МААМ-картинки

«Кто живет в реке и в озере». Конспект НОД по теме «Обитатели пресных водоемов» в старшей группе

Светлана Астахова
«Кто живет в реке и в озере». Конспект НОД по теме «Обитатели пресных водоемов» в старшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

Тема. Кто живет в реке и в озере

Цель: формирование представлений об обитателях пресных водоемов (рек, озер, их образе жизни и значении.

Задачи:

- закреплять знания о пресноводных обитателях рек и озер;

- развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озер;

Публикация «„Кто живет в реке и в озере“, Конспект НОД по теме „Обитатели пресных водоемов“ в старшей группе» размещена в разделах

- развивать связную речь и активизировать словарный запас детей;

- воспитывать интерес к жизни пресноводных обитателей.

Материалы: демонстрационная динамическая картина «Кто живет в реке и в озере», демонстрационная картина С. Артюшенко «Пресноводные рыбы», картинки лягушки, бобра.

Ход НОД

I. Организационный момент

Приветствие

- Ребята, как же приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

II. Основная часть

- Сегодня я получила голосовое сообщение от Незнайки. Давайте его прослушаем. (Привет, ребята! В моем Цветочном городе завтра состоится открытие парка отдыха и развлечений с озером. Мне поручили запустить, расселить всех обитателей, которые живут в озере. Ребята, но дело в том, что я не знаю, кто живет в озере. Помогите мне, пожалуйста)

- Ребята, поможем Незнайке? (Ответы детей). Для того, чтобы Незнайке было легче запомнить обитателей пресных водоемов, я принесла вот такую интересную картину.

Педагог открывает картину «Кто живет в реке и в озере». Дети рассматривают картину.

- Ребята, как вы думаете, что это за водоем? (Река, пруд, озеро). Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

- Я хочу загадать вам загадки, а отгадки вы увидите на картине.

Она плавает в пруду —

Без труда её найду:

Говорит тихонько «кря»

И она, и вся семья!

(Утка)

Вот уж диво, вот уж птица!

На воде словно царица,

Белоснежный цвет под стать,

Глаза трудно оторвать.

(Лебедь)

- Ребята, подумайте, что общего у всех этих птиц, чем они похожи? (Водоплавающие, на зиму улетают в теплые края, питаются мелкой рыбкой)

- Как приспособились птицы к жизни около водоема?

- У уток, гусей и лебедей на лапках пальцы срослись между собой, образуя ласты, чтобы быстро плавать в воде. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, чтобы они долго не намокали в воде. Они питаются рыбой, лягушками, растениями, насекомыми и их личинками. Птицы строят свои гнезда около водоема, в камышах, траве. При опасности околоводная растительность служит им укрытием.

Далее педагог загадывает детям загадку:

Хвостом она виляет,

Зубаста, а не лает.

Кто же это?

(Щука)

- Правильно, ребята, это щука. Чтобы ее увидеть, я предлагаю посмотреть на подводную часть нашей картины. Щука — хищная рыба, которая живёт в реках и озёрах. Она всеядная и охотится на всё, что может двигаться — от рыбы до лягушек и червей. Щука считается одной из самых прожорливых хищников России. Но ее по праву можно назвать «санитаром» рек, ведь она питается и больной рыбой тоже. Вспомните сказку про эту рыбу? («По щучьему веленью»)

Педагог предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ерши и щука» (Щука сидит в кругу. Дети ходят по кругу и говорят слова:

Над речушкой в тиши

Шелестят камыши,

А в воде у камышей

Шесть задиристых ершей.

Не ершитесь, вы, ерши,

Лучше спрячьтесь в камыши.

Вас, ершей-малышей,

Щука ждет из камышей

Дети разбегаются, щука ловит ершей. Игра повторяется 2-3 раза.

После этого дети вновь располагаются перед картинами (педагог открывает картину «Пресноводные рыбы»)

- Ерша узнать нетрудно. Если его вынуть из воды, ерш имеет крайне оригинальный вид и с первого взгляда может показаться каким-то чудовищем: он растопыривает свои острые плавники и «щеки», сгибает набок хвост - скорее походит на колючий шарик, чем на рыбу. Это взъерошивание, составляет единственное средство ее защиты: перед этим лесом твердых шипов отступает и голодная щука.

- Ерш не любит солнечного света и теплой воды. В жаркое время, когда вода нагревается, он уходит жить в холодные ямы. Ерш очень живуч: если бросить его на лед, он замерзнет, а в тепле может оттаять и вновь поплыть.

- Сейчас мы с вами окунемся в речные просторы и посмотрим разновидности речных рыб. Ребята, назовите известных вам рыб, изображенных на картине. Расскажите, пожалуйста, как вы их узнали. (Ответы детей)

Верно, здесь плавает и сом – темно-серый, с длинными усами и большой головой, и карась – широкий, как блюдце; и окунь – зеленый, полосатый, с красными плавниками.

- Посмотрите, ребята, а вот сазан – золотистый, толстый; вот пескарь – маленький, песочного цвета; карп – похож на сазана, только шире; красноперка – беленькая, с зеленой спинкой

- Кроме рыб есть и другие обитатели водоемов:

По дну реки гулять идет

И ножницы с собой несет.

(Рак)

У нее огромный рот,

По ночам в пруду поет,

Вся зеленая такая,

Комара легко поймает.

Что за чудо-попрыгушка

Отгадаете?

(Лягушка)

- Молодцы, ребята! Это рак и лягушка.

- Рак обитает в речных заводях, озерах, прудах. Днем они прячутся под камнями, корягами, корнями деревьев. Кормятся в основном ночью, вылезая из своих убежищ и выслеживая добычу. Питается растительной пищей и животными. Передвигаясь, он пятится назад. Есть усы и клешня.

- Для чего раку клешни? (Ответы детей). С помощью клешней рак захватывает добычу или растительную пищу, а еще обороняется от врагов. Посмотрите, как они выставляют клешни, когда защищаются!

- Обратите внимание, еще у рака есть усы: одна пара длинных усов (антенн, они нужны раку для осязания, он ими трогает окружающие предметы) и две пары коротких усиков. С помощью коротких усиков рак улавливаем запахи.

- Нельзя не отметить пользу раков для экосистемы: они очищают дно реки. Вообще считается, что раки живут только в очень чистой воде.

- Лягушки живут в реках, озерах, прудах. Зимуют в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми. Питаются насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих, рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара. Враги лягушек – цапли, аисты, журавли.

- Ребята, а какие сказки про лягушку вы знаете? («Царевна-лягушка», «Лягушка-путешественница»)

- А теперь давайте поиграем.

«Две лягушки»

Видим, скачут по опушке

(Повороты в стороны)

Две зеленые лягушки.

(Полуприседания вправо-влево)

Прыг-скок, прыг-скок,

(Переступание с носка на пятку)

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

Вот здоровья в чем секрет,

(Ходьба на месте)

Всем друзьям физкультпривет!

- Какие звери приспособились к жизни в воде? Могу дать вам подсказку:

В тихой заводи речной он построил дом весной.

Без пилы и топора дом построен у… (бобра)

- Бобры селятся по берегам таких водоемов, вся их жизнь связана с водой. Бобры хорошо плавают. На берегу водоема бобры строят свое жилище - хатку, которая всегда находится выше уровня воды, а вход всегда под водой.

-Как вы думаете, едят ли бобры лягушек, рыбу, улиток? (Ответы детей)

- Нет, не едят. Бобры питаются только растительной пищей, то есть корой деревьев, веточками, корневищами и стеблями водных растений.

III. Заключительная часть

- Да, ребята, Незнайка и не ожидал, что вы столько знаете о пресноводных обитателях рек и озер. Я думаю, что теперь он с легкостью справится со своим заданием!

- Итак, подводя итог нашему занятию, скажите, что больше всего вам понравилось на занятии? (Ответы детей)

- А сейчас вы можете нарисовать ту рыбку, которая вам больше всего понравилась и подарить рисунок Незнайке. Я думаю, он будет очень рад.

Публикации по теме:

Конспект занятия по конструированию из природного материала «Лебеди на озере» в старшей группеКонспект занятия по конструированию из природного материала «Лебеди на озере» в старшей группе Конспект занятия по конструированию из природного материала на тему «Лебеди на озере» в старшей группе. Цель занятия: научить изготавливать.

Дидактическая игра по теме дикие животные «Кто где живет»Дидактическая игра по теме дикие животные «Кто где живет» Название наземных и почвенных животных и их среду обитания лучше изучать с ребенком, в форме дидактической игры, которая обладает уникальным.

Дистанционное видеозанятие с дошкольниками с ТНР по развитию речи «Обитатели водоемов» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию видео-занятие по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Кто живет в реке и в озере». Конспект НОД по теме «Обитатели пресных водоемов» в старшей группе
Опубликовано: 25 марта 2025 в 20:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Кто живет в реке и в озере». Конспект НОД по теме «Обитатели пресных водоемов» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Астахова (УИ 2486642) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 апреля 2025 суббота
Всемирный день первоцветов!
Подснежник
Одуванчик
Ландыши
В этот день Иван Федоров начал работу над первой отечественной печатной книгой «Апостол».
Типография для детей
История книги в России
День памяти о геноциде советского народа
День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОв
Устраиваем большую стирку!
Праздник цирка!
20 апреля 2025 воскресенье
Праздник Светлой Пасхи!
Национальный день донора в России
Акулинин день



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД