Светлана Астахова
«Кто живет в реке и в озере». Конспект НОД по теме «Обитатели пресных водоемов» в старшей группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе
Тема. Кто живет в реке и в озере
Цель: формирование представлений об обитателях пресных водоемов (рек, озер, их образе жизни и значении.
Задачи:
- закреплять знания о пресноводных обитателях рек и озер;
- развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озер;
Публикация «„Кто живет в реке и в озере“, Конспект НОД по теме „Обитатели пресных водоемов“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обитатели рек и озер, пресноводные
- Реки, озера России
- Реки, озёра, родники, пресные водоемы
- Старшая группа
- Темочки
- развивать связную речь и активизировать словарный запас детей;
- воспитывать интерес к жизни пресноводных обитателей.
Материалы: демонстрационная динамическая картина «Кто живет в реке и в озере», демонстрационная картина С. Артюшенко «Пресноводные рыбы», картинки лягушки, бобра.
Ход НОД
I. Организационный момент
Приветствие
- Ребята, как же приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.
II. Основная часть
- Сегодня я получила голосовое сообщение от Незнайки. Давайте его прослушаем. (Привет, ребята! В моем Цветочном городе завтра состоится открытие парка отдыха и развлечений с озером. Мне поручили запустить, расселить всех обитателей, которые живут в озере. Ребята, но дело в том, что я не знаю, кто живет в озере. Помогите мне, пожалуйста)
- Ребята, поможем Незнайке? (Ответы детей). Для того, чтобы Незнайке было легче запомнить обитателей пресных водоемов, я принесла вот такую интересную картину.
Педагог открывает картину «Кто живет в реке и в озере». Дети рассматривают картину.
- Ребята, как вы думаете, что это за водоем? (Река, пруд, озеро). Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!
- Я хочу загадать вам загадки, а отгадки вы увидите на картине.
Она плавает в пруду —
Без труда её найду:
Говорит тихонько «кря»
И она, и вся семья!
(Утка)
Вот уж диво, вот уж птица!
На воде словно царица,
Белоснежный цвет под стать,
Глаза трудно оторвать.
(Лебедь)
- Ребята, подумайте, что общего у всех этих птиц, чем они похожи? (Водоплавающие, на зиму улетают в теплые края, питаются мелкой рыбкой)
- Как приспособились птицы к жизни около водоема?
- У уток, гусей и лебедей на лапках пальцы срослись между собой, образуя ласты, чтобы быстро плавать в воде. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, чтобы они долго не намокали в воде. Они питаются рыбой, лягушками, растениями, насекомыми и их личинками. Птицы строят свои гнезда около водоема, в камышах, траве. При опасности околоводная растительность служит им укрытием.
Далее педагог загадывает детям загадку:
Хвостом она виляет,
Зубаста, а не лает.
Кто же это?
(Щука)
- Правильно, ребята, это щука. Чтобы ее увидеть, я предлагаю посмотреть на подводную часть нашей картины. Щука — хищная рыба, которая живёт в реках и озёрах. Она всеядная и охотится на всё, что может двигаться — от рыбы до лягушек и червей. Щука считается одной из самых прожорливых хищников России. Но ее по праву можно назвать «санитаром» рек, ведь она питается и больной рыбой тоже. Вспомните сказку про эту рыбу? («По щучьему веленью»)
Педагог предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ерши и щука» (Щука сидит в кругу. Дети ходят по кругу и говорят слова:
Над речушкой в тиши
Шелестят камыши,
А в воде у камышей
Шесть задиристых ершей.
Не ершитесь, вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас, ершей-малышей,
Щука ждет из камышей
Дети разбегаются, щука ловит ершей. Игра повторяется 2-3 раза.
После этого дети вновь располагаются перед картинами (педагог открывает картину «Пресноводные рыбы»)
- Ерша узнать нетрудно. Если его вынуть из воды, ерш имеет крайне оригинальный вид и с первого взгляда может показаться каким-то чудовищем: он растопыривает свои острые плавники и «щеки», сгибает набок хвост - скорее походит на колючий шарик, чем на рыбу. Это взъерошивание, составляет единственное средство ее защиты: перед этим лесом твердых шипов отступает и голодная щука.
- Ерш не любит солнечного света и теплой воды. В жаркое время, когда вода нагревается, он уходит жить в холодные ямы. Ерш очень живуч: если бросить его на лед, он замерзнет, а в тепле может оттаять и вновь поплыть.
- Сейчас мы с вами окунемся в речные просторы и посмотрим разновидности речных рыб. Ребята, назовите известных вам рыб, изображенных на картине. Расскажите, пожалуйста, как вы их узнали. (Ответы детей)
Верно, здесь плавает и сом – темно-серый, с длинными усами и большой головой, и карась – широкий, как блюдце; и окунь – зеленый, полосатый, с красными плавниками.
- Посмотрите, ребята, а вот сазан – золотистый, толстый; вот пескарь – маленький, песочного цвета; карп – похож на сазана, только шире; красноперка – беленькая, с зеленой спинкой
- Кроме рыб есть и другие обитатели водоемов:
По дну реки гулять идет
И ножницы с собой несет.
(Рак)
У нее огромный рот,
По ночам в пруду поет,
Вся зеленая такая,
Комара легко поймает.
Что за чудо-попрыгушка
Отгадаете?
(Лягушка)
- Молодцы, ребята! Это рак и лягушка.
- Рак обитает в речных заводях, озерах, прудах. Днем они прячутся под камнями, корягами, корнями деревьев. Кормятся в основном ночью, вылезая из своих убежищ и выслеживая добычу. Питается растительной пищей и животными. Передвигаясь, он пятится назад. Есть усы и клешня.
- Для чего раку клешни? (Ответы детей). С помощью клешней рак захватывает добычу или растительную пищу, а еще обороняется от врагов. Посмотрите, как они выставляют клешни, когда защищаются!
- Обратите внимание, еще у рака есть усы: одна пара длинных усов (антенн, они нужны раку для осязания, он ими трогает окружающие предметы) и две пары коротких усиков. С помощью коротких усиков рак улавливаем запахи.
- Нельзя не отметить пользу раков для экосистемы: они очищают дно реки. Вообще считается, что раки живут только в очень чистой воде.
- Лягушки живут в реках, озерах, прудах. Зимуют в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми. Питаются насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих, рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара. Враги лягушек – цапли, аисты, журавли.
- Ребята, а какие сказки про лягушку вы знаете? («Царевна-лягушка», «Лягушка-путешественница»)
- А теперь давайте поиграем.
«Две лягушки»
Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)
Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте)
Всем друзьям физкультпривет!
- Какие звери приспособились к жизни в воде? Могу дать вам подсказку:
В тихой заводи речной он построил дом весной.
Без пилы и топора дом построен у… (бобра)
- Бобры селятся по берегам таких водоемов, вся их жизнь связана с водой. Бобры хорошо плавают. На берегу водоема бобры строят свое жилище - хатку, которая всегда находится выше уровня воды, а вход всегда под водой.
-Как вы думаете, едят ли бобры лягушек, рыбу, улиток? (Ответы детей)
- Нет, не едят. Бобры питаются только растительной пищей, то есть корой деревьев, веточками, корневищами и стеблями водных растений.
III. Заключительная часть
- Да, ребята, Незнайка и не ожидал, что вы столько знаете о пресноводных обитателях рек и озер. Я думаю, что теперь он с легкостью справится со своим заданием!
- Итак, подводя итог нашему занятию, скажите, что больше всего вам понравилось на занятии? (Ответы детей)
- А сейчас вы можете нарисовать ту рыбку, которая вам больше всего понравилась и подарить рисунок Незнайке. Я думаю, он будет очень рад.