим руками круг,

Мастерство с любовью нам передавала (руки к сердцу, руки вперед).

Воспитатель: молодцы, садитесь на свои места.

Особенно красивой росписью украшали предметы, которыми пользовались в старину за праздничным столом (слайд 12, например: ковши - широкие открытые сосуды с ручкой для зачерпывания жидкости.

Воспитатель: ребята, вы, наверное, уже заметили, что на разной посуде разный фон, и в зависимости от фона подобраны различные приемы росписи.

Существует 2 приема росписи:

«верховая» - это нанесение рисунка красным, зеленым и черным цветом по желтому фону;

«фоновая» - рисунок идет по черному или красному фону.

Практическая часть

Воспитатель: ребята, а вы хотите превратиться в мастеров-художников?

Дети: да, хотим быть мастерами-художниками!

Воспитатель: у каждого из вас на столах лежат деревянные разделочные доски, тонированные гуашью желтого цвета; я предлагаю вам расписать их хохломскими узорами. У нас будет «верховая» роспись. Это будет настоящее творчество! Но сначала: приготовим руки для работы и скажем хором волшебные слова:

Кисти, краски помогите

Хохлому рисовать начните (делаем круговые движения ладошками над красками и кисточками!

Сейчас я расскажу и покажу вам последовательность выполнения композиции, а вы будете за мной повторять:

кисть держим тремя пальцами у железного наконечника;

сначала рисуем слегка изогнутый стебель, который называется криуль гуашью черного цвета;

затем от стебля-криуля рисуем небольшие веточки-завитки;

затем на стебле рисуем листочки и ягодки гуашью красного и зеленого цвета;

в заключении дополняем композицию – рисуем осочки, капельки, усики, кустики, травитки.

(На доске и столах детей расположены плакаты, технологические карты для выполнения элементов хохломской росписи). В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставлять детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

Заключительная часть: выставка и анализ выполненных работ.

Воспитатель: посмотрите, какие чудесные получились доски – яркие, красочные, праздничные - как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился неповторимый узор : красиво выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно, удачно выполнены цветы и листочки.

В заключение деятельности я хочу сказать вам спасибо за то, что вы были активными и общительными, подарить вам эти расписные доски и сказать слова (слайд 13) :

Хохломская роспись – алых ягод россыпь

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи-перелески, шлковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

У красы точной сарафан парчовый,

По волнам узоров яхонты горят.

Что за чародеи Хохлому одели

В этот несказанный праздничный наряд?

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий –

Всех чудес чудесней наша Хохлома!

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в село Хохлома»
Опубликовано: 17 января 2015 в 15:43
+104Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 80.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД